Почему паблики с тюремными историями – это будущее литературы


4013 0 0
Олесь Николенко размышляет о том, как изменился процесс чтения книг и приходит к неожиданному выводу, что будущее литературы - за сообществами по интересам вроде пацанских цитатников ВКонтакте или же пабликов с историями про тюрьму.

Примерно раз в полгода, обычно с выходом какого-нибудь нового электронного ридера, бумажной книге выписывают очередной смертный приговор, но она все никак не умирает. Романная форма почему-то никуда не девается, а книги (даже толстые) как продавались, так и продаются. Один только успех последнего романа Донны Тартт «Щегол» говорит о многом. Его довольно быстро и вовремя перевели на русский, и все массово ринулись читать 800-страничный талмуд о мальчике, потерявшем мать во время теракта в Метрополитен-музее, а в 2014 году за него писательнице вручили Пулитцера. Онлайн-ритейлер Amazon.com назвал «Щегла» «лучшей книгой 2013 года» – настоящее народное признание. 

Впрочем, нельзя не признать очевидное: сам процесс чтения изменился. И дело здесь не в кризисе «бумажной книги», а скорее в том, что добавилось целое множество других форматов «чтения». Пролистывание своей ленты новостей в социальной сети – это тоже в каком-то смысле чтение. Из этого обстоятельства вытекает вот что: феномен самой «литературы» подвергся изменениям. «Читать» теперь подразумевает не только «читать книжки», только и всего.

Например, есть такой паблик под названием «Анонимные истории из тюрем». А еще существуют сообщества «Подслушано в тюрьме», «Малолетка в клетке» — и великое множество им подобных пабликов, в которых люди делятся реальными историями о том, как они или их близкие попали в тюрьму, ждут своих мужей, отбывающих заключение, спрашивают друг у друга советы, обсуждают околотюремные темы и так далее. 

Screenshot_7

И если отбросить серьезность, все эти анонимные тюремные истории  – это тоже в каком-то смысле литературный феномен. Что присуще литературному феномену или жанру? Стиль, определенная тематика, думающие в схожем направлении авторы. Все это есть у вышеупомянутых пабликов. Авторы в нем – анонимы, которые хотят поведать свою историю, связанную с местами заключения или же задать определенный вопрос, получить информацию. Собственный стиль тоже имеется: пренебрежение правилами орфографии и пунктуации, ненормативная лексика, поток сознания, истории «по ту сторону закона».

Screenshot_1

Определенная тематика тоже соблюдается: люди, пишущие там посты или комментирующие, так или иначе заинтересованы в обмене общим опытом, связанным с тюрьмой. Будь-то незадачливый барыга, которого собираются судить за сбыт марихуаны или же просто начинающий «вор», описывающий свой «день рождения» (алкотреш, разбойное нападение, две магазинные кражи).

Screenshot_2

И так феноменов на территории одной лишь сети – великое множество. Агрессивные заметки пророссийски настроенных колумнистов, которые выступают за Новороссию, тоже довольно трудно воспринимать всерьез и пытаться понять логикой, а значит – это тоже фикшн. Посты сообщества дальнобойщиков ВКонтакте, в котором люди обмениваются своими дорожными приключениями, тоже отличает определенная эстетика и специфика – чем не повод назвать это маленьким литературным феноменом? Сюда подходят и расплодившиеся «пацанские паблики» с постами и цитатами (даже здесь попадаются совершенно гениальные вещи вроде историй «Пацанского расклада для пацанов от пацанов»).

Screenshot_3

Естественно, всем этим маленьким феноменам далеко до серьезности и обстоятельности «большой» и «традиционной» литературы. Но пересечения вполне возможны. Молодому автору без протекции уважаемых литературных критиков и издательств достаточно трудно пробиться к читателю. К тому же, вера в то, что жизненный опыт любого человека заслуживает того, чтобы лечь в основу романа, к настоящему времени представляется наивной. Другое дело – опыт коллективный, имеющий определенную точку пересечения. Зачем писать дебютный роман о своем трудном детстве, который на фоне других скорее всего останется незамеченным (или замеченным только лишь благодаря большой удаче)? Гораздо действеннее, грубо говоря, создать тематический паблик и писать собственные истории, коллекционируя при этом истории других. Это – неразработанный метод, в котором много подводных камней, нерешенных вопросов и нюансов. Но в качестве одного из вариантов развития литературы в будущем он вполне имеет место быть.

Screenshot_4

История помнит, например, детективный роман «Большие пожары», вышедший в 1927 году в журнале «Огонёк», в написании которого принимали участие 25 советских писателей (в том числе Бабель, Алексей Толстой, Зощенко и другие). В сети тоже можно найти множество попыток и предложений написания «коллективного романа». Как правило они заканчиваются ничем, поскольку фантазия людей, принимающих участие в этой затее, ничем не ограничена. Другое дело, когда то или иное сообщество людей объединяет что-то общее – от веры до схожих интересов в проведении досуга. В таком случае достаточно толкового «куратора», который будет отбирать истории, редактировать и затем свести их воедино, и таким образом на выходе получать некий слепок этого самого коллективного опыта. Вот это уже будет интересно. Что интереснее: мемуары одного человека, занятого в околофутбольном движении, который описывает лишь собственный опыт или же талантливо организованные и «сведенные» истории от десятков/сотен людей, задействованных в нем же? Кажется, ответ очевиден.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тэги:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Последние новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: