Спецпроєкти

Гражданин Кейн – 1988: впечатления от “Охотника на лис”

FOXCATCHER

Владислав Недогибченко посмотрел выходящего в прокат “Охотника на лис” и уверен в том, что за визуальной холодностью фильма скрываются страсти образца “Гражданина Кейна” Орсона Уэллса.

Советской пропаганде эта история очень понравилась бы. Марк Шульц – олимпийский чемпион по вольной борьбе, которому, однако, этот факт принес немного пользы. Вместо ежедневного почивания на лаврах он выступает в актовых залах перед ковыряющимися в носу школьниками, сдувает пыль с медалей в тесной комнатушке и прячется в тени своего старшего брата, также чемпиона. Внезапно с Марком связывается Джон Дюпон, потомственный миллиардер, у которого поместье в тысячи акров, видеокассеты с историей рода и лошади в загоне. У Дюпона вроде как есть крутая идея – он обеспечивает борцов всем необходимым, а они возвращают Америке растерянные идеалы и ее же американскую мечту. Как уже следовало догадаться, все не так просто.

С картиной Берннета Миллера (режиссера “Человека, который изменил всё” и “Капоте”), как и с миллиардером Дюпоном, все вообще непросто. И это ей на руку. Она основана на реальных событиях, однако и на первый, и на второй взгляд, суть истори олимпийских борцов в аристократическом поместье не настолько очевидна, чтобы так захотеть эту историю рассказать. А Миллер хочет, и весьма необычным способом.

Foxcatcher

За визуальной холодностью у Миллера выстраивается бескомпромиссная в стилистическом плане картина. Как сообщают очевидцы, это приводит к тому, что, по крайней мере, в наших кинотеатрах, далеко не все высиживают ее до конца. Оно и понятно – крупные планы гнетут, нарратив слишком замкнут в себе, да и вообще не особо ясно, к чему это все.

А меж тем, “Охотник” все время намекает на какую-то беззвучную метафору; на смысл, который вот-вот приоткроется, если перестать воспринимать катающегося по полу Ченнинга Татуума слишком буквально.

Как и главный персонаж фильма Джон Дюпон, “Охотник на лис” хочет значить больше, чем многие воспринимают. Но, в отличие от Дюпона, фильм не декларирует этого желания вслух, и наверное поэтому достигает большего успеха.

Благодаря такой мужской выдержанности, “Охотник на лис” отсылает куда-то (прости Господи) к “Гражданину Кейну” если и не новаторством изобразительной культуры, то необъятной пропастью в характерах персонажей. Блестящие актерские работы (в частности, неочевидный, но очень уместный Стив Каррелл) делают эту пропасть еще глубже.

foxcatcher

Одна из трагедий героев “Охотника на лис” – в неспособности выразить все то, что в них накопилось. Но именно поэтому это фильм о спорте. В конце концов, где еще можно сублимировать свои надломы в молчаливое оттачивание бросков и подсечек? Особенно если все остальное в жизни получается так себе.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь