Cпецпроекты

Почему паблик «Файнi меми про українську лiтературу» – важная инициатива


2 1729 28
Олесь Николенко объясняет, в чем ценность и важность нашумевшего паблика «Файнi меми про українську лiтературу», а его создатели рассказывают, как они это придумали и какие цели преследуют.

Полгода назад мы писали о том, что паблики с историями околотюремной тематики – это возможные отголоски того, что ждет литературу в дальнейшем. Не в том смысле, конечно, что будущее литературы – это посты ВКонтакте от зеков, которые рассказывают про свои тюремные гастроли, пренебрегая всеми возможными правилами правописания и пунктуации. Мы писали о том, что сам феномен «чтения» изменился и подразумевает собой далеко не только «чтение книг/произведений». Скроллинг ленты в социальных сетях – это ведь тоже в определенном смысле «чтение». Соответственно, меняется изнутри и сама литература: «новое чтение» рождает новые микроформаты, которым, конечно, еще далеко до попадания в какой-нибудь канон. Но все эти посты «ждуль», которые делятся мыслями по поводу отношений с заключенными, и волны фейсбучных флэшмобов, в рамках которых люди рассказывают свои откровенные истории, – несложно представить, как через некоторое время по ним в том числе будут изучать наше время.

1

На этот раз мы снова углубились в одну микроисторию, которая волей-неволей заставляет провести у себя в голове литературную ревизию. Речь идет о паблике «Файнi меми про українську лiтературу», в котором в юмористическом ключе обыгрывается до боли знакомый каждому украинцу, учившемуся в школе, пласт отечественной литературы. Получается действительно остроумно, потому что авторы паблика умудряются попадать в самое сердце впечатлительного интернет-пользователя и вовсю эксплуатируют в своих шутках современные реалии.

Почему это важная история и чем она заслуживает чуть более пристального внимания, чем парочка репостов понравившихся мемчиков?

Дело в том, что у среднестатистического украинского школьника (которыми были и мы с вами) нередко возникает антипатия к литературе собственной страны. В школьной программе сделан какой-то слишком уж агрессивный акцент на произведениях о тяжкой судьбе украинских крепостных, который способен на долгие годы (если не навсегда) отвернуть ученика от чтения отечественных книжек.

2

А еще нужно добавить к этому старые учебники, испещренные шаржами предыдущих поколений (самое приличное – это трубка или косяк во рту у писателей). Проблемы пубертатного периода, в которые не очень вписывается заучивание наизусть Intermezzo Коцюбинского. Манеру преподавания, в которой уставшие от жизни учителя просто монотонно отчитывают программу, ставят плохие оценки за незнание чьей-либо биографии и ошибки в датах, не поощряют более глубокое осмысление предмета. Вся эта совокупность факторов понижает привлекательность нашей литературы – и в результате у человека в голове складывается ложное впечатление, что вся «укрлит» такая: мрачная, депрессивная, повествующая о кровавой истории и судьбе нашего народа.

Но юмор паблика «Файні меми…» способен снять это напряжение, развеять образовавшуюся смуту и сотворить удивительный терапевтический эффект. Листаешь паблик – и вот уже герои произведений Панаса Мирного или строчки из поэм Тараса Шевченко начинают играть новыми красками, и не так сильно напоминают о школьном кабинете с тридцатью потными подростками, лениво перестреливающимися записочками.

5

А еще, кажется, именно такие явления и способны подтолкнуть к «переоткрытию» украинской литературы. Дело вот в чем: многие ведь даже не подозревают о тех украинских писателях, которых не включили в школьную программу. И откуда, скажем, нелюбопытному человеку узнать о футуристическом творчестве Гео Шкурупия или модернистском романе Валерьяна Пидмогильного «Місто»? Украинские медиа в основном ориентированы на инфоповод и, в лучшем случае, напишут о новой книге Сергея Жадана. У нас практически никто в литературной среде не работает с контекстом литературы, с ее историей, хотя во всем мире многочисленные переиздания классических произведений литературы собственной страны и сопутствующие им публикации – это повсеместная практика. Отдельные люди и лекции, малочисленные инициативы (например, замечательная и подробная серия «Розстріляне Відродження» издательства «Смолоскип»), редкие специализированные институции (вроде издательства «Основи» или «Комора», заполняющих пробелы укрлит, да еще и с красивым дизайном) – всего этого слишком мало, чтобы покрыть не только «стремящуюся к знаниям» столичную публику, но и регионы.

В сложившихся обстоятельствах радует любая маленькая победа идеи и смысла над обстоятельствами. Даже если это просто паблик ВКонтакте. Конечно, практического смысла в нем маловато (да и глупо было бы всерьез измерять образовательный КПД мемов), но, во всяком случае, он бьет без привязки к регионам и оставляет надежду на так называемую «теорию малых дел». Есть неплохая вероятность того, что месяц так подержишь в своих подписках «Файні меми» и при следующем визите в книжный магазин уже, может быть, задумаешься: а не взять ли вместо очередного модного в этом сезоне толстого романа что-нибудь из украинской классики?

Комментарий админов «Файних мемів української літератури»: 

7

Пабликом занимается два человека: я – Иуда, создатель паблика, и моя девушка Юля (Березка). Мы обычные студенты из Днепра, которые любят православие, традиционализм и ненавидят упадочные тенденции современного общества и гниение нашей культуры.

Наш первый паблик – «Бездна книжного уюта», в котором мы постим мемы про мировую литературу. Однажды мы просто решили сделать там день украинской литературы. После чего в сообщения сообщества начали писать подписчики с просьбой сделать отдельный паблик с украинскими мемами. Ну, мы и подумали, почему бы нет.

Основная идея «файних мемів» – это провозглашение интеллектуальной автономии современного украинского народа посредством создания самобытной мем-культуры, которая в нашей стране совсем не развита. Когда про национальную литераратуру и культуру начинают постить мемы, молодежь обретает национальное сознание, усиливается понимание особой украинской идентичности – в этом и заключается просветительская функция «файних мемів».

Где-то в 8 классе мы действительно думали, что школьная программа по украинской литературе перегружена объемными произведениями. Но теперь понимаем, что прочтение этих произведений необходимо для школьников, чтобы они понимали особенности нашей культуры и истории. А Шевченко может быть только очень мало, но никак не наоборот. Поэтому мы, скорее, за то, чтобы в нашей программе было еще больше Шевченко.

Мы оба очень любим Достоевского, а так из художки почти ничего не котируем. Березке очень нравится Коцюбинский из-за его экзистенциальных мыслей о жизни и смерти, жизненном выборе, а Иуда предпочитает новеллы Хвильового, Стефаника, Гринченко, стихи Симоненко и Тычины.

 

Все иллюстрации в статье: «Файнi меми про українську лiтературу»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Ден Дейч

Забавный паблик, на полчаса отвлечься и забыть. Не более.

Вот когда кому-нибудь станет под силу копнуть в укр.лит поглубже, а не обсасывать усохшую грушу и шелестящую липу по 20 раз на дню, и не пихать на все картинки "ти знаєш, що ти людина", а пройтись по другим вещам того же Симоненко - вот это будет победа здравого смысла. А нивелирование пласта культуры до уровня Упячки - простите, нет.

2

Одиннадцатиклассник, сейчас как раз проходим "Місто".
Несостыковочка :)

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: