Спецпроєкти

Комикс и город: как они связаны и почему это важно


Специально для bit.ua Андрей Онищенко разбирает комиксы с философской, культурной и исторической точек зрения. В первом материале речь идет о тесной связи комикса и города, в котором происходит его действие.

Невозможно представить супергеройский комикс без огромного города — платформы, на которой разворачиваются самые невообразимые сюжеты. Это черта не только супергеройского жанра – так, город становится неотъемлемой частью многих комиксов со всех уголков мира. Тяжело представить Супермена, не парящего над высоким Метрополисом, Спайдермена, не рассекающего на паутине в Нью-Йорке, Тинтина, не ищущего приключений в городах разных стран.

Почему город имеет такое фундаментальное значение? Комикс — продукт модерной эпохи. Тяжело назвать точную дату его рождения, но это явно произошло во второй половине XIX века. Как раз тогда и начинается осваивание городов как центров производств. С тех пор рост городского населения  с каждым годом увеличивается.

И, как следствие, большая часть современных жителей Земли — горожане.  Жизни города и комикса постоянно переплетаются между собой: комикс получает свое место на страницах воскресных выпусков газет (главный источник знаний жителя мегаполиса), в ответ на это — улицы, проспекты и площади становятся главным пространством сюжетов комиксов.

Город является чуть ли не единственной общей чертой большинства комиксов. Но стоит прояснить, что функционал, который он выполняет, довольно богатый,  и, зачастую, ситуативный.

Поэтому я попробую привести вам пару примеров того, насколько фундаментальную роль город играет в комиксе: начиная с классики и заканчивая всем полюбившимся супергеройским жанром.

Родоначальники комиксов сразу прочувствовали важность города. Он не только становиться ареной для развития сюжета, но также чуть ли не главным способом передачи смыслов. Отличным примером этого является “Желтый малыш” Ричарда Аутколта. “Малыш” издавался в “Нью-Йорк джорнал” с 1895 по 1898 год и многими считается отправной точной в истории современного комикса.

convention_19LG

В нем не найти ни супергероев, ни каких-либо других людей в трико. Главный герой “Малыша” – обычный паренёк в желтой ночнушке, разгуливающий по Нью-Йорку с замысловатой гримасой. Главной идеей этого комикса было насмешливое изображение жизни “Большого Яблока”, переполненного политикой, эмигрантами, проблемами образования и т.д.

Автор умело использует все пространство изображения для передачи смыслов. Он не останавливается на одном только персонаже, для него весь город — площадка для выражения. Каждый плакат, каждый человек, каждый уголок страницы несет в себе определённые маркеры, направленные на освещение проблем столицы.

Даже сам персонаж, “Желтый малыш”, за счет надписей на его одежде перестает быть главным героем – так же, как и все окружающие, он становится объектом одной большой репрезентации. Город обретает жизнь, он говорит с внимательным читателем. Автору даже не требуется строить диалоги между персонажами: для читателя, который в курсе дел городских, и так всё понятно. Комикс транслирует одну очень важную мысль: Нью-Йорк – это не просто груда камней на пустыре, а совокупность многих человеческих жизней, историй, взглядов и всего того, что создает настоящую городскую жизнь. “Жёлтый малыш” может рассказать о тогдашней жизни, возможно, больше исторических книг.

Комикс транслирует одну очень важную мысль: Нью-Йорк – это не просто груда камней на пустыре, а совокупность многих человеческих жизней, историй, взглядов и всего того, что создает настоящую городскую жизнь. 

То же самое можно наблюдать и в европейском жанре комикса. Для примера я возьму “Берлин” Джейсона Лютса (Jason Lutes). Он – американец, но после путешествия в Европу так проникся континентальным стилем комикса, что решил не возвращаться к родному супергеройскому.

Плод тяжелой работы Лютса – “Берлин” и это не просто комикс, но целый атлас, художественный альбом, энциклопедия и всё-всё-всё про Веймарскую республику (1928-1933 года). Если вы возьметесь за него, то увидите не только прекрасную прорисовку и слаженный сюжет, но и откроете для себя всю жизнь столицы Германии в этот непростой период.

Чтобы материал больше соответствовал действительности, Лютс часами пропадал в архивах фотографий и картин. Он посещал художественные академии в поисках необычных  и редких изображений города того периода. Он пытался найти все, что укажет ему на настоящую, не выдуманную жизнь Берлина.

berlin

И за счет этого соответствия изображений комикса и реальных панорам, Лютсу удается открыть саму сущность жизни города. Как с помощью впечатляющих урбанистичных пейзажей, так и за счет маленьких диалогов между жителями о проблем насущных, он превращает свой комикс во всеохватывающий экскурс по жизни Веймарского Берлина.

Дабы избежать тяжелого греха на душе, не могу не вспомнить потрясающий “Les Cités obscures” ( “Неизвестные города” или “Фантастические города” – как перевели в американском издании) за авторством Бенуа Петера и Франсуа Шютана (Benoît Peeters, François Schuiten).

Это невообразимая серия из восьми сюжетов (11 комиксов), каждый из которых посвящен отдельному городу. Все они различны между собой не только по архитектурным стилям, но и по социальным устоям, которые напрямую зависят от первых. По-сути, “Фантастические города” являются чем-то средним между комиксом и гидом по архитектурным стилям.

cities of the fantastic 2

Здесь можно найти любой стиль — начиная от индустриального Викторианства, ориентализма, конструктивизма и заканчивая хрустальными дворцами и теплицами. Авторы не обходят стороной сталинский и фашистский тип архитектуры, что очередной раз подчеркивает связь между архитектурным стилем и социальной стороной жизни — отношением к окружающему миру, политической системой, ритмом будней.

Петер и Шютан создали потрясающий гид по Утопии Мора, выступая, при этом, одновременно и как впечатлительный Марко Поло, и как внимательный и скрупулёзный Гулливер. Воплощая лучшие мечты Жуля Верна, они создают комикс о фантастических городах будущего. Хоть города эти и вымышлены, авторы используют для них те же мифы, которые существуют и в настоящих городах.

Ну а теперь перейдем ко всеми любимым супергеройским комиксам. В них город зачастую используется в качестве фоновой локации, направленной на создание или поддержание тех или иных мифов о персонаже. К примеру, суперменовский Метрополис – это огромный город с многомиллионным населением. Кроме гигантского небоскреба “Дейли пленет” (газета, в которой работает Кларк Кент-Супермен), в Метрополисе еще много впечаляющих высоток.

Очевидно, что за вымышленными образами Метрополиса стоит оригинальный Нью-Йорк. Особенно он напоминает увеличенный в пару раз Манхэттен. Не удивительно, ведь какой другой город больше подойдет Супермену? К тому же, оба автора-отцы Супермена (Джерри Сигел и Джо Шустер) были нью-йоркскими эмигрантами. Наверное, город их так поразил, что они не могли отдать ему дань чести лучше, чем поселив в него Супермена.

dccomics-superman-in-front-of-the-flat

Супермену нечего делать в маленьких и низких городах. С могуществом, которым он владеет, ему не сыскать себе приключений ни в Одессе, ни в Амстердаме (простите, если кого обидел). Ему необходим гигантский мегаполис, на фоне которого любая угроза со стороны злодеев будет выглядеть особо катастрофичной. Только в таком городе, как Метрополис, можно подчеркнуть всю пафосность и эпичность происходящего. Это касается комиксов Серебряного периода  и последующих.

Супермену нечего делать в маленьких и низких городах. С могуществом, которым он владеет, ему не сыскать себе приключений ни в Одессе, ни в Амстердаме (простите, если кого обидел).

Ну и под конец давайте вспомним Бетмена и город, который его создал — Готэм. Многие утверждают, что “Метрополис – это Нью-Йорк днем, а Готэм — это Нью-Йорк ночью”. И правда, если внимательно присмотреться, между Готэмом и Нью-Йорком можно найти много похожего. Правда, ещё родной город Бэтмена часто сравнивают с Чикаго – за насыщенную криминальную жизнь.

Готэм перетерпел немало архитектурных изменений: начиная с готики, индустриализации и заканчивая ретрофутуризмом. Всё это делалось для того, чтобы подчеркнуть темноту, скверну и преступность этого города, которая лезет буквально с каждого угла.

dc-comics-gotham-city-skyline

Чем мрачнее становился Готэм, тем мрачнее становился и образ Бэтмена. Между городом и его героем всегда существовала тесная связь. Готэм породил Бэтмена, равно как и злодеев, с которыми тому предстоит сразиться. То есть, в этом комиксе город выступает не фоновым пространством, на котором происходят сражения, а служит необходимым условием самого противоборства Тёмного Рыцаря и его врагов.

И если говорить, что: “Бэтмен – герой, которого заслуживает Готэм”, то с таким же успехом можно сказать, что: “Джокер — злодей, которого заслуживает Готэм”. Готэм является ситуативным, городом-перфомансом, который оправдывает действия каждого персонажа. В каком другом месте Бэтмен, со всеми своими странностями, смог бы стать героем?

Таким образом, можно увидеть, что в комиксах город всегда был связан со своими героями невидимой, но очень тесной нитью. Благодаря этому комикс становится отличным инструментом для изучения городского пространства, ведь кто же другой лучше воспримет мифы родного города, чем его житель.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь