Спецпроєкти

11 доказательств того, что Моцарт, Бетховен и Гайдн были панками своего времени


История гласит, что панк родился в Англии и его придумал Малкольм Макларен, менеджер группы Sex Pistols. Но также есть мнение, что предпосылки панка как выражения бунтарского духа, требующего свободы, существовали еще в классической музыке. bit.ua и Marco Concert разбираются, действительно ли Моцарт, Бетховен и Гайдн были панками своего времени.

Моцарт опередил свое время на несколько веков

Американский музыковед Роуз Рознгард Саботник считает, что Моцарт был первым в истории композитором, который, как и мы сейчас, страдал от «недуга современности». В качестве доказательств Саботник приводит три последних симфонии композитора, в которых, по ее словам, отображен уникальный критический взгляд на тогдашние реалии. В этих произведениях Моцарт отобразил страдания личности, которая находится в стрессовой ситуации, переживает давление социальных норм и рамок.

moz

Моцарт тонко чувствовал давление общества

Радикальный музыкальный критик Сьюзен Мак-Клери в своем видении Моцарта как панка, пытающегося заявить о давлении общества, заходит еще дальше. Она пишет о произведении «Концерт для фортепиано с оркестром №17»: «В момент, когда пианист готов безнадежно утонуть в отчаянии, его сменяет оркестр и «спасает ситуацию»: сводит напряжение к нулю, возвращает комфорт и рациональность. В этом видится самая что ни на есть прямая метафора индивидуальной личности, голос и нужды которой жестко и неумолимо заглушает толпа. Надо отметить, что во времена композитора в музыке (да и в обществе тоже) не было принято выражать свои чувства, а уж тем более – заявлять о собственной индивидуальности.

Бетховен изобрел рок-н-ролл

Людвиг ван Бетховен – один из самых серьезных парней за всю историю классической музыки. Мало какой композитор настолько органично вписан в современную культуру так плотно и органично, как Бетховен. Вступление к его Пятой симфонии – это такой же символ мироздания для современного человека, как и земля, воздух, огонь и вода. Есть мнение, что Бетховен также изобрел рок-н-ролл (достаточно послушать хотя бы финал Седьмой симфонии и оголтелое «буги-вуги» в «Сонате для фортепиано № 32»).

 

Моцарт красиво отбивал удары судьбы

В 1777 году 21-летний Моцарт без памяти влюбился в юную немецкую оперную певицу Алоизию Вебер, которой на тот момент было всего 16 лет. Он принимается писать для нее арии и оперы, делает для девушки все, что в его силах, чтобы впустить Алоизию в мир музыки, в котором она, естественно, мечтает о славе. Затем, из-за семейных неурядиц, Моцарту пришлось спешно покинуть Германию.
Когда же он вернулся к Вебер спустя несколько месяцев, она его цинично отвергла, к тому моменту уже став местной знаменитостью. Как утверждает биограф, в этот самый момент, когда Моцарт получил отказ, он тут же прыгнул за фортепиано и принялся петь громким голосом скабрезную песенку о том, что «Кто меня не любит, тот может поцеловать меня в задницу». Позже композитор в отместку женился на сестре Алоизии, Констанции.

mz

Моцарт любил пошлые шутки

Моцарт больше всего на свете любил туалетный юмор и даже писал своим любовным увлечениям письма, щедро переполненные неприличными шуточками и неоднократными упоминаниями отправления естественных надобностей.

Бетховен был настоящим мизантропом

У Бетховена не слишком ладилось общение с людьми. Его друзья часто отмечали, что Людвиг мог попросту выпадать из разговоров, а затем объяснять это тем, что «не хотел спугнуть слишком глубокую мысль». В молодости Бетховен брал уроки у «отца симфонии» Гайдна, но оба в результате друг друга возненавидели – слишком часто на этих уроках между Людвигом и его учителем возникала непреодолимая фрустрация. А еще Бетховен ненавидел давать уроки игры на фортепиано – это занятие приносило ему радость только в том случае, если приходили исключительные таланты или красивые девушки.

gary-gif-gary-oldman-35418718-500-230

У Бетховена не слишком ладилось с женщинами

Вообще с женщинами у Бетховена всегда было так: они либо восторгались его гениальностью и были от композитора без ума, либо же бежали от него без оглядки, называя «уродливым психом».

Бетховен первым начал писать о себе

Во времена композитора было принято сочинять музыку согласно строгим формам и смыслам. Бетховен же стал первым композитором, который принялся сочинять произведения о себе: своих чувствах, мыслях и страстях – и совершил таким образом настоящую революцию.

Гайдн хулиганил в молодости

Гайдн в юношестве любил эпатировать публику и устраивать розыгрыши. Например, во время учебы в соборе Святого Петра для него было в порядке вещей подбежать к кому-нибудь из хористов сзади и отрезать ему волосы, собранные в хвостик. За эту выходку его выгнали из капеллы.

haydnplaying

 

Гайдн любил эффектные жесты и был бунтарем

Когда Гайдн «служил» при князе Эстергази, придворным музыкантам часто не выплачивали гонорары и не разрешали уходить в отпуск. Симфонии при этом требовались с музыкантов практически каждую неделю. Люди, естественно, роптали – и в один прекрасный момент жизнерадостный Гайдн не выдержал и решил устроить красивый бунт.
Композитор написал «Прощальную» 45-ую симфонию, особенность которой заключается в том, что она исполняется при свечах, закрепленных на нотных пультах музыкантов. Тогдашние симфонии состояли из 4 частей и обычно заканчивались оптимистичным финалом, но Гайдн в качестве знака протеста включил в «Прощальную» симфонию еще и пятую часть – пронзительную и жалобную, во время которой музыканты, доигрывая свои партии, гасили свечи и покидали сцену. Гости князя, как и сам Эстергази, разумеется, оказались шокированы.

Гайдн прикипел сердцем к будущей столице панк-рока

Сердце и душа Гайдна принадлежали британской столице, с которой у композитора была особая связь. Он провел в Лондоне – городе, где зародился панк – несколько лет, сочиняя вдохновленные этим местом симфонии, строгие и монументальные по духу, но хулиганские и революционные по своей сути.


 

10 ноября в Дворце культуры КПИ состоится концерт классической музыки «Венские классики». Симфонический оркестр Ocean’s Symphony Orchestra исполнит вечные произведения Моцарта, Сальери, Гайдна и Бетховена, а в перерывах между музыкой можно будет узнать не самые очевидные истории из повседневной жизни великих композиторов, какими они были в быту. Вдобавок ко всему, у гостей также будет возможность услышать «поющий оркестр» – не самое типичное явление в академической музыке.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь