Спецпроєкти

Качать или не качать: дикие тренды украинских медиа


general Осторожно: сейчас начнется колонка в опасном жанре “доколе”. Колумнист bit.ua Владислав Недогибченко рассуждает о трендах в украинском медиа-пространстве, которыми не стоит гордиться – доступный нелицензионный и пиратский контент, низкосортная имиджевая реклама и отношение читателей к ним.

Казалось бы, украинский рынок медиа давно перестал баловать поводами для обсуждения. Но стоит только свежим взглядом окинуть то, к чему мы уже давно привыкли: любимые сайтики, парочку корпоративных страниц, флеш-баннер справа, как становится ясно: поводы никогда и не заканчивались.

Начнем со свеженького. Вся эта история с “Киевстаром”, выставившим партнерскую ссылку на, ни много, ни мало, один из крупнейших пиратских сайтов Украины, Европы и вселенной, ex.ua. По мнению “Киевстара”, это отличное местечко для просмотра фильмов и сериалов. Мы тоже не против. На данный момент ссылку убрали, но дело не в этом. А в том, что nobody cares. Сразу оговорюсь: это не манифест против пиратства. Чего греха таить, я сам качаю. А кто не качает? Да и вообще, то, как трепетно ex.ua относится к жалобам правообладателя или удаляет любое порно, делает ему чести гораздо больше, чем всем отечественным медиа вместе взятым. Другое дело, что размести Киевстар, МТС или сайт Секретариата Президента хоть киношку с Пайрэт Бэя, все оставалось бы как прежде. Рынку было бы комфортно.

Пугает следующее: во-первых, почти любая украинская бизнес-модель не очень “трясется” за имидж. В информационных медиа это видно невооруженным взглядом, потому что эти самые медиа – прежде всего и есть имидж. Если ты заходишь на сайт GQ, то видишь там рекламу Gucci и Givenchy, не меньше.

Размести Киевстар, МТС или сайт Секретариата Президента хоть киношку с Пайрэт Бэя, все оставалось бы как прежде. Рынку было бы комфортно.

Более массовый пример – Lenta.ru, где достаточно рекламы автомобилей или сотовых операторов. Снова-таки, не меньше. Вспоминая украинские издания и украинских же рекламодателей, в голову приходит… да почти ничего не приходит в голову! Хаос с каким-то блаженным абсурдным лицом. Есть korrespondent.net, где иногда можно увидеть pop-up’ы новенького смартфона на всю страницу или произвольно запускающееся видео, если ты вдруг вздумаешь проскроллить страницу чуть ниже обычного. Само по себе оно и не плохо, но тут же рядышком может красоваться баннер газеты “Бухгалтерский учет”. Не очень имиджевый, мягко говоря. Но и это все фигня по сравнению со следующим баннером про грудь участниц проекта “Холостяк”. What’s wrong with you, первый информационный ресурс страны? Держится пока только Forbes.

1381334920_131008014624

История рекламы знает немало маразмов. Но почему-то большинство из приходящих в голову примеров бесят как раз противоположным – слишком серьезной заботой об образе своего бренда. Какую отрасль не возьми. Вот даже компьютерные игры. Вы знаете, почему так мало гоночных симуляторов могут похвастаться супер-реалистичной разрушаемостью одновременно с реальными марками машин? Да потому что автомобильные компании имели ввиду такой брендбилдинг! Кому-то показалось неприемлемым, что тачку с их значком на бампере будут со всей мочи разбивать об стену. В компьютерной игре. Бред? Бред. Но это повсеместная практика.

В Украине (да и многих постсоветских странах) скачивание киношек, игр, музыки (особенно музыки) перекочевало в гораздо более принципиальную плоскость, чем “я сейчас схитрю и возьму себе новый альбомчик на шару”

Вернемся назад, к “Киевстару”. Они ведь не первые, кто согрешил. Давайте сейчас дружно зайдем на ex.ua и посмотрим сначала баннерную, а затем и видеорекламу на портале. Бутики детской одежды, типа-чешское-пиво и даже реклама концертов музыкантов – тех, кто, казалось бы, должен первым делом думать об образе и бороться против любых посягательств на интеллектуальную собственность. Есть рекламодатели на любой вкус. Есть немало общенациональных брендов. Всем все равно.

В этом определенно прощупывается связь с народным отношением к пиратству. А оно у нас, как известно, никакое, только со знаком плюс. Здесь оно давно вышло за рамки привычных отношений “контент-пират”. В Украине (да и многих постсоветских странах) скачивание киношек, игр, музыки (особенно музыки) перекочевало в гораздо более принципиальную плоскость, чем “я сейчас схитрю и возьму себе новый альбомчик на шару”. Для нас это превратилось в жесткий принцип “не быть лохом”.

Человек, который качает, не согласен с тем, что он играет не по правилам. Напротив, он уверен, что его хотят развести. Он не согласен, что кому-то что-то должен в принципе. Работа музыкантов, записывающих новый альбом, – для него не работа. То же самое со студиями, съемочными группами, и, тем более, разработчиками. Вопрос не в долларе за приложение, вопрос в том, что я, лох, что ли? Когда ты говоришь, что реально КУПИЛ лицензионный CD или игрушку на iPad, друзья часто ухмыляются (а под улыбкой субтитр “Жалко мне тебя, дурачка”).

Sony-Micro-TV-3 В связке со столь неожиданным проявлением народного характера какой угодно контент окажется тем, над чем тупо не стоит париться. Он продолжает жить в реалиях экзотического пиратского острова, типа Тортуги. На этом острове вроде бы есть много известных брендов. Есть Bacardi, есть PlayStation. Только что ощущения дикости это не отменяет. У этого острова есть свои социальные реалии и даже правила, но они всегда идут вразрез с тем, что принято называть реальностью. Этот остров – что-то вроде 90-х на нашем телевидении. Помните, когда можно было включить региональный телеканал днём и посмотреть “Бэтмена” с гундосой озвучкой, потому что он только появился в американском прокате?

В сухом остатке, на какой бы сайт с доменом .ua ты не зашел, ты едва ли встретишь большой и эксклюзивный рекламный проект. Потому что зачем? Проще заплатить за рекламку на ex.ua, никто не против. Да и денег мало. А вообще, давайте лучше посмотрим на рекламный ролик компании, у которой их много. Классный ролик, серьезно. И за него платить не надо.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь