Спецпроєкти

«Люк Кейдж»: как Marvel становится взрослым


1
На Netflix вышел «Люк Кейдж» – новое шоу от Marvel. Рассказываем, каким образом Marvel в своих сериалах удалось переизобрести практику изображения супергероев на экране. И почему «Люк Кейдж» может понравиться даже тем, кто максимально далек от комиксов.

В рамках сделки, заключенной Marvel с онлайн-кинотеатром Netflix, вышел уже третий сериал из цикла «Защитники» (сначала был «Сорвиголова», затем «Джессика Джонс», а теперь«Люк Кейдж»). И его снова хочется назвать «лучшим, что Marvel делали на ТВ», но это будет слишком опрометчивое заявление. Весь секрет заключается в уникальной формуле, придуманной людьми из Marvel, с помощью которой тот или иной персонаж марвеловской вселенной раскрывается зрителям.

Мы привыкли, что фильмы и сериалы про супергероев должны следовать обязательному канону: их сверхспособностям и тому, как эти способности помогают в борьбе со злом. Темный рыцарь и комиксы Алана Мура, конечно, пошатнули эту стену восприятия, но на сериальном поприще все оставалось по-прежнему. Пока не начали выходить эти удивительные сериалы от Marvel для Netflix.

luke-cage

В «Сорвиголове», конечно, хватало эффектных сцен и высокохудожественного мрака. Чего только стоила «та самая сцена» с дракой в четвертой серии, снятая одним планом. Но не это было главным. Ключевой особенностью «Сорвиголовы» являлся отказ от «эффекта комикса». Именно это позволило нам взглянуть на персонажа Мэтта Мердока совсем другими глазами. Это уже не сверхчеловек, который с легкостью расправляется с плохими парнями и переживает из-за надуманных проблем. Мы видим, например, как Мердок слышит каждую ночь плач девочки из соседнего дома, которую насилует ее же отец. И дальше мы наблюдаем, каким образом эта деталь воздействует на персонажа – и что бы он с этим сделал, если был бы обычным человеком в реальном мире. Да, у Сорвиголовы отличный слух и он замечательно дерется, но сериал был в целом о том, каково ему живется – слепому парню с обостренным чувством справедливости.

Таким образом, Marvel и нащупали ту самую формулу раскрытия своих персонажей в нетфликсовских сериалах: не акцентировать на комиксовой составляющей, а попытаться представить персонажей «обычными людьми» из толпы, со своими проблемами и особенностями характера.

С «Джессикой Джонс» произошла та же история, вот только все ахнули еще и от того, что так честно и откровенно женщин на ТВ мало кто показывал (подробнее об этом – в нашем разборе). Марвеловская формула стала еще более ясной: создатели этих сериалов не просто наделяют главных героев «человечностью», но еще и аккуратно и очень грамотно упаковывают сюжетные линии в понятные жанровые категории такого себе неонуара и триллера.

Marvel's Jessica Jones

«Люк Кейдж» все вышесказанное замечательным образом суммирует. Буквально с первой серии начинаешь переживать этому огромному пуленепробиваемому человеку, который работает на двух работах (посудомойкой и уборщиком) и совершенно сознательно не желает строить каких-либо амбициозных планов. И уж тем более напоказ демонстрировать свои суперсилы. Да, он может останавливать пули пальцами и обезвредить вооруженную банду головорезов, но все привычные супергеройские цели («помогать обществу») кажутся Люку призрачными, по сравнению с его личной трагедией. Его горем, которое никак не стирается из памяти и во многом определяет незаметное существование Кейджа. «Я просто проживаю свою жизнь. День за днем», – говорит он владельцу парикмахерской. Он по-своему переосмысляет понятие «героизма» и находятся в поиске своего индивидуального пути, который облегчит ношу его «способностей».

«Люк Кейдж» – это тоже неонуар пополам с социальной подоплекой в духе великой «Прослушки» Дэвида Саймона. Важен не только сам Люк, но еще и мир, в котором он обитает – этому в сериале тоже уделяют достаточно внимания и акцентов. Коррумпированные политики, которые сотрудничают с бандитами, пользуются их поддержкой и силой заставляют за себя голосовать. Унизительные условия жизни для молодых парнишек с улицы, которые заставляют их искать пути вырваться из гетто, дорваться до лучшей жизни. Но «лучшая жизнь» в глазах этих парней представляется кучей денег, сучек, побрякушек и вооруженной охраны – в общем, всем тем, что они видели у тех самых бандитов, помогающих политикам. Люк Кейдж сначала пытается самоустраниться и не замечать всю эту ситуацию, напоминающую замкнутый круг. Но он понимает, что, если уж ты это заметил, то пройти мимо и проигнорировать проблему не удастся. Нужно принимать решение: будешь ли ты с этим что-то делать или нет (и почему)?

luke-cage-season-1-mike-colter-marvel-netflix

В общем, Люк Кейдж не находится «в поисках себя». Люк знает, кто он такой и, скорее, пытается понять, что ему с этим знанием делать и какое место занять в этом универсуме, где зло, добро, выгода, мораль и достоинство сошлись в одной очень сложной схеме.

А еще удивительно то, насколько вселенной Marvel удается отзеркаливать мир, в котором мы живем. И это в большей степени заметно именно в «Люке Кейдже». Сначала – ненавязчивый треп в барбершопе в первой серии, отсылающий к инциденту с Леброном Джейсмом, который подвергся несправедливой критике «белого» баскетбольного тренера Фила Джексона. А затем мы видим, как Люк Кейдж надевает капюшон – и становится ясно, что это очень важная деталь, практически политический жест (кофта с капюшоном в США символизирует смерть 17-летнего Трейвона Мартина, которого расстрелял полицейский только из-за подозрительного вида подростка). Да, сериал во многом посвящен трудностям характера Кейджа как персонажа, но нельзя не заметить линию «каково это – быть темнокожим мужчиной в современной Америке», отсылающую к движению Black Lives Matter.

Цвет кожи Люка, пуленепробиваемого и бесстрашного, тоже превращается в важную часть его внутренней силы.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь