Спецпроєкти

Гений или выскочка: эволюция Канье Уэста


bit.ua рассказывает о новой пластинке Канье Уэста «The Life of Pablo», которая способна решить главный конфликт вокруг имени скандального рэпера: он всего лишь пустышка и самовыдвиженец или же действительно подлинный гений?

В последние годы шумиха вокруг имени Канье Уэста и «сопутствующих товаров» (его фэшн-линия, провокационные заявления, да даже взаимоотношения с женой, Instragram-иконой Ким Кардашьян) всегда затмевала музыку. Принято считать, что он завоевал всю планету на «My Beautiful Dark Twisted Fantasy», который вышел в 2010-ом. Тем не менее, его грандиозные амбиции были заметны уже в 2007-м, когда Канье спокойно сэмплировал группу Daft Punk и вдохновлялся всем актуальным на то время «инди». У The Killers и Modest Mouse он, как потом признавался в интервью, учился стадионному размаху, а у певичек вроде Feist – той самой чувственности, которой ортодоксальным рэперам часто не хватает.

Вообще эта тема «учебы» прекрасно описывает фундамент сложной метафизики Уэста, с которой мы имеем дело сейчас и которой по-хорошему нужно посвящать отдельные статьи, а то и целую книгу. В рецензиях на его первую трилогию пластинок (которые, кстати, тематически объединены: «The College Dropout, «Late Registration», «Graduation») Канье часто называли прилежным учеником. Но при этом ругали за то, что он, грубо говоря, слишком ботан и модник, сменил широкие штаны на узкие, и ему не хватает рэперской аутентичности. Смешно сейчас звучит, не так ли?

Дальше можно очень долго перечислять все, что он натворил за эти годы до выхода «The Life of Pablo», но, чтобы поскорее перейти к сути, гораздо проще сойтись на том, что Уэст – самый настоящий Колосс. И формулировка «главный рэпер современности» в его адрес не будет выглядеть преувеличением.

The-Great-Colorist-WEBSITE

Так вот, Канье Уэст со своим новым альбомом снова всех переиграл. Что в его положении казалось невыполнимой задачей. Ну вы сами подумайте – этот человек три года назад выпустил альбом с красноречивым названием «Yeezus», где в том числе содержится трек «I am a God». А перед началом своих концертов Канье любил выпускать на сцену кого-то очень похожего на Иисуса. Поднимать планку выше уже, казалось бы, некуда.

Вдобавок ко всему, СМИ и общественность следят за его каждым шагом, как и за его самыми близкими людей. Это невероятное психологическое давление, которое просто не под силу выдержать обыкновенному человеку. Оступиться, сорваться – как два пальца. Но посмотрите, что делает Уэст?

Он выпускает «The Life of Pablo», который, во-первых, оказывается первой (за последние годы) его записью, где можно просто слушать музыку и не отвлекаться на лишнюю шумиху. Больше никаких громких заявлений, переизобретений хип-хопа и поп-музыки в целом и даже никаких попыток «поймать дух времени». Канье Уэст и есть дух времени.

Больше никаких громких заявлений, переизобретений хип-хопа и поп-музыки в целом и попыток «поймать дух времени». Канье и есть дух времени.

Его продюсерский и сочинительский талант заключается в том, что исполнитель как губка вбирает в себя все, что сегодня составляет главную музыкальную повестку, а еще подбирает исключительно правильных людей для фичерингов и сотрудничества. Во-вторых, красной нитью через всю пластинку проходит тема бремени славы и безумия, которое неизбежно наступает, когда у тебя есть все. То есть, исполнитель ранит всех своих критиков их же оружием. Вы считаете, что Уэст – это раздутое эго и ничего больше? Что он взял на себя слишком много и вообще, сошел с ума? Он этого не отрицает. «Name one genius that ain’t crazy», читает Уэст в треке «Freestyle 4», одном из главных хайлайтов альбома.

В этом плане даже название «The Life of Pablo» свободно для трактовок. Можно интерпретировать его как отсылки к Пикассо, Пабло Эскобару или апостолу Павлу – любая версия будет в точку.

А для тех, кого и это не убеждает в том, что Канье – «номер один» в современной поп-музыке хотя бы по части позиционирования, есть, собственно, песни. Музыкально «The Life of Pablo» – это изящно упакованный и аккуратный срез всех самых «актуальных» музыкальных трендов. На альбоме можно найти настоящий госпел с многолетними корнями (кстати, в треке «Ultralight Beam» Канье сэмплирует Натали, 4-летнюю верующую девочку, ставшую соцсетевым феноменом: именно звуками ее молитвы и открывается пластинка). Есть и этот «новый чувственный R’n’B», и соул, и даже электро 80-ых, которое наверняка в скором времени будет поголовно звучать во всех прогрессивных клубах вместо надоевшего техно.

Самое важное, что нужно понимать про Канье и его новую пластинку, заключается в том, что именно он подает хип-хоп музыку как универсальный, максимально подвижный и гибкий жанр, который способен мимикрировать под что угодно. И вся эта история про гибридность рэп-музыки, с которой мы постоянно имеем дело сейчас, началась именно с Канье Уэста. А гений ли он или же просто высокомерный выскочка – это уже не вопрос первостепенной важности.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram