Объясните на пальцах: «Девочка на шаре» Пикассо
В прошлый раз мы знакомились с «Олимпией» Эдуарда Мане, а в этот – рассмотрим одно из наиболее узнаваемых ранних полотен Пикассо.
За время жизни Пабло Пикассо создал около 20 000 картин и набросков. Сегодня он считается одним из наиболее дорогих и продаваемых художников в мире, чьи картины воруют из музеев намного чаще других. Как говорил сам мастер, он рисовал не то, что видел, а то, что чувствовал. Это со 100%-й уверенностью можно сказать и о его картине «Девочка на шаре» – первой, открывшей так называемый «розовый» период в творчестве Пикассо.
⇔
Полотно было написано в 1905 году. Почти все пространство на нем занимают две фигуры – тоненькая девушка-гимнастка, балансирующая на цирковом шаре, и монументальный атлет, который словно присел на куб, чтобы отдохнуть после изнурительных упражнений. Насколько легкой и воздушной кажется девочка, облаченная в сине-голубое трико, настолько «приземленным» и надежным кажется зрителю атлет. В его позе, чуть согнутой спине и взгляде читается усталость, но скорее не физическая, а от тягостей жизни бродячего артиста. Гимнастка еще лишена этого тяжелого опыта: на её лице блуждает улыбка, в волосах виднеется озорной яркий цветок, а тонкие руки, поднятые, чтобы удержать равновесие, подчеркивают хрупкость.
⇔
Пикассо является основоположником кубизма, поэтому появление на полотне циркового реквизита в виде шара и куба вряд ли можно считать случайностью. Шар символизирует молодость, жизнь, движение, куб – стабильность, постоянство, которые приходят с возрастом. Атлет, сидящий на нем, одновременно словно и погружен в свои раздумья, но и внимательно наблюдает за девушкой, готовый помочь и подхватить в случае опасности.
⇔
Контраст между персонажами полотна подчеркивается и окружающим фоном – пустынный пейзаж, лишенный растительности, навевает мысль о том, что бродячая труппа артистов остановилась где-то на дороге к очередному маленькому городку, чтобы отдохнуть и набраться сил перед выступлением. Одинокие фигуры женщины и ребенка на заднем плане подчеркивают оторванность циркачей от жизни и забот обычного общества. Говорят, Иван Морозов, который приобрел картину, был пленен этим контрастом и авангардным взглядом художника. Сегодня картина хранится в Музее изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве.