Спецпроєкти

Ильф и Петров, Кракауэр, Оруэлл: дневники, из которых можно узнать много нового


Редакция продолжает рубрику о дневниках, которые изменили мир и литературу.

В прошлый раз мы говорили о мемуарах Кустурицы, Мураками и Довлатова. Сегодня рассмотрим дневники Ильфа и Петрова, Кракауэра и Оруэлла, от которых все ожидали другого содержания, но они сделали по-своему.

Илья Ильф и Евгений Петров, «Одноэтажная Америка»

01/4

Ильфу и Петрову в свое время удавалось делать то, что было под силу далеко не каждому советскому человеку, а именно – путешествовать. Больше того, государство само послало их в эту «командировку мечты», рассчитывая, что они напишут о стране капитализма злобную сатиру. Так, осенью 1935-го года неразлучная пара советских корреспондентов села на корабль, который на три с половиной месяца увез их в Америку.

Читать эти мемуары интересно по двум причинам. Во-первых, во время своего путешествия Ильф и Петров встречались с большим количеством незаурядных людей, вроде Хемингуэя, Форда или Рузвельта. Одно дело – судить о великих по их работе или из собственноручно написанных ими книг, и совсем другое – услышать мнение обычного человека, которому посчастливилось узнать их. Второй момент – описание знакомых и понятных сегодня нам вещей («Кока-Колы», Empire State Building, фаст-фуда), которые писатели открывали для себя, как нечто совершенно новое и неожиданное.

За время командировки им удалось найти многих друзей и дважды пересечь Америку на «форде», увидев и огни Нью-Йорка, и величие Гранд Каньона, и даже побывать в Мексике на корриде. Писатели делятся своими наблюдениями о жизни простых американцев, обычных трудяг, миллиардеров, эмигрантов, сдабривая рассказы изрядной порцией фирменного тонкого юмора. Книга будет интересна как тем, кто уже побывал в Штатах (чтобы сравнить впечатления и понять, что за 80 лет почти ничего не изменилось), так и тем, кто еще не ступал на американские земли.

Джон Кракауэр, «Эверест. Кому и за что мстит гора?»

01/3

В прошлом году на большие экраны вышел фильм «Эверест», снятый по книге Джона Кракауэра о его восхождении на самую высокую вершину мира в 1996-м году. Это восхождение стало одной из наибольших катастроф за всю историю альпинизма – ради честолюбивой мечты в Непал прибыло 19 альпинистов-любителей, заплативших за нее по 65 тысяч долларов. 5 погибли, остальные получили свои уроки на всю жизнь.

Кракауэр был прикомандированным к экспедиции журналистом, в обязанности которого входило собирать материал во время подъема и спуска, а затем – написать об этом опыте. И он написал – сначала для СМИ, позже выдал книгу «В разреженном воздухе», которая сегодня продается под названием «Эверест. Кому и за что мстит гора?». В ней, кроме живого изложения истории, он делится размышлениями о том, что мечта о покорении самой высокой вершины есть у многих – некоторые даже готовы платить за нее огромные деньги. Но не все можно купить – альпинизма не бывает без тяжелых тренировок, отчаянной подготовки и подходящих ресурсов, а ведь многие рассчитывают просто на везучесть.

Красной нитью автор проводит мысль, озвученную одним из альпинистов: «8000 метров – это не то место, где люди могут позволить себе этичные поступки». Одни платят немыслимые суммы, чтобы просто постоять на «вершине мира», другие спокойно проходят мимо умирающих альпинистов, не пытаясь даже помочь им, третьи – становятся жертвами горы и очередной отметкой высоты для других альпинистов (при подъеме можно увидеть ярко-зеленые ботинки погибшего, которые являются широко известной отметкой высоты 8500 метров на северном склоне Эвереста). Из книги очевидно, что Кракауэр во многих вещах винит себя и предостерегает других: готовы ли платить цену за свое тщеславие?

Джордж Оруэлл, “Памяти Каталонии”

01/3

Наверное, у большинства Оруэлл прочно ассоциируется с антиутопией, а здесь – война, Испания, его солдатская жизнь: «Я уехал в отпуск, пробыв на фронте сто пятнадцать дней, — наиболее бесполезных, как мне тогда казалось, дней моей жизни. Я вступил в ополчение, чтобы драться в фашизмом, но воевать мне, по существу, так и не пришлось. Я всего лишь влачил существование как некий пассивный объект, получая довольствие взамен за ничего-неделанье, если не считать того, что я страдал от холода и нехватки сна. Возможно, такова участь всех солдат на большинстве войн. Но я прожил несколько месяцев, совершенно непохожих на мою прежнюю жизнь, и, пожалуй, на мою будущую, и научился вещам, которых иначе никогда бы не познал».

Через полгода после женитьбы писатель прибывает на Арагонский фронт гражданской войны в Испании. Он сражался под эгидой антисталинистской коммунистической партией ПОУМ. Провел на войне почти 6 месяцев, после чего был ранен в горло фашистским снайпером и возвратился в Великобританию. Неудивительно, что после неоднократного оглашения своих антисталинских взглядов Оруэлл долгое время был запрещен к чтению в Союзе и клеймился как «британский идеологический диверсант». В этих мемуарах он излагает свое видение событий Гражданской войны со стороны непосредственного их участника. Он остро и ловко подмечает разные стороны жизни: передряги войны, мелочи мирной жизни, испанский характер и отношение к политике.

Интересно, что если в других своих книгах писатель критикует коммунизм и партию через символы и аллегории, то здесь говорит прямо и без прикрас: ответственность за проигранную республиканцами испанскую войну лежит на Компартии СССР. Книга о революции и идеалах, которые были забыты и упрятаны в кабинетах чиновников и окопах войны.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь