Протест как основа современного искусства: скандал в Арсенале и еще 5 арт-протестов
Ситуация, сложившаяся в Арсенале перед открытием выставки “Великое и Величественное”, напомнила нам о сущности искусства и мотивах художников: Редактор bit.ua рассказывает о результатах скандала в самом Арсенале и вспоминает о самых громких арт-протестах, прошедших за последние пару лет в мире.
Напомним о ситуации, сложившейся в Мыстецком Арсенале: 25 июля, за день до открытия в музее большой выставки «Великое и Величественное», директор этой художественной институции Наталья Заболотная уничтожила работу художника Владимира Кузнецова «Колиивщина. Страшный суд». Выставка была приурочена к празднованию 1025-летия крещения Руси и ожидала на открытии высокодолжностных гостей – президента Виктора Януковича, глав Украинской православной церкви московского патриархата и Украинской православной церкви киевского патриархата.
Неугодная взору большая стенная роспись, на которой художник изобразил горящих в котле Страшного суда корумпированных чиновников, представителей церкви и правоохранительных органов, была закрашена черной краской; художника не только не предупредили о решении директора, но даже не пустили на территорию Арсенала забрать свои вещи. Наталья Заболотная в своем комментарии по этому поводу высказалась следующим образом: «Можно считать, что это мой собственный перформанс. … Нельзя ругать родину, как нельзя ругать мать. Все, что сказано против родины, я считаю аморальным». Также позже стало известно, что с выставки была снята еще одна работа – картина «Коктель Молотова» известного украинского художника Василия Цаголова. В день открытия выставки художники и социальные активисты провели акцию протеста против политической цензуры в искусстве и сращивания церкви с государством и культурой.
Свой протест против подобного акта цензуры выразили главный куратор Мыстецкого Арсенала Александр Соловьев, а также главный редактор журнала об искусстве ArtUkraine (находящийся под патронатом Мистецького Арсенала) Катерина Стукалова: узнав о случившемся, они написали заявления об уходе. На сегодняшний день все украинское художественное сообщество размышляет о последствиях инцидента и дальнейшей судьбе Арсенала, ведь государственная институция, на который многие делали ставки как на будущий большой музей современного искусства, сейчас остался без главного авторитетного куратора и с большой анти-репутацией на мировой художественной сцене.
Художественные тенденции уже на протяжении пару веков демонстрируют, что художники стремятся показывать актуальные проблемы социальной и политической действительности. Кто-то делает это мягче, некоторые прибегают к резким и радикальным средствам. В современном мире искусство представляет собой поле свободного художественного высказывания, различия только в том, что некоторых художников волнуют абстрактные философские вопросы, а других – насущные проблемы страны, в которой они живут.
Скандал в Мыстецком Арсенале продемонстрировал, что сегодня меценаты искусства, то есть государство и церковь, могут вернуться к практикам времен Советского Союза, когда государство заказывало художникам красивые работы «под заказ» и не давало право на свободное художественное высказывание. Многие деятели современного искусства считают, что таким образом в Украине может погибнуть практически единственная среда, где еще хоть сколько-нибудь открыто и честно пытаются посмотреть на порядки окружающей нас действительности.
Несколько схожих ситуаций мы нашли и среди мировых художественных практик:
Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй
Всемирно известный китайский художник Ай Вэйвэй является диссидентом родной страны за его творчество, которое критикует коммунистическую политику Китая. В 2011 году Вэйвэй вынужден был покинуть страну из-за политических репрессий, а с апреля того же года в китайских интернет-поисковиках были заблокированы запросы с его именем. В рейтинге международного журнала о современном искусстве «ArtReview» «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» в 2011 году этот художник занял первое место. Две работы Ай Вэйвэя сейчас можно увидеть в рамках выставки «Китай Китай» в PinchukArtCentre.
Скандальная выставка «Icons» в России
Выставка «Icons», которая представила работы 25-ти известных российских художников и была посвящена переосмыслению истории русской культуры и иконы (столетиями изобразительное искусство развивалось как часть церковного, храмового искусства), несколько раз закрывалась. Сначала она проводилась в Санкт-Петербурге, затем в Перми, но всякий раз ее со скандалом приостанавливали из-за угроз со стороны верующих, якобы она оскверняет их чувства. В результате недавно с поста директора пермского Музея современного искусства, где собственно и проходила выставка, был уволен известный культурный деятель и куратор выставки Марат Гельман, который приложил немалые силы для создания и развития єтого музея. Как заявляют специализированные сми, увольнение Гельмана было напрямую связано с его противодействиями цензуре в сфере искусства.
Венецианская биеннале современного искусства
Протесты жителей Стамбула, которые начались в мае этого года, были связаны с вырубкой парковой зоны в центре города и переоборудованием ее в новомодный комплекс с торгово-развлекательным центром и подземной транспортной развязкой. Заказчиком строительства выступали коммерческие структуры, относящиеся к правящей авторитарной партии. Мирные акции подверглись жестким действиям со стороны полиции, что привело к расжиганию еще больших протестов уже по всей Турции. Художники, кураторы и гости Венецианской биеннале выразили свою солидарность с манифестантами.
Живые люди как экспонаты в Еврейском музее Берлина
В Еврейском музее Берлина на выставке «Все, что вы хотели знать о евреях» экспонатами предстали… живые люди. Еврейский вопрос до сих пор живо волнует немецкое общество, и поэтому выставка была задумана для более близкого ознакомления с еврейской культурой. Кураторы подумали, что ничего так лучше и детальнее не передаст историю народа, как его представитель. Волонтеры, сидящие в стеклянных кубах, отвечали на вопросы посетителей. Это вызвало резкую критику со стороны самой еврейской общины. Опять же, хотели как лучше, а получился снова скандал.
Тема протеста на 7-й международной биеннале современного искусства в Берлине
7-я большая международная биеннале современного искусства в Берлине вообще была посвящена теме протеста. Тема выставки звучала как «Забыть о страхе» и представляла разные формы мирового художественного акционизма и активизма. Наочно экспозиция выглядела так, будто уличное искусство (примеры городских инервенций, стрит-арт) заселилось в выставочное пространство. На выставке были представлены социально-критические художники и активисты, которые используют художественные элементы. Важную часть Берлинской Биеннале 2012 составил необычный для формата биеннале проект – целый этаж в Институте современного искусства Kunstwerke был отдан протестному движению Occupy, которое разбило там свои палатки. Впервые в истории этой биеннале по настоянию куратора вход сделали бесплатным.