Спецпроєкти

Объясните на пальцах: «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа


Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В новом обзоре - «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа.

В предыдущем материале мы рассматривали едва уловимые детали на картине “Воскресный день на острове Гранд-Жатт” Жоржа Сёра, а сегодня уделим внимание полотну французского живописца Эжена Делакруа, которое еще называют «Свободой на баррикадах».

• Эжен Делакруа считал себя художником-романистом: выдуманные сюжеты казались ему гораздо привлекательнее действительности. Поэтому вплоть до июля 1830 года он, преимущественно, вдохновлялся античной мифологией, историческими хрониками, творчеством Байрона и мотивами Востока. Свою же первою картину в духе реализма он посвятил перевороту, который ознаменовался жестокими уличными боями и привел к свержению Карла Х, последнего представителя рода Бурбонов, который французы так ненавидели.

• Одна из главных вещей, которые нужно понимать о картине – Делакруа хотел запечатлеть не отдельный исторический факт (пусть и выдающийся), но характер всего события. Полотно очень масштабно, оно передает всю силу и размах происходящего. Композиция весьма динамична: толпа вооруженных людей, двигающихся к правому краю картины, заполняет все пространство картины, стремясь словно прорвать его. Из-за дыма не видно ни точного количества мятежников, ни места, где они идут, что создает напряжение и ощущение того, что вот-вот что-то произойдет. Словно поймав этот импульс, из толпы уверенно выступает женщина, призывая идти за собой всех, кто разделяет её ценности и приподнимая в одной руке влаг Франции, а во второй – мушкет. Её черты балансируют на грани между обычной живой женщиной, осознающей цену происходящего, и некоего божества, сошедшего с античного пьедестала, чтобы утвердить свою волю и власть на земле.

• Многие критики упрекали Делакруа в двойственности, выражающейся в стремлении одновременно показать реальность в её чистом виде и «приукрасить», добавить ей поэтичности в свойственной ему  художественной манере. Тем не менее, картина стала самым ярким полотном, изображающем дух тех событий. Многие художники повторяли тему восстания в своих работах, подчиняясь невысказанному вслух желанию нового короля, Луи-Филиппа: представить его приход к власти единственной целью революции, умолчав о силе и героичности народного единодушия.

• Делакруа аллегорично прописывает и других персонажей картины: здесь есть представители и рабочего класса (мужчина в берете печатника), и представители интеллигенции (студент в двууголке), и буржуазии (мужчина в цилиндре, в образе которого долгое время видели самого художника, хотя Эжен и не принимал участия в боях). При рассмотрении смысловой наполненности всех персонажей образ Свободы уже не вызывает такого диссонанса, как поначалу, гармонично увенчивая собой идею, которую пытался донести автор.

Несмотря на огромное количество работ того времени на тему июльского восстания, только полотно Делакруа удостоилось чести неофициально называться «Марсельезой французской живописи».

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram