Спецпроєкти

Толстой, Дали и Одри: дневники, из которых можно узнать много нового


Редакция продолжает рубрику о дневниках, которые изменили мир и литературу.

В прошлый раз мы говорили о дневниках Анны Франк, Вирджинии Вулф и Витольда Гомбровича, которые помогали своим авторам выживать в трудных условиях. Сегодня рассмотрим «Дневник для одного себя» Толстого, мемуары Одри Хепберн и записи «одного гения» Дали – заметки, которые велись для достижения определенных целей.

Лев Толстой: о самосовершенствовании и отречении

01/4

Лев Толстой начал вести дневник в возрасте 19 лет. Подтолкнул его к этому пример выдающегося американского политика Бенджамина Франклина. Уподобляясь ему, Толстой в своих записях ставил цели, задачи по самосовершенствованию и пути их достижения. Дневник был очень подробным: автор отмечал в нем свои недостатки, анализировал ход мыслей, мотивы тех или иных поступков.

Писатель вывел в мемуарах огромное количество своих жизненных правил, но, как сам отмечал, следовать удавалось только небольшой их части. Одни достижения Толстой описывал очень детально и уделял им много внимания – например, подробно рассказывал о серьезности своих занятий английским, правом, музыкой (он хорошо играл на рояле). В то же время, совсем нет записей о начале преподавания и благотворительности, которыми так увлекся в середине 19 века.

Путь Толстого к писательству также начался из автобиографического романа «Детство», часть из которого он отправил на суд в редакцию популярного тогда журнала «Современник». В письме к рукописи говорилось: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь всё начатое». Редактор отправил ему положительный ответ, а через некоторое время роман был напечатан и имел огромный успех, положив начало литературной деятельности Льва Толстого (при том, что профессиональным литератором он никогда себя не считал).

Много упоминаний в дневнике писателя о его путешествиях – по России и за границей. Большинство из них негативны, а отзывы – критические: Толстого возмущало неравенство, контраст нищеты и роскоши, человеческие пороки, которые он в избытке встречал в больших городах.

О своих же литературных успехах в записях отзывался скромно и без особого интереса: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными». Вел дневник он на протяжении всей жизни.

Одри Хепберн: о том, как нужно провести 3 последних месяца жизни

01/4

Одри Хепберн решила написать мемуары после того, как врачи поставили её смертельный диагноз. Так, в 1993 году, за 3 месяца ею была написана книга «Признания в любви», в которой актриса рассказывает о детстве во времена фашистской оккупации, уходе отца, «билете» в Голливуд и «Оскаре» за первую же большую роль.

Рассказы Одри очень искренни, она без прикрас описывает не только красивые моменты своей жизни, но и те, которые печальны или «неудобны». Например, о том, как родители забыли о её шестом Дне рождении и как долго потом она пыталась понять, чем обидела их. Или о том, как во времена Второй мировой в стельку её туфельки прятали записки для бойцов Сопротивления, которые нужно было пронести, не попав к немцам.

Много интересных подробностей можно узнать о съемках Хепберн в разных фильмах. Оказывается, самой тяжелой ролью она всегда считала Сабрину – из-за трудного характера Хамфри Богарта. А самым главным фильмом жизни называет «Историю монахини», который помог ей найти свое предназначение в благотворительности.

Кроме того, Одри с юмором и любовью рассказывает здесь о своих известных друзьях – Софи Лорен, Юбере Живанши, Питере О`Туле, что делает её мемуары еще более яркими и «живыми».

Сальвадор Дали: о том, как заставить всех себя ненавидеть

01/4

«Дневник одного гения» очень уж не похож на тот формат мемуаров, который предпологает раскрытие автора и возникновение близости между ним и читателем. Как говорил сам Дали: «Это памятник, воздвигнутый самому себе, в увековечение своей собственной славы». Мемуары повествуют о жизни художника с 1952 по 1963 год. Изданы они были в Париже, поскольку значительную часть жизни о провел во Франции и сформировался там, как художник.

Дали задумывал публикацию записей под названием «Моя потаенная жизнь» как продолжение своей книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Но предпочтение было отдано названию «Дневник одного гения»: говорят, именно такая надпись была на школьной тетради автора, в которой он начал делать свои первые заметки.

Дневник Дали – это не строгая автобиография, а ряд небольших эссе, сделанных неравномерно: некоторое время художник писал почти ежедневно, в другие периоды мог делать длинные перерывы. Здесь можно найти его снисходительные размышления о коллегах-художниках – Пикассо, Рафаэле, Веласкесе; упреки своего кумира, Ницше, в слабости духа; о личной жизни и событиях, участником и наблюдателем которых он был.

Дали посвящает дневник своей музе – Гале, а простого смертного читателя стремиться поразить, озадачить, а иногда – и рассердить.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь