Как создать самую большую торговую площадку украинских брендов
Татьяна Буркацкая, директор по развитию бизнеса компании Arricano, идейный вдохновитель и куратор проекта “NAMES’UA modateka”
Идея создания универмага возникла в конце 2014 года. На этой площади должен был открыться «Спортмастер», но в связи с тем, что это российская компания и главный офис запретил им развитие в Украине, нам, компании Arricano, пришлось искать выход из сложившейся ситуации и чем-то заполнить данную площадь. У меня возникла идея создания мультибрендового магазина. Изначально я думала поставить в это помещение сетевых ритейлеров, известных на нашем рынке, и затем дополнить их украинскими производителями и дизайнерами. Но в процессе работы концепция все время претерпевала изменения, появлялись новые мысли, идеи и в конце-концов решили делать мультибренд украинских производителей, где представлять одежду, обувь, аксессуары для женщин, мужчин и детей.
Самым сложным было собрать наших дизайнеров, производителей под одной крышей, и убедить их поверить в то, что проект будет успешным. Это была непростая задача, но я очень признательна Андрэ Тану , Елене Голец – они были первыми, с кем я провела переговоры и они поверили и согласились участвовать в проекте. Дальше были продолжены переговоры с большим количеством наших дизайнеров и производителей: кто-то вошел в проект, кто-то предпочел подождать. Большая работа была проделана в плане дизайна магазина, разработки оборудования, имиджа.
Нам не хотелось представлять товар наших партнеров в формате pop-up стора или в наспех отремонтированном помещении, поэтому приняли решение делать полноценный концепт-стор со своей философией и индивидуальным оборудованием, ремонтом в стиле «Урбан».
10 октября мы открыли двери для посетителей. Не все было гладко, товар принимали еще в последнюю ночь, а в день открытия развешивали его в зале… Это процесс непростой — каждый бренд имеет свой характер, цену, лицо, и всех их нужно было развесить так, чтобы все в магазине смотрелось гармонично.
В процессе работы Names’ua ряд торговых марок вышел из проекта по разным причинам, зато появилось много новых, интересных, коммерческих марок. И работа по наполнению, смене ассортимента ведется постоянно. Сложно с мужской одеждой, у нас представлен небольшой ассортимент. Но эта проблема касается не только украинских дизайнеров, а в целом мужских марок. Тем не менее , мы продолжаем работать в этом направлении. Пока у нас открыта только первая очередь 1000 м² , и мы работаем над проектом второй 1000 м² . Что будет представлено там, говорить рано, так как это процесс творческий.
Антонина Головко, руководитель отдела развития компании KarKat Fashion, операционный директор проекта “NAMES’UA modateka”
Последние 2 года знаковые для украинской легкой промышленности тем, что есть востребованность у потребителя: наш производитель, при более креативной подаче, стал более доступным и интересным, чем базовые вещи импорта.
Патриотичная волна несколько лет назад возбудила лояльное отношение к украинскому производителю в глобальном масштабе, потому что те, кто был привержен нашим дизайнерам, испытывал эту приверженность еще 15 лет назад. В дальнейшем, приняв и прочувствовав украинский продукт в более широком понимании и более европейской подаче, а еще и с не совсем стандартным индивидуальным подходом и приятной ценой, покупатель стимулировал появление разнообразных ярмарок и pop-up магазинов.
Сейчас мы отслеживаем, что интерес к фестивалям и тем же ярмаркам понемногу утихает — для этого нужно собрать средства, выехать куда-то. И если раньше это было настоящее событие, то сегодня оно менее актуально – люди по своей натуре все время ищут что-то новое. А постоянно действующая мультибрендовая площадка, на которой представлены разные ниши – средняя, масс-маркет и премиум, где ты можешь в любой момент удовлетворить самые разные потребности от одежды для дома до свадебного платья – это всегда перспективно и интересно.
Размещение магазина в ТЦ «Проспект» – это был стратегический шаг компании Arricano, чтобы поднять уровень этого центра и подтвердить его fashion-формат. Следующий их центр строится на Лукьяновке и, скорее всего, филиал магазина будет и там.
Сейчас мы ведем четкую статистику того, что и из каких ниш продается. У нас есть женский, мужской, детский отделы, а также отдел для дома и спорта. Также пока нешироко, но представлена обувь, аксессуарная группа.
Мы постоянно в поиске новых дизайнеров для площадки, но стали избирательнее: ищем что-то более интересное, что бы четко поддерживалось ценовым предложением вещи. То есть, если продукт дороже, то он должен быть обоснованно дороже.
Пока не все наши дизайнеры готовы делать адаптированный производственный продукт, а проблема стартаперов, которые пришли из других сфер, но решили заниматься производством одежды, в том, что зачастую они полагаются только на свой хороший вкус. К сожалению, только вкус не спасает, если то заходишь на рынок глобально: здесь нужно либо учиться, либо привлекать дизайнера и делать какой-то партнерский проект. Нужно правильно понимать тренды и правильно их реализовывать, строить концепцию бренда, у которого было бы ядро, иначе без этого нет будущего.
Многие начинающие бренды хотят стать украинской Zara или Mango, но мало кто понимает их структуру. Эти марки создавались в свое время, когда в них была потребность. Сейчас же мировой тренд – это интересные нишевые бренды со своей философией: нет новых модных течений, а есть борьба стилей. Люди, которые приходят в этот бизнес, должны это понимать – без идентификации у бренда нет будущего.
В марте мы внедрили программу лояльности – это бонусная программа, когда 5% от покупки накапливается на вашем счете и в дальнейшем ими можно рассчитываться. Строим коммуникацию в соцсетях, а в будущем планируем также сделать мобильное приложение – возможно, в формате гидов по стилю.
Мы предоставляем свою площадку стилистам для проведения различных тренингов и семинаров, также задействуем их для работы в зале.
В самом торговом центре “Проспект” на выходных проходит Style Point, когда ты можешь взять стилиста и пойти с ним по магазинам. Эти услуги предоставляются бесплатно, а персональный шоппинг с профессионалом можно заказать отдельно. Конечно, пока такими возможностями пользуется небольшой процент покупателей, но поначалу их было тяжело заставить, а в конце еще тяжелее – оторвать: мы выделяли до 20 минут на человека, а заканчивалось все часом или больше. Для украинских женщин не существует икон стиля – они считают, что сами лучше разберутся, какая одежда им идет. Если говорить о Западе, например, о коллаборации Виктории Бэкхем с H&M или сотрудничестве Мадонны с брендами масс-маркета, где у магазинов стояли очереди, а девушки были готовы на все, чтобы только получить тот заветный купальник или платье, то у нас такого эффекта, к сожалению, невозможно добиться. Не знаю, есть ли в Украине даже такая селебритис, которой было бы под силу добиться похожего эффекта.
За последние 2 года украинские операторы европейских розничных сетей значительно сократили заказы товаров для внутреннего рынка. В связи с чем существенно уменьшилось предложение креативных моделей в общем ассортименте магазинов, базовый продукт стал основой коллекций. У потребителя, соответственно, вырос спрос на дизайнерскую одежду украинского производства по более доступным ценам. Аналогичный нишевый импортный продукт стоит гораздо дороже.