Спецпроєкти

Как сервис Netflix раз и навсегда меняет телевидение (и наши привычки)


1
bit.ua рассказывает о революции, которую в одиночку произвел онлайн-кинотеатр Netflix, кардинально поменяв устоявшуюся за десятилетия культуру производства и потребления сериалов.

Золотой век телевидения

Первый оригинальный сериал от Netflix – политическая драма «Карточный домик» с Кевином Спейси в главной роли – появился в 2013 году. Мир тогда уже плотно сидел на игле «новых умных сериалов»: отгремели 2 сезона «Игры престолов», «Безумцев» стали обсуждать чуть ли не в общеобразовательных школах, «Во все тяжкие» шел к головокружительной развязке.

Уже в самой первой сцене «Карточного домика» машина конгрессмена Фрэнка Андервуда случайно переезжает беззащитную соседскую собаку. Когда выбежавший на шум Фрэнк видит, как мучается животное, он без всякого сожаления лишает его дальнейших страданий и отправляет в собачий рай. Так перед нами появляется новый антигерой со своей жесткой моралью. Можно сказать, что это условный «ребенок» Тони Сопрано, только персонаж намного более тонкий, да и действующий в совершенно иной плоскости.

Творческая свобода, предоставленная Netflix авторам «Карточного домика», сделала этот сериал, пожалуй, лучшей политической драмой современности.

Ну и да, на каком канале – пусть даже кабельном – в первые тридцать секунд премьерного эпизода показали бы убийство собаки?

Какие еще сериалы производит Netflix? Смелую драмеди о женской тюрьме («Оранжевый – новый черный»), гиперсмешной мультик про коня-пьяницу («Конь Боджек»), навороченный сериал от авторов «Матрицы», Ланы и Энди Вачовски («Восьмое чувство») – и не только. Логотип сервиса на том или ином шоу всего лишь за два года превратился в настоящий знак качества – на уровне с лучшими «премиум-кабель» каналами вроде HBO, AMC, Showtime.

Отдельно стоит отметить сделку Netflix с компанией Marvel, которая всерьез вознамерилась захватить телевидение. И если первые «новые» марвеловские сериалы  («Агенты Щ. И. Т.», «Агент Картер) были, откровенно говоря, слабоваты, то результаты сотрудничества комикс-гиганта с Netflix оказались впечатляющими. «Сорвиголова» быстро заставил говорить о себе даже тех, кто далек от рисованных историй про супергероев. Дело в том, что этот сериал объединил в себе все лучшее от «кабельного наследия». «Сорвиголова» демонстрирует темную сторону Нью-Йорка во всей красе, не жалея никого и ориентируясь на «реализм»: в нем хватает насилия, крови, сломанных костей. Ну, а главный герой шоу – лишенный зрения Мэтт Мердок – не шаблонный супергерой, который просто спасает всех вокруг и сбивает врагов с ног своей доблестью. Сорвиголову раздирают внутренние противоречия (как и, скажем, Дона Дрейпера с Уолтером Уайтом). Он мечется между ипостасями классического борца за справедливость, мстительного линчевателя и вдобавок к этому – верующего человека.

Запойный просмотр

Помимо оригинального контента, Netflix поменял правила того, как мы смотрим сериалы. Хочется акцентировать: правила, которые держались целыми десятилетиями. Одна новая серия строго раз в неделю – золотой стандарт телевещания, который, как казалось, никогда не рухнет. Это многих раздражало: опять же, годы сериальной эволюции тем не менее не коснулись принципа «оборвать на самом интересном». Другая проблема заключалась в том, что хороших сериалов стало слишком много. И часто получается так, что параллельно смотришь сразу несколько шоу – а удержать в голове все сюжетные перипетии в таком случае сложновато. Да и вообще, с форматом «раз в неделю», чтобы не пропускать новые эпизоды и смотреть их вовремя, впору было заводить себе специальный график. Какой-нибудь HBO любит выпускать громкие премьеры по воскресеньям или понедельникам, в пятницу – другая премьера от другого канала, в четверг – что-нибудь еще. За всем этим постоянно нужно следить и, если уж подсел, то смотреть. В интернете постоянно поджидают спойлеры от тех, кто уже успел посмотреть серию раньше тебя, и могут нехило так испортить удовольствие. В общем, с появлением лавины стоящих сериалов их просмотр превратился не столько даже в удовольствие, сколько в отдельную дисциплину, требующую времени, внимания и ответственности.

Что же делает сервис Netflix? Руководство говорит: сезоны всех сериалов, которые производим мы, станут доступны целиком в день премьеры. Что это значит? Что долгожданный «Карточный домик» будет выходить не привычными порциями «раз в неделю», а подписчикам Netflix откроют доступ сразу ко всем тринадцати сериям сезона. В один день. Простое решение, которое было на поверхности, оказало поистине революционный эффект на культуру потребления сериалов как таковых. Это, по сути, сбывшаяся мечта любого фаната телевидения: наконец можно смотреть в таком режиме, который тебя максимально устраивает. Этот принцип вместе с бездонными каталогами Netflix (в библиотеке сервиса есть, наверное, все сериалы мира) породил так называемый метод «запойного просмотра» («bing-watching»), когда один эпизод уходит за другим и остановиться очень трудно. Даже сдержанная и строгая Хиллари Клинтон, сидя в ночном эфире у Стивена Кольбера, признается, что позволяет себе «немного bing-watching» (именно этот термин она и употребила) со своим мужем Биллом. Супружеская чета Клинтонов любит вечерком расслабиться за парой-тройкой эпизодов «Хорошей жены» и «Карточного домика». Политики тоже люди – мы, кстати, писали о любимых сериалах знаменитых государственных деятелей.

Одним словом, услугами Netflix пользуются уже все – от простых сериаломанов до первых людей страны.

И можно сказать, что сервис приложил немалую долю своих усилий к тому, чтобы легитимизировать сериальное увлечение. Если раньше смотрение сериалов больше приравнивалось к маргинальному развлечению, за которое в приличном обществе приходилось извиняться, то теперь ситуация поменялась. Игнорировать сериалы больше нельзя, ведь они – важная часть массовой культуры и повестки дня.

Шаг в будущее

Только за прошлый год компания Netflix потратила на приобретение и производство контента порядка 3 миллиарда долларов. В том же году количество подписчиков сервиса составляло около 50 миллионов человек, а по данным за октябрь 2015 года их число перевалило за 65 миллионов. Все это говорит о том, что и деятельность, и аудитория, и, соответственно, выручка сервиса – максимально масштабируемы. Какой-нибудь кабельный канал все же упирается лбом в законы физики: есть 24 часа в сутках, и есть сетка вещания – выше этого не прыгнуть.

Netflix же работает в большей степени как продвинутая ТВ- и кино-библиотека и не скован необходимостью что-либо транслировать в прямом эфире, поэтому рост сервиса по всем направлением будет только продолжаться. Все это дает основания считать, что перед нами – будущий лидер не только в области «проката» и транслирования контента, но и в плане производства видеопродукции. Для каждой крупной киностудии новый выпускаемый фильм – это история про затраченные деньги, которые необходимо отбить. Кинопрокат живет пару недель, максимум – месяц, DVD продаются плохо, в то время как фильм, лицензированный Netflix, может жить в библиотеке сервиса хоть целую вечность. И компании нет нужды отбивать конкретные деньги, затраченные на производство конкретной контентной единицы: все затраты покроют новые и старые подписчики, вносящие помесячную оплату за пользование услугами.

Именно поэтому, когда боссы Netflix рассуждают, скажем, о будущем телевидения, к ним определенно стоит прислушаться. Уже сейчас в Netflix вовсю работают над технологией персонализации и точного подбора рекомендаций, а в недалеком будущем они обещают уникальный персональный «канал» для каждого подписчика. Больше не будет нужды щелкать пультом, справляться в интернете о качестве того или иного сериала и так далее.

Умная машина будет самостоятельно генерировать беспрерывный поток контента, который вам точно понравится, исходя из ваших предпочтений.

Да еще и в идеальной последовательности. А традиционное ТВ, как предсказывает Тед Саранос, главный человек в Netflix по контенту, отойдет в сторону «живых трансляций» и будет демонстрировать только то, что «здесь и сейчас»: спортивные матчи, прямые включения, церемонии награждений – в общем, все, что касается каких-то конкретных событий.

Netflix в Украине

New-Netflix-TV-Experience_USВ авгуте 2013 года компания Netflix зарегистрировала в Украине одноименную торговую марку в Украинском институте промышленной собственности, что потенциально дает ей право выйти на рынок потокового вещания. Эта новость стабильно всплывает раз в год, но у нее пока нет продолжения: дальше регистрации дело не пошло, и пока что о появлении Netflix в украинских реалиях можно только мечтать. Но в целом перспективы украинского онлайн-видео рынка существуют: можно вспомнить хотя бы сервис Megogo (хотя играет он несколько по другим правилам). Однако проблемы есть и они скорее не лежат в плоскости «ворованного контента»: да, многие предпочитают посмотреть новый фильм онлайн на EX.ua, чем платить за него в интернете, но суть не в этом (та же “Игра престолов” является одним из самых “пиратских” сериалов в мире, что не мешает ей приносить новых пользователей каналу HBO).

Если дать людям удобно платить «прозрачные» тарифы за хороший легальный контент, это может сработать. Проблема также заключается в том, что в Украине пока не сформировалась должным образом сериальная культура. У нас сериалы до сих пор воспринимаются как способ просто пассивно отдохнуть у монитора, убить время и так далее. Нет специализированных украинских медиа, посвященных этой теме, отсутствует культура «рекапов» (это когда журналист пишет обзор, скажем, новой серии «Игры престолов», в котором переосмысляет произошедшее или предлагает интересное видение той или иной сюжетной ситуации, а читатели в комментариях вместе с ним дискутируют об увиденном, обмениваются своими мыслями и теориями). В самом сознании до сих пор держится мысль, что сериалы – это как-то несерьезно. И вот когда это все изменится, тогда уже можно не просто говорить об украинском Netflix, а смело его запускать.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь