Спецпроєкти

Успеть до 30: почему от нас ждут слишком многого


3
Ксения Николаева ударяется в экзистенциальные размышления о том, почему мы — поколение спринтеров, которые должны успеть обязательно реализовать себя до истечения третьего десятка. Иначе — не считается.

Если вам уже 30 или, например, еще 21, можете смело пропускать эту статью, поскольку то, что написано здесь, наверняка покажется вам чепухой. В первом случае — потому что вы уже прошли все «прелести» ожидания «кризиса четверти жизни» (да, это так называется), во втором — ибо пребываете в иллюзии, что вот у вас-то все будет совсем иначе. Если же вы родились в конце 80-х или начале 90х — welcome to the party.

Если кратко: у вас есть любимая (или не очень) работа, стабильные (или не очень) отношения, вам вроде бы нескучно с собой и (почти всегда) есть, чем заняться вечером. Вот только время от времени возвращается то ноющее чувство под ложечкой, что вы хронически что-то не успеваете. Оно обостряется, когда вы встречаете подругу, успевшую родить двоих детей, выйти из декрета и стать топом в компании, где вы вместе начинали как ассистенты. Или когда узнаете, что бывший бросил работу в офисе, запустил свой стартап и уехал развивать его в Штаты. Или когда вдруг замечаете, что коллега успевает запостить фотку из спортзала до начала рабочего дня, а после него — пишет твиты из благотворительного вечера, который сам и организовал.

Сначала вы удивляетесь: мол, вот это люди — все успевают. Потом осознаете, что, действительно, все успевают всё — кроме вас, конечно. Что сейчас так принято — одной рукой писать диссертацию, второй — кормить ребенка. Быть востребованным на работе, начинать свой бизнес, ездить за город по выходным и за границу — раз в несколько месяцев, заниматься волонтерством в приюте, читать лекции, бегать по утрам. И главное условие — достичь успеха во всем этом до 30.

Иногда мне кажется, что наши родители по стилю жизни – марафонцы (в отличие от нас – спринтеров). Они начинали свой забег в университете, женились в 20, рожали к 25, медленно, но уверенно поднимаясь по ступенькам карьерной лестницы, четко понимая, что отпуск — раз в год, а остальные деньги нужно копить на машину/ квартиру/ ваше образование. Такое впечатление, что уже тогда, на самом старте, они осознавали, какого результата можно будет ждать в 60. Почему же мы с вами стали спринтерами? Кто подменил наши стандарты?

Тысячи светлых голов задаются этими вопросами, лежа на уютных кушетках в кабинетах психотерапевтов и ища причины в своем детстве. И многие ведь находят, вспоминая, как обычный школьный день был расписан поминутно: как бежали в музыкалку перед уроками и на карате — после, как делали домашние задания до ночи, успевая еще и погонять в футбол, и посмотреть любимую «Баффи».

Другие особо не заморачиваются в поисках ответов, продолжая свою ежедневную гонку. Примечательно, что общественность это активно поощряет — через фильмы, книги, новости. Вы удивитесь количеству материалов, которые предлагает гугл по запросу «успеть до 30». Причем, вы «должны успеть» сделать вещи абсолютно разного толка: от похода на свидание с человеком, который вам противен, до переосмысления собственного духовного пути (в смысле, если не стал буддистом в 29, то дальше туши свет – уже бесполезно пробовать). Еще более интересна ситуация со многими западными сериалами: в тех же американских Girls или Younger молодые и задорные уверенно берут новые вершины, оставляя старших коллег далеко позади, а потом еще так незлобиво подшучивают над ними, опрокидывая очередную порцию текилы в модном баре.

Два года назад издательство «МИФ» выпустило книгу известного американского психолога Мэг Джей «Важные годы: почему не стоит откладывать жизнь на потом». В ней автор рассуждает о том, почему период с 20 до 30 лет — наиболее важен в нашей жизни, и почему нужно состояться именно в этом возрасте. Мэг Джей — клинический психолог: она объясняет важность периода биологией, мол, до 30 лет мозг человека наиболее пластичен и способен формировать большое количество новых нейронных связей, а это, в свою очередь, ваш жизненный план на последующие десятилетия.

Поэтому она советует не задерживаться на случайных и неинтересных работах (хоть, возможно, и более прибыльных/ удобных), а искать свое дело; не менять партнеров, как перчатки в поисках идеального, а пытаться создать семью с тем, кто рядом; не откладывать рождение детей, а уже начать их планирование.

Чего в книге нет, так это клича бросить все и начать реализовывать себя здесь и сейчас — ибо часы тикают. Да, нас призывают закладывать фундамент, первые кирпичики в долговременный проект, который и есть жизнь: без спешки, без «а как там у соседа?», но без сжигания нервов по поводу того, что пока я заканчиваю эту статью, кто-то уже дописывает книгу.

Время — понятие относительное, а навязывание своего мнения — наш любимый национальный вид спорта. И я уже вижу гневные комментарии по поводу того, что это не так, и наше поколение — другое. Но когда мы решаем начать свой бизнес (потому что все кругом начинают) или пробежать марафон (потому что все бегут), то чем, в сухом остатке, отличаемся от кумушек на лавочке у подъезда, которые зорко следят, «щоб все було, як у людей»?

Не знаю. Нет пока ответа. Давайте поговорим после 30.

Фото: Rupert Vandervell

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram