Спецпроєкти

Как начать свое дело: гастромастерская “Confiture”


1

OH8A4720

В новой рубрике “Как начать свое дело” bit.ua знакомит с молодыми украинскими предпринимателями, которым удалось создать успешный бизнес с небольшими вложениями, и рассказывает, как у них это получилось. В первом выпуске – сооснователь гастромастерской “Confiture” Евгений Клопотенко.

С чего все началось

OH8A4684

Я получил диплом “Международного экономиста”, думал, престижно. Но когда начал искать работу, понял, что такой должности не существует. Чтобы не сидеть на шее у родителей, пошел работать официантом. Как ни странно, мне понравилось. Со временем я стал администратором, позже – директором, и в конце концов захотел открыть свой ресторан. Ушел с работы и начал изучать рынок. Именно в это время мне позвонил Денис – старый приятель. Он учился на повара в Италии и, как и я, безумно любил еду.

Мы встретились и стали думать. Открытие ресторана было не по карману, поэтому решили сосредоточиться на еде как таковой. И тут я вспомнил, как искал подарок на день рожденья и, пролистав 40 страниц интернета, не нашел ничего интересного. Так появилась идея создавать еду, которую можно дарить. Вариантов было много, но в конце концов остановились на конфитюре. Натолкнуло обычное украинское варенье: “День рожденья” – “День варенья”. Купили все необходимые ингредиенты и дома на кухне сварили 8 вариантов конфитюра. Пять из них получились великолепно, и мы окончательно определились с выбранным направлением.

Первые шаги

OH8A4611

OH8A4463

Два или три месяца мы висели в воздухе – такие себе “творческие люди в полете”. А потом мне на мобильный позвонила какая-то девушка и сказала, что хочет заказать конфитюр. Я не мог понять, откуда у нее мой номер. Оказалось, подруга, которая разрабатывала для нас логотип, уже создала в фейсбуке страницу “Confiture” и начала ее продвигать. Посыпались первые звонки.

Мы были не готовы, но отступать не стали. Продали несколько банок, потом сварили еще 150 и приняли участие в маркете “Штуки”. На производство ушло около шести тысяч гривен, но за два дня фестиваля мы распродали абсолютно все, а вырученные деньги вложили “в дело”. Проблема была только одна – мы с Денисом не бизнесмены, поэтому долгое время не могли понять, что к чему, и продавали время от времени: участвовали в ярмарках, маркетах, договаривались с магазинами, кафе, но не так активно, как могли бы.

Новогодний бум и оформление документов

OH8A4556

OH8A4597

Следующие девять месяцев варили конфитюр дома. Денег это не приносило, и я снова устроился администратором в ресторан. Параллельно постил какую-то информацию в фейсбук, делал доставки. А потом наступил первый Новый год. Нам позвонили с Эко-Клуба и заказали полторы тысячи банок меда и столько же банок конфитюра “ананас с перцем чили”. Это был первый крупный заказ. Я уволился, и мы снова начали варить. Дома изготовить такие объемы было невозможно, поэтому решили арендовать кухню в одном из ресторанов, где я работал. Платили 200 гривен и каждую ночь варили по несколько десятков банок – чуть с ума не сошли. Зато заработали первые деньги.

OH8A4362

OH8A4493

В январе решили, что пришло врем заняться этим серьезно: арендовали офис, цех и стали оформлять документы. На это ушел год. Решили зарегистрировать “товку”, так как по законодательству юрлица не могут совершать сделки с частными предпринимателями, а наши основные заказчики как раз крупные компании. Какие-то люди предлагали нам оформить документы за 5-6 тысяч гривен, но мы все делали сами. В санстанциях провели полгода и потратили около 30-40 тысяч – пришлось свой ГОСТ разрабатывать, так как согласно существующему варенье из ананаса варить нельзя.

