Спецпроєкти

Слишком много сериалов: как телевидение достигло своего пика и что с этим делать


Олесь Николенко рассказывает о том, почему переизбыток хороших сериалов – это настоящее проклятие современного человека. И как справиться с этой сериальной лавиной.

«Ходячие мертвецы» против «Бригады»

Популярное мнение о социальном эффекте сериалов звучит так: сериалы объединяют. Об «Игре престолов» можно поговорить чуть ли не с каждым десятым жителем планеты. Заграницей существует даже целая культура «рекапов», когда то или иное издание (в том числе, и крупные СМИ уровня The Wall Street Journal) публикует свой обзор на новый эпизод сериала, а в комментариях к этой заметке собирается армия поклонников, которая обсуждает увиденное. Складывается впечатление, что это действительно коллективный опыт. Можно быть в самой отдаленной точке этого мира, но при этом спорить с каким-нибудь поклонником «Ходячих мертвецов» по поводу того, герой ли Рик Граймс или полный идиот. Но, возможно, это только иллюзия «общности».

Раньше, лет 15-20 назад, это самое ощущение было более явным. По какому-нибудь общественному каналу в определенное время на всю страну показывали условный «Твин Пикс» – и особенного выбора/разнообразия не существовало, поэтому его смотрели все. К тому же, тогдашние сериалы по своей сути были задуманы с ориентировкой «на массы», что бы она ни значила (“Твин Пикс”, впрочем, исключение из правил). Мужчины смотрели «Бригаду» и втихомолку переживали за Сашу Белого и его друзей, а женщины воспринимали «Секс в большом городе» как своеобразную Библию – некоторые даже перенимали черты характера любимых героинь. Главные герои сериалов прошлого были обобщенными, построенными на ключевых архетипах, они транслировали вполне конкретные модели поведения.

От «Золотого века» к переизбытку

501B9620.CR2

Все это идет вразрез с тем, как устроены современные сериалы. Они больше не ориентируются «на аудиторию», они сделаны конкретно под тебя. В особенности это касается сериалов, которые производят кабельные каналы (HBO, Showtime, AMC и так далее): антигерои, сложный моральный компас, внутренняя борьба, размытые границы того, «как правильно». Вряд ли знаменитую историю Уолтера Уайта – школьного химика, переквалифицировавшегося в грозного наркобарона – можно назвать историей, как говорят, «для широких масс».

Вряд ли этот же Уолтер Уайт может стать прямым примером для подражания и восхищения, каким был для мальчишек герой Чака Норриса в сериале нашего детства «Уокер, техасский рейнджер».

Хайзенберг входит конкретно в твою жизнь: пускать его туда или нет – решение, которое каждый принимает самостоятельно.

Этот эффект персонализации напрямую порожден перепроизводством сериальной индустрии. В погоне за «своего зрителя» телеканалы и продакш-компании буквально сошли с ума, и хватаются за любую возможность рассказать какую-нибудь интересную и необычную историю. В итоге существуют сериалы абсолютно на любой вкус. Трансвестит-киллер («Hit & Miss»), экзистенциальные сыщики («True Detective»), параноидальная сотрудница спецслужб («Homeland»), мужчина, решивший сменить пол («Transparent») – продолжать можно до бесконечности.

Scripted Series 2002, 2006-2015 as of 12-14-15 for Press - with

Дошло до того, что многие авторитетные телевизионные критики один за другим начали шуметь в своих статьях про так называемый «peak TV». «Слишком много телевидения», пишут люди, которые еще пару-тройку лет назад пели дифирамбы современным сериалам, называя их «Золотым веком ТВ», по аналогии с Золотым веком Голливуда.

В чем-то они правы: в 2014 году совокупное количество «scripted series», показанных на американском ТВ, составило 374 шоу, а в прошлом году – уже 409.

Scripted series – это именно сериальные единицы, не включающие в себя реалити-шоу, телефильмы, дневные или детские телепередачи. Джон Лэндграф, президент FX Networks, во время своего выступления предсказал эту цифру и высказал догадку, что 2016 или 2017 год станет «пиком телевидения», после которого будет заметный спад: «Слишком много нездоровой конкуренции в этой битве за контент. Зрителям тяжело выбирать сериалы для себя. Стало невозможно контролировать качество». О чем тут говорить, если один только онлайн-кинотеатр Netflix намерен выпустить в 2016 году 600 часов своего оригинального контента, которые обойдутся компании в 5 миллиардов долларов.

Звездопад

5123_FARGO_104

Резкий всплеск телевизионного производства затронул практических всех людей, задействованных в индустрии: от актеров и шоураннеров до лиц, отвечающих за логистику. Актеры с именем становятся еще более востребованными и желанными на ТВ, тогда как гонорары их менее известных коллег урезаются, а у совсем рядовых актеров практически нет шансов сделать заметную роль в «хорошем шоу» (зато какую-нибудь второплановую – всегда пожалуйста). К примеру, Кевину Костнеру предлагают 5 миллионов долларов за съемки в сериале на 10 эпизодов для одного крупного онлайн-стриминг сервиса – это всего за несколько месяцев работы. Билли Боб Торнтону (после его триумфа в «Фарго») компания Amazon выплачивает по 350 тысяч долларов за каждый эпизод: сейчас идут съемки судебного триллера Trial, где он играет ключевую роль.

Каждый месяц появляется новость о том, что какая-нибудь киношная знаменитость снимается или уже снялась в каком-то очень крутом новом сериале, который все ждут. Пока что, пожалуй, вершиной айсберга (на данный момент) стал безымянный сериал Вуди Аллена для Amazon, в которой одну из главных ролей играет Майли Сайрус. Стоит отметить, что 80-летний режиссер никогда за свою карьеру не выступал хоть сколько-нибудь заметно на поле сериалов и ТВ – и эта сделка может подвести Amazon вплотную к Netflix в плане конкуренции.

 The cameras for the Woody Allen project starring Miley Cyrus just started rolling in Westchester New York. Miley was spotted on location of the Woody Allen's six-episode, half-hour series, which is set in the 1960's. Miley looked the part in a multi-colored poncho and green army fatigues. Also staring in the production is House of Cards alumna Rachel Brosnahan, along with John Magaro, Elaine May and of course Woody Allen. Please byline:TheImageDirect.com

Для сценаристов переизбыток сериалов стал одновременно и благодатью, и проклятием. С таким количество шоу, находящихся в производстве, достаточно легко попасть в какую-нибудь сценарную команду. Однако загвоздка в том, что сезоны сегодняшних сериалов становятся все короче. Эту моду задало кабельное ТВ: там сезоны из 13-10-8 серий – это норма, тогда как полноценный сезон сериала для эфирного ТВ составлял 22 эпизода. Но сейчас все каналы тяготеют к сокращенным сезонам: их, разумеется, проще и быстрее производить, да и тренд с «полноценной историей на 10 серий» сегодня более актуален, нежели очередной медицинский процедурал, в котором серии бесконечны и не связаны друг с другом.

В общем, если вам не лень во всем этом разбираться и хочется погрузиться по максимуму в точные цифры и факты по теме «peak TV», есть грандиозный материал на Vulture и неплохая дискуссия в журнале The Atlantic.

Делать выбор под одеялком

netflix-and-chill-airbnb0216

А теперь, чтобы подытожить, просто вспомните, каким образом вы смотрите сериалы. Скорее всего, у себя дома, под одеялом (и нередко – в одиночестве). И зачастую никаких живых обсуждений (как после киносеанса), никакого «коллективного опыта» в этом времяпровождении нет. Со своими сериалами мы остаемся наедине. Они больше заточены под то, чтобы подводить нас к единоличному анализу.

Но это не то одиночество, от которого возникает депрессия, и это не история про людей, которые не хотят ничего выбирать и вообще ничего не хотят, потому что всего слишком много. Вывод из всей этой истории про переизбыток сериалов может быть следующий: кардинальных перемен не произошло. Телевизионные блокбастеры, которые смотрят все, были, есть и будут: просто условный «Секс в большом городе» сменился «Игрой престолов». В данном случае поменялась форма, но не суть.

Правда, вместе с блокбастерами на плечи зрителей легла нехилая дополнительная нагрузка (в виде тех самых четырех сотен сериалов), и вот что делать с ней – это уже другой вопрос, ответ на который у каждого зрителя свой. С одной стороны, нас действительно «перекормили сериалами ушлые телевизионщики», но с другой – такое количество сериалов появились именно потому, что нам это нужно. Нам ведь действительно нравится рыскать по сайтам с онлайн-просмотром и выбирать себе сериал на вечер, радуясь, что есть из чего выбирать. Или кликать очередную статью со списками «лучшие сериалы за год». И даже охать о том, сколько всего нужно посмотреть, нам тоже нравится.

Сериальная лавина вынуждает делать собственный выбор, решать, что действительно важно и что стоит посмотреть, а от какой ТВ-новинки лучше отказаться. И когда лучше встретиться со своими друзьями, а когда и правда стоит отлежаться на под одеялком с любимым шоу. Все это подталкивает к более осознанному потреблению (и не только сериалов), а осознанность – это и есть ключ к победе.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги: