Качать или не качать: дикие тренды украинских медиа
Осторожно: сейчас начнется колонка в опасном жанре “доколе”. Колумнист bit.ua Владислав Недогибченко рассуждает о трендах в украинском медиа-пространстве, которыми не стоит гордиться – доступный нелицензионный и пиратский контент, низкосортная имиджевая реклама и отношение читателей к ним.
Казалось бы, украинский рынок медиа давно перестал баловать поводами для обсуждения. Но стоит только свежим взглядом окинуть то, к чему мы уже давно привыкли: любимые сайтики, парочку корпоративных страниц, флеш-баннер справа, как становится ясно: поводы никогда и не заканчивались.
Начнем со свеженького. Вся эта история с “Киевстаром”, выставившим партнерскую ссылку на, ни много, ни мало, один из крупнейших пиратских сайтов Украины, Европы и вселенной, ex.ua. По мнению “Киевстара”, это отличное местечко для просмотра фильмов и сериалов. Мы тоже не против. На данный момент ссылку убрали, но дело не в этом. А в том, что nobody cares. Сразу оговорюсь: это не манифест против пиратства. Чего греха таить, я сам качаю. А кто не качает? Да и вообще, то, как трепетно ex.ua относится к жалобам правообладателя или удаляет любое порно, делает ему чести гораздо больше, чем всем отечественным медиа вместе взятым. Другое дело, что размести Киевстар, МТС или сайт Секретариата Президента хоть киношку с Пайрэт Бэя, все оставалось бы как прежде. Рынку было бы комфортно.
Пугает следующее: во-первых, почти любая украинская бизнес-модель не очень “трясется” за имидж. В информационных медиа это видно невооруженным взглядом, потому что эти самые медиа – прежде всего и есть имидж. Если ты заходишь на сайт GQ, то видишь там рекламу Gucci и Givenchy, не меньше.
Размести Киевстар, МТС или сайт Секретариата Президента хоть киношку с Пайрэт Бэя, все оставалось бы как прежде. Рынку было бы комфортно.
Более массовый пример – Lenta.ru, где достаточно рекламы автомобилей или сотовых операторов. Снова-таки, не меньше. Вспоминая украинские издания и украинских же рекламодателей, в голову приходит… да почти ничего не приходит в голову! Хаос с каким-то блаженным абсурдным лицом. Есть korrespondent.net, где иногда можно увидеть pop-up’ы новенького смартфона на всю страницу или произвольно запускающееся видео, если ты вдруг вздумаешь проскроллить страницу чуть ниже обычного. Само по себе оно и не плохо, но тут же рядышком может красоваться баннер газеты “Бухгалтерский учет”. Не очень имиджевый, мягко говоря. Но и это все фигня по сравнению со следующим баннером про грудь участниц проекта “Холостяк”. What’s wrong with you, первый информационный ресурс страны? Держится пока только Forbes.
История рекламы знает немало маразмов. Но почему-то большинство из приходящих в голову примеров бесят как раз противоположным – слишком серьезной заботой об образе своего бренда. Какую отрасль не возьми. Вот даже компьютерные игры. Вы знаете, почему так мало гоночных симуляторов могут похвастаться супер-реалистичной разрушаемостью одновременно с реальными марками машин? Да потому что автомобильные компании имели ввиду такой брендбилдинг! Кому-то показалось неприемлемым, что тачку с их значком на бампере будут со всей мочи разбивать об стену. В компьютерной игре. Бред? Бред. Но это повсеместная практика.
В Украине (да и многих постсоветских странах) скачивание киношек, игр, музыки (особенно музыки) перекочевало в гораздо более принципиальную плоскость, чем “я сейчас схитрю и возьму себе новый альбомчик на шару”
Вернемся назад, к “Киевстару”. Они ведь не первые, кто согрешил. Давайте сейчас дружно зайдем на ex.ua и посмотрим сначала баннерную, а затем и видеорекламу на портале. Бутики детской одежды, типа-чешское-пиво и даже реклама концертов музыкантов – тех, кто, казалось бы, должен первым делом думать об образе и бороться против любых посягательств на интеллектуальную собственность. Есть рекламодатели на любой вкус. Есть немало общенациональных брендов. Всем все равно.
В этом определенно прощупывается связь с народным отношением к пиратству. А оно у нас, как известно, никакое, только со знаком плюс. Здесь оно давно вышло за рамки привычных отношений “контент-пират”. В Украине (да и многих постсоветских странах) скачивание киношек, игр, музыки (особенно музыки) перекочевало в гораздо более принципиальную плоскость, чем “я сейчас схитрю и возьму себе новый альбомчик на шару”. Для нас это превратилось в жесткий принцип “не быть лохом”.
Человек, который качает, не согласен с тем, что он играет не по правилам. Напротив, он уверен, что его хотят развести. Он не согласен, что кому-то что-то должен в принципе. Работа музыкантов, записывающих новый альбом, – для него не работа. То же самое со студиями, съемочными группами, и, тем более, разработчиками. Вопрос не в долларе за приложение, вопрос в том, что я, лох, что ли? Когда ты говоришь, что реально КУПИЛ лицензионный CD или игрушку на iPad, друзья часто ухмыляются (а под улыбкой субтитр “Жалко мне тебя, дурачка”).
В связке со столь неожиданным проявлением народного характера какой угодно контент окажется тем, над чем тупо не стоит париться. Он продолжает жить в реалиях экзотического пиратского острова, типа Тортуги. На этом острове вроде бы есть много известных брендов. Есть Bacardi, есть PlayStation. Только что ощущения дикости это не отменяет. У этого острова есть свои социальные реалии и даже правила, но они всегда идут вразрез с тем, что принято называть реальностью. Этот остров – что-то вроде 90-х на нашем телевидении. Помните, когда можно было включить региональный телеканал днём и посмотреть “Бэтмена” с гундосой озвучкой, потому что он только появился в американском прокате?
В сухом остатке, на какой бы сайт с доменом .ua ты не зашел, ты едва ли встретишь большой и эксклюзивный рекламный проект. Потому что зачем? Проще заплатить за рекламку на ex.ua, никто не против. Да и денег мало. А вообще, давайте лучше посмотрим на рекламный ролик компании, у которой их много. Классный ролик, серьезно. И за него платить не надо.