Чтобы в будущем таких проблем не возникало, в свой ГОСТ мы внесли все существующие на планете фрукты и овощи. Там даже мушмула есть, хотя я понятия не имею, что это такое.

После таких трудностей хотелось все бросить: два года прошло, заработка нет, ничего непонятно. А потом подумал: “Вот сейчас брошу, поработаю немного, опять захочу открыть свой ресторан или еще что-то, и опять беготня по инстанциям, головняк с документами. А здесь все это уже пройдено – бери и делай”. Большинство стартапов закрываются в первые два года именно потому, что не переживают этот период. Он и есть самый сложный: работаешь полтора года, получаешь полторы тысячи – вроде и бизнес свой, а наемные друзья-маркетологи получают в пять раз больше. Это надо перебороть.

Команда и мотивация

OH8A4622
Долгое время мы все делали вдвоем, но с появлением крупных заказов поняли, что так продолжаться не может. Появилась первая помощница – моя одноклассница, которая начала варить конфитюр вместе с нами. Позже меня пригласили на интервью, где спросили, чего нам не хватает. Я ответил: “Финансовой осознанности”. И сразу после выхода статьи мне написал парень, который на тот момент работал директором по финансовому аудиту в днепропетровском Comfy, и предложил помощь. Мы встретились, пообщались и решили работать вместе. Так он стал нашим партнером. Мы с Денисом многому у него научились.

До этого с финансами была полная каша: мы получали деньги и не понимали – это прибыль или оборотные, сколько из этого можем оставить себе, а сколько – пустить в дело.

Помню, мы даже установили себе минимальную зарплату – 3 тысячи гривен, чтобы совсем без денег не остаться. А там уже смотрели по ситуации: если хорошо поработали, получаем сверху, если нет – вот твои три штуки, больше не заслужил.

OH8A4519

Сейчас в команде 12 человек – появились курьеры, бухгалтера. Пока мы не можем мотивировать их зарплатой, но у нас предусмотрен карьерный рост. Если человек с нами с самого начала, он будет развиваться и расти вместе с ростом производства. Например, сейчас мы планируем оплатить обучение моей помощнице, которая долгое время принимала заказы и отвечала на звонки. Хотим, чтобы она стала нашим креативщиком. А парень, который раньше был продавцом, с открытием точки в Океан Плазе стал мерчендайзером. Мы как большая семья – каждый занимается тем, что ему интересно.

Продажи и клиенты

OH8A4552

Сначала мы продавали только через сайт и фейсбук, периодически участвовали в ярмарках, теперь договариваемся с продуктовыми и винными магазинами премиум-сегмента. Наши конфитюры уже есть магазинах Киева, Одессы, Харькова, Днепропетровска и Винницы. А недавно мы открыли первую лавку “Confiture” в Океан Плазе.

Пока не было оборота, мы не ощущали сезонности. Теперь можем ничего не зарабатывать в течение трех-четырех месяцев, зато с октября по март продажи вырастают в 10 раз, а в преддверии нового года – в 15-20. Это связано с праздниками. Наши основные клиенты – крупные компании, которые заказывают по несколько тысяч банок на подарки своим сотрудникам. А вот в магазинах, с которыми мы работаем, продажи всегда одинаковые.

Планы на будущее

OH8A4507
Первую половину января мы занимались тем, что выстраивали стратегическую схему по увеличению продаж. Хотим выйти на международный рынок. В виду того, что гривна обесценилась вдвое, это вполне реально. Теперь мы можем продавать конфитюр не по 3,5 евро за банку, а по 1,5, например. Тогда в Европе он будет стоить не 7-9 евро, а 3-4 – это более доступная конкурентоспособная цена.

А еще мы планируем донести до людей, что конфитюр – это не варенье, а соус, и его можно и нужно есть с мясом и сыром.  Для этого собираемся сделать на каждой банке наклейку, которая будет показывать и рассказывать, с каким блюдом сочетается тот или иной вкус.

Фото: Дима Ромас

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь