Спецпроєкти

Зачем инвестировать в искусство: мнения украинских экспертов


kartinyi

Художественная жизнь Киева, несмотря на летнюю пору, не отпускает зрителей — галереи продолжают открывать выставки и знакомить с новыми идеями, концепциями и формами. Мы решили расспросить, как обстоит закулисная жизнь выставочной деятельности — продажа-покупка работ художников. Есть ли в Украине арт-рынок, что значит коллекционировать искусство, как подходить к вопросу коллекционирования и в чьи работы лучше вкладывать: своим взглядом поделились непосредственные участники украинской художественной среды — галеристы, коллекционеры и дилеры: Марина Щербенко, Алексей Василенко, Евгений Березницкий, Анатолий Дымчук и Игорь Абрамович.

 

c1rcle

Марина Щербенко, основательница галереи Bottega Gallery и Щербенко Арт Центра

В Украине арт-рынок находится в вялотекущем процессе развития. Это обусловлено тем, что инфраструктура, которая должна была бы обеспечить информационную поддержку и функционирование арт-рынка, не создана. Нет образовательных профессиональных институций, подготавливающих искусствоведов, кураторов, музейных работников, галеристов. Недостаточно частных инициатив по созданию арт-курсов, мастер-классов и студий.

В результате, на арт-рынке часто можно встретить дилетантов, которые вводят в заблуждение потенциальных коллекционеров, навязывают и развивают дурновкусие.

Нет музеев modern и contemporary art, в которых независимые профессиональные эксперты формируют коллекции, становящиеся неким ориентиром для остальных участников арт-рынка. Отсутствует закон о меценацтве, стимулирующий поддержку институций, а также формирование частных коллекций и возможность дарения их или отдельных произведений музеям. Если государству нет дела до национальной культуры, с какой стати бизнесмены начнут интересоваться искусством… Конечно, им это, в первую очередь, должно быть экономически выгодно. А для этого не нужно заново придумывать велосипед, украинским законодателям стоит лишь воспользоваться опытом западных коллег. В развитом мире создание коллекции – это выгодное вложение и возможность распределения рисков при формировании инвестиционного портфеля.

bottega gallery

Работы Василия Бажая в Bottega Gallery

Коллекционер приобретает особый статус в деловом мире. Коллекционирование – это показатель уровня культуры, предпочтений, вкуса человека, с чем всегда считаются.

К примеру, произведения искусства в приемной или в кабинете бизнесмена очень многое могут сказать об их владельце, позволят точно определить статус, прогрессивность или ее отсутствие, развитость, стоимость и т.д.

В арт-бизнесе потребность в формировании имиджа посредством силы и влияния искусства способствует развитию такого направления, как аренда произведений искусства. У нас оно практически не востребовано: если спрос и есть, то, в основном, у иностранных компаний.

Если покупка произведения рассматривается как инвестиция, то нужно, во-первых, обратить внимание на ведущих художников; во-вторых, приобретать их знаковые, наиболее узнаваемые произведения.

Инвестировать всегда лучше в «трендовых» художников, чьи работы стабильно и динамично растут в цене. Но при этом нужно обращать внимание на качество работ. Определить уровень всегда может помочь эксперт, но это не исключает необходимости в самообразовании коллекционера, его погружения в сферу искусства. Цена работы будет зависеть от того, насколько имя автора «раскручено», т.е. является брендом. Над формированием узнаваемости художника работают галеристы, кураторы, арт-критики. Но нельзя недооценивать степень влияния на этот процесс коллекционера, заинтересованного в росте цен на работы художника, в которого он инвестирует.

Произведения искусства, в отличии от других вложений, не теряют своей потребительской стоимости. Цена на них растет независимо от инфляции и других экономических процессов. К сожалению, украинский покупатель не готов пока ни финансово, ни морально инвестировать в украинское современное искусство ни в своей стране, ни за ее пределами! При этом современные украинские художники производят искусство высокого класса, которое все еще можно приобрести за не большие деньги. Главное, делайте правильный выбор.

c1rcle (2)

Алексей Василенко, сооснователь аукционного дома “Золотое сечение”

Арт-рынок в Украине в стадии формирования – рынку классического искусства 15-20 лет, современного — лет 7, если не меньше. Неотъемлемым атрибутом рынка и арт-бизнеса является публичная фиксированная цена, а инструментом этого рынка – аукционные дома. Именно они позволяют покупателям ориентироваться в ценообразовании на произведения искусства. С этим на отечественном арт-рынке пока что проблемы, поскольку зачастую стоимость сделки в галереях скрыта, а многие художники работают без агента и сами продают свои работы, обычно по очень заниженной цене.

Во всей Украине сейчас можно насчитать около ста коллекционеров современного искусства. Это настолько мало, что даже смешно.

Кроме того в силу политической ситуации сегодня многие покидают страну и, соответственно, с осторожностью относятся к каким-либо инвестициям (тем более в предметы искусства), или же совсем выставляют свои коллекции на продажу. В такие моменты стоимость на произведения искусства значительно падает, и, что парадоксально, именно в такие моменты и стоит вкладывать – есть возможность приобрести действительно стоящие работы по действительно заниженной цене.

На мой взгляд, наибольшим потенциалом сегодня для инвестирования обладает украинское классическое и советское искусство – сейчас наилучший момент формировать коллекцию.

Среди современного искусства – наиболее интересным в плане инвестиций выглядят работы молодых художников, однако в целом все ситуативно: попалась недорогая работа, но уже известного художника – стоит ее покупать не думая. Механизм таков: что уже стоит дорого, будет стоить еще дороже.

104501767_0_4e2bf_de7b5872_XXXL

“Пейзаж” Николая Глущенко – одного из главных украинских художников советского периода

Наш аукционный дом формирует инвестиционные пакеты на разные суммы в зависимости от желаний клиента. Есть смысл вкладывать в заведомо дорогие предметы искусства, чем в дешевые. В каждом направлении – современное искусство, классическое, советское – есть, скажем так, иерархия художников по стоимости, и у каждого из них в свою очередь своя градация цен на работы того или иного периода. Например, в конце 1990-х годов банкир приобрел у нас порядка 20-ти работ Глущенко, Шишко, Столяренко – художников первого ряда советского искусства – за 20 тысяч долларов. В 2008 одну из картин Глущенко он продал за 150 тысяч.

Многие из тех, кто начинает собирать коллекцию с акцентом на инвестиции, в последствии становятся заядлыми коллекционерами, потому что в процессе начинают интересоваться искусством, общаться с художниками, такими же собирателями.

Как результат – у них просыпается понимание того, что именно они хотят получить от своей будущей коллекции. Нельзя скупать все подряд. Сначала нужно определиться с периодом, стилем, художником. Кто-то из наших клиентов, например, собирает только женские портреты. Есть человек, который коллекционирует произведения конкретного периода только лишь одного художника и так далее. Но формирование своей личной коллекции – это ни с чем несравнимое занятие: постоянный поиск, азарт, открытия! От того, насколько узконаправленным будет выбран концепт будущей коллекции – будет зависеть сложность дальнейшего поиска, но вместе с тем, в результате, – коллекционная и материальная ценность этого собрания.

c1rcle (2)

Евгений Березницкий, куратор и арт-консультант

Инвестирование в искусство, при правильном профессиональном подходе, – не только весьма рентабельный и менее рисковый инструмент. Не зря в крупнейших инвестиционных банках существуют отделы арт-банкинга. А кроме, материального измерения, искусство дает своему владельцу нечто несоизмеримо важное, чем просто деньги – это социальный капитал.

Именуясь коллекционером или меценатом, вы приобретаете совершенно иной вес в обществе и возможности создания социальных связей принципиально нового, высшего уровня, у вас в кармане (точнее, на стенах).

В настоящее время на нашем, с позволения сказать, «рынке», довольно ощутимо снизились цены практически на всех авторов. Посему, имея не очень большие ресурсы, можно приобрести вполне приличные произведения классиков советского периода. Цена на них определенно снова поднимется через несколько лет. С современными художниками ситуация сложнее, некоторые авторы зрелого поколения «перегрели» цены на свои работы и достигли ценового потолка. Нет смысла покупать дорогих украинцев с целью инвестирования, так как это скорее искусственный спрос и однозначно не позволит в перспективе приумножить вложения.

Если же говорить о перспективах, то можно обратить внимание на молодых актуальных художников, цены на которых пока не сформированы. Это позволит практически без риска заработать до 300% в течение 5-и лет.

Что нужно делать начинающим коллекционерам? Универсального правила здесь нет. Некоторые начинающие коллекционеры сразу доверяют свое намерение профессиональному арт-эксперту (как правило, галеристу или дилеру). В таком случае, коллекционер должен четко ставить задачу и быть готовым к тому, что собираемая коллекция будет качественна и перспективна, но, возможно, не будет соответствовать его эстетическим представлениям. Или же, если начинающий коллекционер решит все делать самостоятельно, то всему придется учиться «с нуля». И это длинный путь проб и ошибок, который, впрочем, весьма захватывающий.

image

Когда меня спрашивают такие «самостоятельные коллекционеры», как нужно выбирать себе искусство, я всегда говорю, что нужно руководствоваться своим собственным вкусом. Некоторые остановятся на 2-3 картинах с Андреевского Спуска, которые будут заполнять пустые места на стенах столовой и спальни. Другие увлекутся, и уже через пару лет поймут, что их первые стихийные покупки, не имеют ничего общего с коллекционированием и, что еще ужасней, с искусством.

Приобретая работы, любой непрофессиональный покупатель ведет торг по одному и тому же шаблону: сперва, говоря о цене, и выслушивая доводы о перспективах инвестирования, все как один говорят – «Я покупаю для себя, меня это не интересует!», а рассчитываясь, как бы перезагрузившись, спрашивает – «Так сколько это может стоить через 5 лет?».

Нужно определиться, для чего делается покупка: для себя или для инвестирования. Это определит отношение к покупке и освободит от сомнений.

Но что приятно с искусством – и в первом, и во втором случае вы всегда в выигрыше – у вас есть картина, которая радует ваш глаз. Обязательно помните о том, что дело дальнейшей продажи произведения – это непростая задача для непрофессионала. При привлечении специалистов, нужно будет учитывать их вознаграждение, и потому вырученная сумма будет ниже, чем реальная сумма продажи.

c1rcle (1)

Анатолий Дымчук, коллекционер и основатель Dymchuk Gallery

На украинском арт-рынке, несомненно, происходят купли-продажи, а это значит он существует. Другой вопрос, что большая часть рынка находится в тени, а объёмы продаж очень незначительные для страны с почти пятидесятимиллионным населением. Таким образом, имеем очень слабый рынок, десятилетиями находящийся в стадии формирования, что и позволяет экспертам говорить, что его вовсе не существует. Не в последнюю очередь такое положение дел обусловлено социально-политической ситуацией, которая на данный момент усугубилась до крайности. Но это не значит, что не стоит инвестировать в искусство. На мой взгляд, в художников, чьи работы со временем вырастут в цене, всегда есть смысл вкладывать. Кризис ведь дает новые возможности, а тот, у кого сейчас есть свободные деньги, может выиграть по-крупному, сделав сейчас разумное вложение.

На рынке классической живописи существует несколько рисков – подлинность работы, ограниченное количество работ признанных мастеров, незначительный рост цены – 5-10% в год с моментами спадов или резких повышений цены.

Поэтому я считаю, что целесообразнее вкладывать в современное искусство, ведь не стоит забывать, что существует преемственность и в каждом поколении есть сильные мастера, которые будут расти в цене.

Igor_Gusev_P99

Работа Игоря Гусева – одна из тех, которые Dymchuk Gallery представляла в Базеле

Начинать коллекционировать нужно сначала.

Не спешите покупать. Для начала лучше хорошенько вникнуть в тему, ходить на выставки, наслаждаться просмотром.

Важно не доверять мнению эксперта безоговорочно, а иметь свой вкус. Эксперт может быть не только субъективен, но, и ангажирован, поэтому нужно формировать свой взгляд. Я могу сформулировать несколько правил для коллекционера. Первое – это доверять собственному вкусу, если он конечно есть. В коллекции должна прослеживаться эстетическая позиция коллекционера. Второе – даже у очень хороших художников работы разнятся по степени совершенства, поэтому нужно не просто собирать имена, но стараться отыскать лучшие работы. Если в данный момент на рынке их нет, ждать, искать. И последнее, нужно с самого начала поставить себе ограничения – по периоду, школе, теме. Тогда коллекция не будет собранием разрозненных произведений, а приобретет некий эстетический профиль, целостность. Ну, а что касается возможности заработать на искусстве, всегда и везде есть люди, способные заработать на чем угодно. Для остальных на данном этапе вложение в современное украинское искусство может принести выгоду в среднесрочной перспективе.

abram

Игорь Абрамович, арт-дилер, куратор

Я бы советовал становиться коллекционером, нежели просто инвестором. Ведь вы все равно покупаете это для себя и своих внуков. Приобретая предмет искусства, ваша самая главная инвестиция – это эмоции. Живя в эпоху, когда жил художник, можно же с ним пообщаться, приобрести его работу, заплатив за нее реальную цену, а не преувеличенную. И могу с уверенностью вам сказать, что в Украине на искусство нет завышенных цен на сегодняшний день. Завышены цены за рубежом на западную классику, а у нас сейчас на все произведения искусства разумные стоимости.

Чаще приобретают работы таких художников – уже украинских классиков современного искусства – как Олег Тистол, Арсен Савадов, Василий Цаголов, Александр Ройтбурд, Виктор Сидоренко, Павел Маков, Анатолий Криволап.

И то, ищут их работы подешевле на вторичном рынке, потому что со временем они точно будут стоить намного дороже. Динамика цен на искусство существует. Те картины, которые в 2000 году стоили 3000 долларов, в 2010 году – уже стоят 10 тысяч. Но при столь очевидных выгодах, как эмоциональных, так и финансовых, многие до сих пор предпочитают вкладывать в золото и в акции.

NV_0530 (5)

Работы Арсена Савадова (равно как и некоторых других украиснких классиков современного искусства) приобретают достаточно часто

Выбирая художника нужно смотреть, какая галерея его представляет, ходить на выставки, интересоваться и пытаться разобраться. Если понравился определенный художник, нужно узнавать в каких выставках он принимал участие, сколько из них было музейных. А также найти в качестве консультанта хорошего галериста или арт-дилера.

Желательно пообщаться с самим художником, расспросить его о концепции его творчества и его работ – что он в них вкладывает.

Это очень важно – именно так вы станете не равнодушным инвестором, а заядлым коллекционером.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь