Спецпроєкти

Говорит фотограф: Александр Зубко о джазе и том, как снимать музыкантов


Симбиоз кенониста и любителя джаза: перед началом фестиваля Jazz Koktebel bit.ua расспросил главного джазового фотографа Украины о том, как передать через фото музыку, и не только.

Фото: Охримец Андрей

Фото: Охримец Андрей

В фотографии я более 20 лет. В 1984 впервые пришел на фотокружок, а когда цифровая фотография стала набирать обороты – окончательно посвятил себя работе фотокорреспондента.

Я давно люблю джаз, и любимым жанром вскоре стали именно съемки концертов. Хотя обычно нормальные люди джазом и виноделием не занимаются. Честное виноделие в Украине денег не приносит, хотя в мире – очень даже. А джаз не является коммерческой музыкой даже на своей родине, в США.

Границы джаза сегодня размыты: есть множество коллективов на стыке джаза и популярной или, напротив, академической музыки. Например, к джазу часто относят таких артистов, как Цезария Эвора или Нора Джонс, хотя по сути у них с этим жанром мало общего. Не вижу тут ничего плохого, стандарты в какой-то момент утомляют.

Формально критерий принадлежности к жанру – наличие джазовой импровизации, правила которой в корне отличаются от академической. По факту к джазу часто относят любую музыку, которую сложно определить куда-то еще.

Джаз – очень личная музыка. Она пишется не для зрителя и даже не для коллег-музыкантов, а прежде всего для самого автора.

BB7A2528

В Украине считаю наиболее интересным фестиваль Jazz in Kiev, хотя самый масштабный – Alfa Jazz. А вообще, страна победившего джаза – это Польша. В последнее время даже Северная Европа с ней не сравнится. Там огромное количество как коллективов, так и фотографов.

За 12 лет количество фотографов, снимающих джаз, в Украине увеличилось почти вдвое. Было трое, стало пятеро.

Критерии идеального кадра в джазовом фото размыты. Есть техническая и композиционная составляющие, которые можно строго обозначить. Но ключевая роль все равно отведена эмоциям. Снимки, которые нравятся фотографу, зрителю и самим музыкантам – часто в корне отличаются друг от друга.

BB7A9292

В идеале по фотоснимку можно представить, какая музыка исполняется. Как-то мне прямо сказали: сними исполнителя так, чтоб видно было, что он играет блюз. Увы, однозначного рецепта тут нет, как и кнопки “шедевр” на фотоаппарате.

Первым делом выстраиваешь композицию кадра, свет. Следишь, чтобы не попали на первый план ненужные детали сцены. Затем начинается самое интересное – ловля эмоций.

Легче всего снимать гитаристов и басистов: всегда есть диагональ в кадре, есть откуда строить композицию. Вокалисты любят закрывать микрофоном лицо, пианисты – экспрессивно запрокинуть голову, и так далее.

Всегда интересно ловить моменты взаимодействия между музыкантами: как они переглядываются, подмигивают друг другу.

Кроме джаза я снимаю балет, театральные выступления, академические и рок-концерты.

Фото: Аркадий Митник

По техническим возможностям современная цифровая техника оставила далеко позади пленочные фотоаппараты, при всем уважении к ценителям.

“Душа” есть не у пленки или фотоаппарата, а у автора. Или напротив, нет у него ее.

Сегодня моя камера — Canon EOS 5D MarkIII. Лично мне она подходит больше всего — самая универсальная. 1DX, вероятно, самая лучшая в репортаже, но слишком дорога и разрешение меньше. 6D — очень хорошая камера, но для неторопливой работы. Хотя некоторые коллеги и новости снимают. 5Ds — мне столько миллионов не нужно ни в репортаже, ни в других случаях. И тогда уже объективы к ней нужны совсем другие. Но, кстати, это — очень хороший пример, насколько «цифра» обошла «пленку». А вот Canon EOS 7D MarkII лучшая из бюджетных камер для репортера: и скорострельность выше, чем у 5D MarkIII, и точек фокусировки больше. Только что по шумам несколько уступает — все-таки матрица кропнутая. Но и более доступна по цене.

2G4A9363

Цифровая фотография – самая честная. За эффекты и дефекты пленки тут не спрячешься. Для фотожурналиста незаменима именно цифровая техника последнего поколения. Хотя стоящий кадр можно сделать хоть на айфон: все зависит от ситуации и поставленных задач.

Ретушь строго запрещена в репортажной фотографии. Работая в крупном агентстве, легко лишиться места даже за подчищенный окурок или пятно на асфальте.

Задача фотожурналиста – передать реальность без искажений. Здесь фотография — прежде всего документ. Художественная же фотография должна быть красиво сделана, а после ретуши она может стать ещё хуже.

BB7A1026

Думаю, наиболее дорогие для фотографа кадры – самые первые, вопреки тому, что они как правило не самые лучшие.

В иллюстрациях использованы фотоработы Александра Зубко.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь