До Ашана: рекламные войны из прошлого, с которых стоит брать пример (или нет)


489 0 5
Рекламные войны – явление в большом мире брендов не новое, но в Украине не очень развитое. Разбираемся, что и как получилось в нашумевшем промо «Ашана» или кого-то, кто делает вид, что он – «Ашан», и вспоминаем примеры более утонченных и красивых рекламных разборок.

На прошлой неделе в Facebook со скоростью света начала распространяться провокационная промо-кампания от имени сети гипермаркетов Ашан: в ней с помощью игры слов высмеивались конкуренты, другие крупные украинские супермаркеты. Местами это было уместно и даже тонко («Ашан відкрився, а ТБ не запросили»), а местами напоминало дразнилки пятиклассников – «Ашан – магазин не для дебилла».

Впрочем, все это опубликовали на странице таинственного фан-клуба «Ашана». На официальной странице «Ашана» несколько дней спустя, после резонанса в сети, написали, что «Ашан Ритейл Украина» не имеет к промо и фан-клубу никакого отношения, и компания уже пожаловалась в администрацию Facebook на эту страницу.

— Мы приносим свои извинения за сложившуюся ситуацию и ни в коем случае не поддерживаем ни страницу, ни материалы, которые на ней публикуются. Они противоречат этике нашего предприятия и нашему уважению к конкурентам, — говорится в официальном сообщении.

01/2

Сам фан-клуб на наш вопрос о том, что происходит, заявил, что авторы — неофициальный фан-клуб: поклонники «Ашана» просто собрались и решили поддержать супермаркеты таким оригинальным способом.

Пока непонятно, с чего все началось и чем закончится: либо это намеренная вирусная рекламная кампания, которая за счет своей провокационности уже добилась нужного эффекта, либо странный фан-клуб неизвестного происхождения действительно с какой-то целью решил слегка дискредитировать «Ашан». На днях креативщики выложили новую порцию промо об остальных конкурентах. А «Эко-маркет» уже успел ответить на вызов не менее провокационной фразой «Наша шана «Анашану».
Многие всемирно известные бренды уже проходили через рекламные войны, куда более эффектные, чем эта: многим стоит у них поучиться. Вот, как это было.

Audi vs. BMW

Одна из самых долгих и искусных войн – между двумя немецкими автогигантами Audi и BMW. Все началось еще в начале 2000-х, а один из самых ярких баттлов был в 2007-м. Стартовал он с печатной рекламы BMW в американской прессе. Рекламировался съезд мотоциклистов BMW MOA Rally: его безопасность сравнивали с уровнем безопасности, при котором парамедики дежурят на шахматном турнире («Ралли MOA с двумя сервисными центрами рядом. Что дальше, парамедики на шахматном турнире?»).

01/3

«Ауди» в ответ разместила билборд на улице Лос-Анджелеса: «Шахматы? Нет, спасибо, я лучше буду вести новую Audi A4», а потом заменила рекламу на «Твой ход, BMW». BMW арендовала билборд на другой стороне улице прямо напротив: со словами «Шах и мат» на плакате напечатали фото BMW M3.

А «Ауди» посоветовала BMW проверить свой уровень «лакшери», потому что она могла выйти из срока годности: на борде на этот раз была роскошная Audi R8. Позже BMW переместила свой предыдущий плакат на другое место и на этом все закончилось.

McDonald’s vs. Burger King

Еще одна креативная игра в пинг-понг была совсем недавно между McDonald’s и Burger King во Франции. В феврале этого года «МакДональдс» снял для французов смешной рекламный ролик – на трассе рядом поставили два указателя с ближайшими «Макдональдсом» в 5 километрах езды и «Бургер Кингом» в 258 километрах. Посыл прост – «МакДрайвы» находятся на каждом шагу, а «Бургер Кингов» во Франции гораздо меньше.

В ответ конкуренты не растерялись и сняли видео с продолжением истории: в нем молодая пара берет кофе в ближайшем «МакДрайве» и проезжает те самые 258 километров, чтобы основательно пообедать именно в «Бургер Кинге».

Это далеко не единственный эпизод: еще в начале 2000-х «Бургер Кинг» запустил рекламу, в которой Рональд МакДональд тайно приходит в «Бургер Кинг» за бургером, после чего тема поднималась в кампаниях еще несколько раз.

Starbucks vs. Coca-Cola

А одна из самых коротких односторонних войн была между Starbucks и Coca-Cola: в 2011 году непосредственно по соседству со входом в кофейню разместили рекламу диетической «Колы» со словами «У кого есть время стоять в очереди за латте?». Starbucks решили не отвечать на вызов, чем и поставили точку в этой истории.

advertising_wars_5

Subway vs. Domino’s

Война двух конкурирующих фастфуд-заведений прошла в 2009 году. Начали ее креативщики из Domino’s: запустили по телевидению ролик с рекламой новых запеченных сендвичей. В нем говорилось, что по результатам слепых тестов (людям давали попробовать сендвичи и просили сказать, какие вкуснее, не называя бренд), американцы выбирают Domino’s в два раза чаще Subway.  В ответ Subway не приступили к съемкам другого ролика, чтобы посоревноваться с конкурентами, а восприняли все всерьез и направили письмо в профильный регуляторный отдел по рекламе в США. В письме компания изложила все свои жалобы — в рекламе говорилось обо всех сендвичах, а на самом деле протестировали всего три из них, не все сендвичи строго соответствовали конкурирующим и так далее. Они требовали прекратить трансляцию.

Однако, оказалось, что никаких нарушений в рекламе нет: прежде чем запускать кампанию, Domino’s проконсультировались с адвокатами и получили одобрение во всех нужных инстанциях. Поэтому через несколько дней после письма Domino’s выпустил новый ролик: на этот раз сам президент компании Дэвид Брэндон сжег письмо в печи — той самой, в которой запекают сендвичи — а затем снова повторяется видео про результаты слепых тестов. Subway не ответил ничем и война затихла.

Coca-cola vs. Pepsi

Одна из самых длительных и известных войн. «Кола» и «Пепси» начали конкурировать в рекламе еще в 1970-х: с тех пор поединки были в видеороликах, прессе, в сфере продажи музыки, в интернете и даже в космосе. Тогда в 1985 году «Кока-Кола» решила выделиться, отправив с космонавтами в полет на шаттле разливной автомат и банки с «Колой» — обычной и диетической. Хоть эксперимент и не увенчался успехом, поскольку пить ее оказалось невозможно, это позволило выиграть на время на фоне «Пепси», которая в таких эксклюзивных экспериментах участия не принимала.

920x920

А «Пепси» выделилась по-другому, сняв знаменитую рекламу, которую вскоре запретили, но помнят до сих пор. В ролике мальчишка использует банки «Колы», чтобы достать до кнопки автомата и купить себе «Пепси».

В 2009 году компании торжественно, хоть и неофициально, помирились в «Твиттере», написав друг другу милые твиты о том, что пора бы уже дружить, а не враждовать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Последние новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: