Объясните на пальцах: «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
В предыдущем материале мы рассматривали едва уловимые детали на картине “Воскресный день на острове Гранд-Жатт” Жоржа Сёра, а сегодня уделим внимание полотну французского живописца Эжена Делакруа, которое еще называют «Свободой на баррикадах».
• Эжен Делакруа считал себя художником-романистом: выдуманные сюжеты казались ему гораздо привлекательнее действительности. Поэтому вплоть до июля 1830 года он, преимущественно, вдохновлялся античной мифологией, историческими хрониками, творчеством Байрона и мотивами Востока. Свою же первою картину в духе реализма он посвятил перевороту, который ознаменовался жестокими уличными боями и привел к свержению Карла Х, последнего представителя рода Бурбонов, который французы так ненавидели.
↔
• Одна из главных вещей, которые нужно понимать о картине – Делакруа хотел запечатлеть не отдельный исторический факт (пусть и выдающийся), но характер всего события. Полотно очень масштабно, оно передает всю силу и размах происходящего. Композиция весьма динамична: толпа вооруженных людей, двигающихся к правому краю картины, заполняет все пространство картины, стремясь словно прорвать его. Из-за дыма не видно ни точного количества мятежников, ни места, где они идут, что создает напряжение и ощущение того, что вот-вот что-то произойдет. Словно поймав этот импульс, из толпы уверенно выступает женщина, призывая идти за собой всех, кто разделяет её ценности и приподнимая в одной руке влаг Франции, а во второй – мушкет. Её черты балансируют на грани между обычной живой женщиной, осознающей цену происходящего, и некоего божества, сошедшего с античного пьедестала, чтобы утвердить свою волю и власть на земле.
↔
• Многие критики упрекали Делакруа в двойственности, выражающейся в стремлении одновременно показать реальность в её чистом виде и «приукрасить», добавить ей поэтичности в свойственной ему художественной манере. Тем не менее, картина стала самым ярким полотном, изображающем дух тех событий. Многие художники повторяли тему восстания в своих работах, подчиняясь невысказанному вслух желанию нового короля, Луи-Филиппа: представить его приход к власти единственной целью революции, умолчав о силе и героичности народного единодушия.
↔
• Делакруа аллегорично прописывает и других персонажей картины: здесь есть представители и рабочего класса (мужчина в берете печатника), и представители интеллигенции (студент в двууголке), и буржуазии (мужчина в цилиндре, в образе которого долгое время видели самого художника, хотя Эжен и не принимал участия в боях). При рассмотрении смысловой наполненности всех персонажей образ Свободы уже не вызывает такого диссонанса, как поначалу, гармонично увенчивая собой идею, которую пытался донести автор.
↔
Несмотря на огромное количество работ того времени на тему июльского восстания, только полотно Делакруа удостоилось чести неофициально называться «Марсельезой французской живописи».