Откуда берутся цветы в киевских магазинах
По дороге на Салютную, где находится предприятие, у меня в голове возникает картинка из фильма «День Святого Валентина», действие которого начинается на рынке цветов в Лос-Анджелесе: огромное помещение в стиле индастриал, заполненное продавцами, предлагающими свой товар из разных концов света, покупателями, пришедшими пораньше, дабы урвать самые желанные экземпляры, и цветами разных форм, оттенков и размеров. На подъезде к «Украфлоре» мое видение натыкается на реальность в лице небольшого одноэтажного здания, построенного буквой «П». Немного разочарованная, я прохожу к двери и пониманию, что первое впечатление ошибочно, а само помещение – такая себе «рукавичка» из сказки, которая вроде и небольшая снаружи, но очень вместительная внутри.
«Украфлора» состоит из нескольких отделов: декора, флористики, горшочных растений, срезанных цветов, а также отдел открытого грунта, где представлены саженцы, кусты и деревья. Навстречу мне выходит молодая женщина, Алена Викторовна, которая недавно заняла пост директора компании. Она проводит экскурсию по комплексу, попутно рассказывая о том, как устроена работа здесь.
Алена Викторовна, генеральный директор «Украфлора»:
Мой путь в профессию был долгим: по образованию я маркетолог и долгое время абсолютно не была связана с растениями. Сначала я попала в «Украфлору» директором по маркетингу, но через некоторое время ушла в другой проект, связанный с цветами и оформлением. Через 4 года этот опыт и знания позволили мне вернуться сюда уже в другой роли.
На каком-то этапе я поняла, что живу этой работой и в ней нет вещей, мне неинтересных: я умею собрать букет, разбираюсь в растениях – не потому, что я такой хороший ботаник, а просто хочу в этом разбираться. Я люблю что-то сделать сама: это какая-то творческая составляющая, которая позволяет мне чувствовать себя не только «сухим» руководителем, но быть на уровне с людьми, которые у нас работают.
Всем циклом мы занимаемся сами: закупаем цветы, транспортируем их в Украину, растаможиваем – на это уходит несколько дней. У нас есть розничный отдел и оптовый, где продукция готовится для отгрузки в сетевые магазины, супермаркеты, строительные маркеты.
Основной поставщик цветов – Голландия. Если говорить о срезанных цветах, также работаем с Колумбией, Эквадором, Кенией. Горшечные растения – это, в основном, Нидерланды, а еще Бельгия, Польша и Украина.
Сейчас идем в отдел срезанных растений. В каждом секторе есть своя специфика – и по температурному режиму, в том числе. Наибольший выбор и ассортимент можно застать сразу после новой поставки (в пятницу с 7:00), а в дни перед ней у нас идут скидки – это честно и понятно.
Наши специалисты постоянно посещают профильные выставки за рубежом – например, во Франкфурте, которая проходит в январе-феврале. Это мероприятие мирового уровня, где экспонируется новогодний декор, посмотреть и сделать свои заказы на которое приезжают, наверное, миллионы закупщиков с разных уголков планеты.
Есть выставки более локальные, но если нам интересен этот рынок и страна, то мы отправляемся туда, чтобы посмотреть на цены, местные тенденции. Например, в Европе сейчас бум на мини-растения – они выглядят как обычные, только очень маленькие (высота может достигать всего 10 сантиметров). Для нашего рынка это пока не очень привычный продукт, да и ценовая категория у него такая же, как у взрослого растения. В понимании нашего потребителя пока не укладывается, как можно заплатить за растение, в 10 раз меньшее по размеру, столько же, сколько за обычное. Думаю, в ближайший год эта тенденция к нам пока не дойдет.
Мы ездим заграницу очень часто, потому что нужно понимать и тенденции, и мониторить цены, производителей. Кроме того, есть работа с аукционами: мы напрямую работаем с голландским – всемирно известной точкой онлайн-продажи цветов. Аукцион работает 5 дней в неделю, а лотами на нем выступают цветы и растения. С 6:00 наши закупщики начинают работу в специальной программе, а уже к обеду цветы отгружаются в машины. Главное отличие от традиционного аукциона – тут идет обратный отсчет от первоначальной стоимости, который условно можно назвать «у кого раньше сдадут нервы». Например, стартовая цена составляет 5 евро: если я готова приобрести цветы за 4,5, то даю сигнал и покупаю их. Если же я жду цены в 4,5, а кто-то готов заплатить 4,7, то я могу и не купить. Как в любой брокерской бирже, это один из самых стрессовых видов работы: постоянное напряжение и необходимость знать, видеть и помнить большое количество показателей в какие-то доли секунд.
В истории компании был период, когда выращивались свои розы и некоторые растения. Но тут важна эффективность: на каком-то этапе было подсчитано, что в этом проекте она не так высока, как нам бы хотелось. Поэтому мы решили не распыляться на разные направления, а выбрать одно, в котором можно стать лучшими.
Мне кажется, в плане того, как часто украинцы покупают цветы сегодня, началась некая «оттепель»: продается все больше и горшечных растений, и букетов. В супермаркетах, например, больше берут именно горшочки – наверное, вырос уровень доверия к этой площадке, а еще цветы часто являются одним из элементов подарочного набора.
Сейчас в компании трудится больше 100 сотрудников. 8-го марта на работу выходят абсолютно все – тот поток людей, который идет к нам за срезанными цветами, не может остаться без внимания. Смешно бывает, когда я в роли продавца пытаюсь кому-то помочь, а мне за это предлагают подарки, дают чаевые, а еще лучше – обещают написать моему руководителю благодарность.
Иногда звонят с просьбой взять в аренду цветы.
Весной больше всего берут тюльпаны – они доступны и символизируют тепло и легкость, за которой все соскучились. 14 февраля – это до сих пор красные розы: ничто не может сместить их с позиции лидеров. Тем не менее, все чаще встречается понимание того, что невысокий, но красивый букет девушке может быть интереснее, чем 100 метровых роз, которые она не может поднять.
Тюльпан в срезанном виде продолжает расти – до 2,5 см в сутки. Если вы соберете букет из разных цветов и поставите его в вазу, то заметите, что тюльпаны с каждым днем все больше возвышаются над другими. Поэтому экземпляры из Голландии приезжают к нам очень маленькими, а продолжают расти еще в вазах.
Необычные заказы бывают часто: вот недавно попросили привезти тысячу полутораметровых роз. Такие цветы недолговечны: из-за длинны «ноги» они не успевают сполна напитываться влагой. Кроме того, их сложно транспортировать, что сказывается на цене. Но человеку было важно получить именно такие розы. Флористы же просят японские цветы: в Японии есть плантации, где растут очень крупные растения – они в несколько раз больше своих европейских аналогов. Но мне кажется, такие цветы в ближайшее время нам будут недоступны по причине слишком сложной и дорогой логистики. Если же говорить о трендах, то сейчас мы все больше тянемся в сторону натуральности: меньше блесток и мишуры, стремление к естественной красоте.
С точки зрения дизайна, флористики и арт-объектов, Украина не отстает от мировых трендов: наши специалисты очень ценятся в Европе. Другое дело, что не все те вещи, которые мы знаем, умеем и можем сделать, уже готов купить наш рынок: тут мы отстаем, скорее, в финансовом развитии. Ведь мы покупаем у одних и тех же производителей декор, растения, учимся одинаковым техникам.
Наверное, так заложено у нас в менталитете, что чем выше материальный статус либо социальное положение, тем больше это должно выразиться и в букете – большом и дорогом. Иначе – «что скажут люди?» или «подумают, что я сэкономил». Хотя маленький букет может стоить в несколько раз дороже, чем эта огромная корзина с розами. Кроме того, достаточно сложно сказать людям высокого ранга, что у них нет вкуса и теперь все делают по-другому.
Есть много людей, владеющих профессией флориста, и много тех, кто думает, что владеют ею. Но, как и в любой отрасли, настоящих специалистов всегда недостаточно. Размещая вакансию, ты понимаешь, что закрыть её идеальным кандидатом будет тяжело. Несмотря на большое количество курсов и мастер-классов, профессии флориста нельзя обучить за 3 дня, неделю или месяц – для этого нужно быть нереальным «самородком».
Родители-флористы не часто хотят, чтобы их дети выбрали ту же специальность, просто понимая, какой это тяжелый физический и моральный труд. Здесь очень высокая степень ответственности: флорист, работающий со свадьбой, не будет иметь ни одной лишней минуты, ведь церемония бракосочетания начнется в определенное время; у него не будет другого дня, чтобы сделать лучше. А 8-го марта, например, у флориста вообще 36-часовой рабочий день: с одной стороны, это шутка, но с другой – абсолютная правда. Нужно помнить, что такая работа – не просто красивая картинка, но и холодная вода, колючие цветы, аллергены.
Флорист – это не продавец цветов, это художник, который рисует цветами.
Если вы решили заняться цветочным бизнесом, то первое, что нужно знать – это не будет легко. Важно все пройти самому: научиться выбирать цветок, делать букет – базовые вещи, которые позже будет выполнять персонал, но вы должны понимать их принципы, чтобы бизнес стал успешным. Только понимая этот процесс изнутри, можно построить его правильно.
Мы заходим в отдел горшечных растений. По конструкции он напоминает что-то среднее между оранжереей и теплицей: здесь много света, тепла, а воздух переполнен запахами влажной земли и цветов. По правде говоря, попав сюда, возникает желание поставить где-то в углу кресло-качалку и спрятаться там с книжкой. Но нет, желание рассмотреть все – сильнее. В одном углу шеренгами выстроились орхидеи – от белоснежных до темно-фиолетовых, в другом разбит миниатюрный японский сад с деревьями бонсай, в третьем – сквозь блестящую зеленую листву выглядывают мандарины. Но больше всего умиления почему-то вызывают горшки с маленькими, еще зелеными, помидорами – такие в 90-х можно было встретить на многих подоконниках.
Ольга, полгода работает в «Украфлоре», продавец-консультант в отделе горшочных растений:
Эта работа была мечтой всей моей жизни. Я всегда работала в торговле, но стремилась к цветам – и добралась.
Я учу людей любить цветы – очень многие их боятся. Нужно переубедить человека, объяснить, как ухаживать за цветком, ведь это большая радость. Трудно бывает, когда работы много, но, в то же время это и удовольствие.
Чаще люди сами не знают, чего хотят – просят что-то цветущее и чтобы меньше усилий по уходу прикладывать. Но так не бывает: это надо любить, а когда любишь, то усилия не кажутся обременительными.
Среди мужчин есть единицы, которые действительно любят растения и покупают их не на подарок, а себе. От общения с ними получаешь море удовольствия.
У нас представлено и уникальное растение – цикас. Оно не эволюционировало еще с эпохи мезозоя: сохранило первоначальную форму и структуру. Растет крайне медленно, но было представлено еще тогда, когда по земле ходили мамонты и древние люди. Домой я бы себе такое не купила – растение немного колючее и пальмовидное, а я люблю маленькие и круглые – но как память оно бесценно.
Мы проходим дальше и попадаем в отдел срезанных цветов. Тут здравый смысл покидает человека, любящего растения: здесь огромный выбор – от десятков видов роз до подсолнухов – и смешные цены. Единственный минус – температура: помещение оборудовано под холодильник, чтобы цветы сохранялись дольше, поэтому я быстро выбираю несколько веток хиперикума (а по дороге домой раз пять слышу: «Дивися, дівчинка з букетом із вишень іде») и иду знакомиться с работниками отдела.
Пока мы снимаем, двое мужчин в дорогих костюмах выбирают цветы на подарок женщине. Судя по их внешнему виду и манере поведения, я почти на 100% уверена – это будут огромные красные розы. Но нет, они приносят к флористу на оформление огромную охапку колокольчиков и полевых ромашек (которые, конечно же, называются совсем не так) – и мне сразу хочется пожать им руку. Да что там – обнять, но я сдерживаюсь.
Последний пункт в нашем маршруте – отдел флористики. По сути, это уже полноценный и привычный нам магазин цветов. Интересно, что закупки материала тут делают отдельно от склада: если обычные розы можно найти в отделе через дорогу, то здесь вы увидите дорогие экзотические.
Настя, флорист, работает в «Украфлоре» 6 лет:
Работа с цветами приносит огромное удовольствие, кроме того – это возможность проявить свою креативность. Минусы? В моей работе их нет.
Все больше заказывают букеты из полевых цветов, хотя есть много людей, которые до сих пор понимают только розы. Вот они заходят, смотрят на полную витрину и спрашивают: «А цветы где?». Потом, когда интересуешься, что именно человек ищет, оказывается, что таки розы. У нас представлены более дорогие сорта – например, пионовидные, а классические можно купить в отделе срезанных цветов напротив.
Бывает, что креативность зашкаливает у людей: просят то игрушку посадить внутрь, то вместо круглой формы сделать какую-то асимметрию, то сердце выложить внутри. Конечно, заказы из ста белых роз и одной красной внутри тоже еще случаются.
Покидая здание «Украфлоры», поймала себя на мысли, что за эти пару часов не увидела здесь грустных или апатичных лиц. Все сотрудники, которых мы встретили, делали свою работу с улыбкой и спокойствием. Мне объяснили это тем, что здесь нет «случайных» героев: кто-то ушел с высокооплачиваемой должности, чтобы заниматься цветами, кто-то – попал в профессию вопреки воле родителей. Возможно, это и так, но мне кажется, что люди, которые “заземляются” – работают в оранжерее или в саду, окружают себя растениями – намного легче переживают пробки, дедлайны и холивары в Фейсбуке. Давайте заземляться, что ли.
Фотограф: Александр Птааг
Материал был сделан при содействии компании «Украфлора»