Спецпроєкти

«Голиаф»: новый сериал с Билли Бобом Торнтоном, который возвращает нас в 90-ые


Олесь Николенко посмотрел «Голиафа», юридическую драму от Amazon с Билли Бобом Торнтоном в роли пьющего адвоката, и удивился ее старомодности. Если кому надоели все эти сложные и пафосные кабельные шоу вроде «Мира Дикого Запада», «Голиаф» – это то, что доктор прописал.

В сериале «Фарго» Билли Боб Торнтон напомнил всем, что он – это не только роль пьянствующего «плохого Санты», который в одноименном фильме грабит торговые центры вместе со своим напарником, карликом-афроамериканцем. В «Фарго» ему удалось почти невозможное: сыграть не просто жестокого бандита, который устраивает беспрецедентную кровавую баню в американском захолустье, но само воплощение зла. Как и в случае с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе», роль Торнтона в «Фарго» стала еще одним доказательством состоявшегося сериального ренессанса, в котором умные сценаристы сочиняют сложные истории, а правильно выбранные актеры получают возможность раскрыться по полной программе.

Конечно, по этим причинам от «Голиафа», новой судебной драмы с Билли Бобом Торнтоном в главной роли, снятой по заказу Amazon, ждали многого. Ждали историю и персонажа, ничуть не уступающих сериалу «Фарго» по сложности и неоднозначности. В итоге все эти ожидания не оправдались. Но это даже к лучшему.

DSC_6654.nef

В «Голиафе» нет никакого эпического размаха. Это история о некогда великом адвокате Билли Макбрайде, который в одночасье потерял все, проиграв в суде дело об убийстве невинного ребенка. От Макбрайда ушла жена, его вышвырнул из фирмы партнер, с которым они это предприятие и основали. Теперь Билли много пьет и тянет одинокую рутинную лямку, перебиваясь практикой в роли судебного защитника для мелкой шпаны.

Он живет в дешевом мотеле, не гнушается подобрать чужую газету и дружит с соседским псом, которого по возможности подкармливает. Вдруг на него налетает взбалмошная женщина с труднопроизносимым именем – Пэтти Солис-Папайя, которая предлагает ему взять дело о досудебном урегулировании на 30 тысяч долларов, из которого Билли сможет получить 5 штук. Дело это кое-каким образом касается его фирмы. Билли нехотя берется за работу и попутно обнаруживает грандиозное сокрытие преступления: произошел взрыв на лодке со смертельным исходом одного из сотрудников, а корпорация, которой принадлежит лодка, скорее всего, обставила происшествие как инцидент и откупилась от семьи погибшего. Вырисовывается нехилый поединок: Макбрайд в одиночку против своего экс-партнера, в руках которого ресурсы могущественной юридической фирмы, прикрывающей преступление.

Собственно, это и все. Одна большая сюжетная коллизия и несколько маленьких, касающихся прошлого главного героя (например, отношения с экс-женой и взрослой дочерью). История более чем понятная, сериалу не требуется на раскачку три-четыре серии, как это обычно бывает. В общем, «Голиаф» во всех отношениях выглядит старомодным – и это его главное достоинство.

shotimg66064_5

 

Даже главный «злодей» сериала – Дональд Куперман, бывший партнер Билли – по всем параметрам напоминает отрицательного героя из 90-ых. Куперман большинство времени проводит в темной комнате, у него наполовину обгорело лицо, а еще он слишком нервно и часто нажимает на сигнальную кнопку, которую постоянно держит в руках. Таких персонажей мы сейчас можем встретить разве что в телекомиксах – все мало-мальски «серьезные» сериалы давно взяли курс на реализм и на «узнаваемость» героев, их максимальное приближение к зрителям, сокращение дистанции «зритель – экран».

На старомодность «Голиафа» указывает даже структура этого сериала. Многие современные шоу сделаны по принципу «запойного просмотра»: ставка в них сделана на сезон, на всю историю целиком, которую должны жадно проглотить зрители, чтобы узнать, ради чего все это было. «Голиаф» же грамотно и галантно разделен именно на «эпизоды». Здесь нет неожиданного обрывания истории в самом конце. Нет «филлеров», серий-пустышек, которые только заполняют пространство сезона и никак не влияют на сюжет. «Голиаф» в плане последовательности повествования больше тяготеет к сериалу «Во все тяжкие», в котором накал страстей сдерживался аккуратной нарезкой серий: никакой избыточности или недосказанности; только то, что нам и положено увидеть.

DSC_9882.nef

Во всем это видится одна большая отсылка к телевидению 90-ых. Тогда уже научились сочинять великие эпосы («Твин Пикс», «Убойный отдел», «Секретные материалы», «Баффи»), но при этом умудрялись держать себя в ежовых рукавицах телевизионного формата, соблюдая правильное количество серий, неспешное и логичное раскрытие сюжетных линий и так далее. В общем, все эти принципы, которые были в дальнейшем последовательно разрушены «кабельным ТВ». Сезоны укорачивались, персонажи становились все мрачнее, сюжетная структура размывалась. В итоге с этой кабельной революцией мы действительно уперлись лбом в неформальное правило: невозможно сразу же, после просмотра первой серии разгадать – стоит ли смотреть тот или иной сериал, нужно ли тратить на него время. Новые сериалы слишком долго раскачиваются, в них сразу слишком много персонажей со своими историями, трудно выделяются какие-то основные идеи.

Хорошим примером этого переизбытка может случить свежий хит HBO «Мир Дикого Запада», о котором мы писали здесь. Задумка, исполнение, внимание к деталям – все на грани гениальности, но, если честно, он слишком уж тяжелый, громоздкий, требовательный к своему зрителю.

«Голиаф» в этом плане служит такой себе напоминалкой о том, что это, конечно, здорово – расшатывать рамки, преодолевать возможные и невозможные границы. Но надо и меру знать. Ограничения – это не всегда плохо.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь