57 лет киевскому метро: 7 неожиданных фактов
Ровно 57 лет назад в 12:00 на станции «Крещатик» состоялся митинг (в советском смысле это слова) в честь открытия киевского метрополитена. Венцом строительства, длившегося более 10 лет, стали 5 станций, которые сегодня разрослись до 52. По такому случаю редакция bit.ua собрала подборку интересных фактов о столичном метро.
Больше 18 млрд. пассажиров воспользовались услугами киевского метрополитена за все годы его существования.
Условно, на нем больше двух раз прокатилось все население земного шара. Для сравнения: в течение 1961 года было перевезено 29,2 млн. пассажиров.
Первые эскизы станций подземки, готовые еще в 1951-м году, отличались монументальным стилем сталинского ампира и изобиловали декоративными элементами.
С приходом же ко власти Хрущева настроения радикально поменялись: больше всего переработали архитектуру станции «Крещатик». Так, на майоликовых панно можно увидеть кукурузу. А визуально увеличить высоту маленького зала на «Арсенальной» должны были бронзовое факельное кольцо под потолком и светильники на стенах.
Разительно отличаются от своих первоначальных эскизов станции «Политехнический институт» и «Шулявская»: здесь должны были быть легкие колонны, массивные люстры, ажурные орнаменты и медальоны с изображением представителей разных профессий.
Кроме того, после станции «Вокзальная» линия должна была подниматься, поэтому глубину запланировали небольшую. Однако этому помешала река Лыбедь, из-за которой планировку пришлось переделывать и углублять.
Самой глубокой станцией метро в Украине и в мире считается «Арсенальная» – её глубина составляет 105,5 м (расстояние от поверхности земли до платформы).
С 1986 года станция имеет статус «памятника архитектуры местного значения», а её пассажиропоток – около 30 тысяч человек в сутки.
Мониторы в вагонах метро изначально были предназначены не для прокрутки рекламы или развлекательных программ, а для удобства людей с проблемами слуха, чтобы извещать их о следующей станции.
Идея показывать видео с рекламой пришла в голову (угадайте кому?) – правильно, инвесторам, но сегодня увидеть её на экранах можно все реже.
Наиболее загруженная станция метро – «Вокзальная», в сутки она перевозит около 100 тысяч пассажиров.
После неё крупнейшие пассажиропотоки перевозят станции «Петровка», «Лесная», «Харьковская», «Выдубичи». Средняя скорость поездов – 60 км/час.
«Консерва», «заброшка», «бросовый тоннель» – так сотрудники метрополитена сами называют участок перегона «Крещатик»-«Университет», оставшийся после строительства «Театральной». В старых планах на этом перегоне должна была разместиться еще одна станция (возле Национальной оперы), но позже её исключили из проекта.
А здесь можно увидеть реакцию людей на первые турникеты на “Крещатике”. Жаль, что без звука.