Спецпроєкти

Кинг, Харрер, Кауфман: дневники, из которых можно узнать много нового


1
Редакция продолжает рубрику о дневниках, которые изменили мир и литературу.

В прошлый раз мы рассматривали дневники Ильфа и Петрова, Кракауэра и Оруэлла. Сегодня изучим мемуары Стивена Кинга, Бел Кауфман и Генриха Харрера, в которых личный опыт удачно объединяется с практическими советами читателю.

Генрих Харрер, «Семь лет в Тибете»

01/3

Генрих Харрер – известный альпийский альпинист, путешественник и писатель. В 1938 году Харрер вступил в Национал-социалистическую рабочую партию Германии и в SS. Годом позже он отправился в альпинистскую экспедицию в Пакистан, по окончанию которой из-за начала Второй мировой был взят в плен английскими колониальными властями и отправлен в Индию. В 1944 году ему и еще 3-м пленным удалось сбежать. Проделав большой путь через Гималаи, Харрер оказался в Лхасе, бывшей столице независимого Тибетского государства.

Писатель пробыл там целых 7 лет. Он перенял быт и уклад жизни тибетцев, став едва ли не одним из них. Харрер даже задумывался о том, чтобы навсегда остаться в Лхасе, но нападение Китая на Тибет помешало этим планам сбыться, и путешественник отправился назад на родину. Удивительно, но ему даже удалось стать учителем юного Далай-Ламы XIV (в то время, когда общение с ним было запрещено даже местному населению, не говоря уже о европейцах). Но благодаря своим знаниям, труду и доброжелательности Харреру удалось подружиться с Далай-Ламой и поддерживать теплые отношения на протяжении всей жизни.

Мемуары Генриха Харрера о Тибете были переведены на более, чем 50 языков. И эта книга не утратит своей актуальности, пока маленькое горное государство опять не обретет независимость: «Где бы я ни жил, я всегда буду скучать по Тибету. Мне часто кажется, что я и сейчас слышу крики диких гусей и журавлей и шум их крыльев, когда они пролетают над Лхасой в чистом и холодном лунном свете. Я искренне хочу, чтобы мой рассказ вызвал немного понимания людей, чьё желание жить в мире и свободными получило так мало симпатии в безразличном мире».

Бел Кауфман, «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

01/4

Бел Кауфман – американская писательница и педагог, внучка классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. На протяжении многих десятилетий она работала учителем английского языка в средних школах Нью-Йорка, а позже – преподавала в университете. Известность Кауфман принес её полуавтобиографический роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», написанный по мотивам многолетнего преподавательского опыта.

Сильвия Барретт – молодая учительница английского языка, чем-то похожа на Одри Хепберн. Она приходит работать в обычную школу, полная идей и надежд, но сталкивается с реальностью. В её классе «ОО» («Особо отстающих») собрали детей из неблагополучных семей, детей, которые вынуждены работать по ночам, чтобы помогать содержать близких, тех, кто страдает от непонимания и одиночества. Узнав этих ребят поближе, Сильвия понимает: все, что ей рассказывали во время педагогических курсов – чистой воды домысел, не имеющий ничего общего с реальностью. Она готова слушать и слышать своих подопечных, хочет стать им другом.

Но школьная система – еще тот уголок бюрократии, равнодушия учеников и безразличия воспитателей. Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – учить и наставлять – педагоги должны выполнять кучу бесполезной бумажной работы, следовать странным циркулярам руководства, следить за тем, чтобы запасы мела не истощались: «Но больше всего времени у меня отнимает вовсе не преподавание. Известна ли тебе хоть одна профессия, где бы высококвалифицированные специалисты раскладывали карточки по алфавиту, разносили извещения, сторожили столовую?». Эта книга пережила огромное количество переизданий, но до сих пор остается актуальной – к счастью ли?

Стивен Кинг, «Как писать книги»

01/4

Рассказывать о Стивене Кинге – все равно, что пытаться объяснить, кто такой Дед Мороз. Даже если вы не фанат ужасов и фантастики, то наверняка смотрели снятые по его книгам фильмы «Побег из Шоушенка», «Сияние», «Кэрри» или другие. Несмотря на впечатляющую литературную плодотворность Кинга, наверное, никто особо не рассчитывал, что когда-нибудь он напишет: а) мемуары; б) с уклоном в писательскую стезю. Как формируется писатель? Каковы главные секреты его работы? Что нужно знать, чтобы создавать бестселлеры? Об этом и многом другом Кинг рассказывает начистоту и без прикрас.

Несмотря на то, что в книге автор дает советы, подсказывает, каких ошибок лучше избежать, с чего следует начать, это произведение не является ни руководством, ни учебником, ни счастливым билетом в писательский мир. Здесь Кинг просто ведет диалог с читателем, разбавляя полезную теорию историями из личной жизни. Многие, кто прочитал книгу, буквально разобрали её на цитаты – кто-то для вдохновения, а кто-то – для созерцания во время работы над собственной пробой мира. Как бы то ни было, ты действительно веришь автору, осознаешь, что писатель с миллионными тиражами не будет пичкать тебя ерундой, как это часто случается с другими книгами о мотивации.

Главный посыл мемуаров в том, что писательство – это работа, которой нужно заниматься также упорно и систематически, как и любой другой, но при этом не забывая о кураже. Примечательно, как Кинг описывает роль семьи в своем творчестве – благодаря ей он победил зависимость от наркотиков и алкоголя, а его жена – самый строгий критик и главный помощник в написании каждой книги, о чем он не устает сообщать читателям в послесловии. Этот своеобразный дневник будет интересен всем, кто увлекается литературным ремеслом, а также просто хочет открыть для себя Кинга с новой интересной стороны.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь