Спецпроєкти

Винтовка — это праздник: как новые технологии меняют военную индустрию


Технологический бум коснулся всех сфер человеческой жизни, не обойдя и сферу обороны. Мы рассказываем, каким образом роботы, лазерные пушки и дроны используются в военной индустрии — и меняют ее прямо сейчас.

Операция «Лазер»

В 2014 году Office of Naval Research (научная организация при ВМС США) сообщила о введении в эксплуатацию экспериментального лазерного оружия, Laser Weapon System (LaWS). Модель LaWS была установлена на военном корабле США USS Ponce, выполняющем патрулирование в Персидском заливе. Дальность действия лазерного оружия — примерно миля (чуть больше полутора километров). Конечно, LaWS не похож на гаджет из какого-нибудь научно-фантастического фильма и не испускает луч энергии ядовитого цвета, но средство управления этой штукой чем-то напоминает игровой контроллер. Лазерный луч не боится ветра и влажности, а степень повреждения от LaWS может варьироваться от нелетального ослепления до разрушения.

Уже через год СМИ облетело демонстрационное видео компании Lockheed Martin, в котором лазерная пушка ATHENA, работающая на полную мощность (30 кВт), за несколько секунд с расстояния в одну милю насквозь прожгла капот автомобиля и тем самым остановила его работу.

athena-truck-test-pirasss201501042Как это работает? Лазер, направляясь к цели с громадной скоростью, «нагревает» свою мишень, используя большое количество энергии. Лазерный луч прожигает насквозь корпуса судов и летательных аппаратов, бронежилеты, человеческую кожу. Один прицельный лазерный выстрел по топливному баку провоцирует возгорание или даже взрыв объекта, останавливает двигатели, заставляет взрывчатые вещества в боеприпасах детонировать. Одним словом, лазерный луч в военных целях оказывается гораздо более многофункциональным, чем привычное использование артиллерийских снарядов.

На данный момент Lockheed Martin перешла от стадии изготовления прототипов и от экспериментов к стадии промышленного производства, и мощность лазерного оружия только растет. В будущем использование LaWS во многом может изменить военную индустрию. Впрочем, согласно международному соглашению, лазерные пушки запрещено применять непосредственно для того, чтобы навредить человеку. В остальном это военное оружие будущего, действующее со скоростью света.

Война беспилотников

mq9-reaper-weaponized

В прошлом году фонд New America выпустил отчет с информацией о государствах, которые обладают боевыми дронами, занимаются их изготовлением, а также используют беспилотники во время боевых действий. В список обладателей попали Израиль, Китай, Нигерия, Иран, США, Пакистан, Сомали, Южная Африка, ОАЭ, Ирак, Великобритания, террористические организации ХАМАС и «Хезболла».

Впрочем, уже сейчас существуют сложности со спецификацией, конкретным определением термина. Что именно считать «боевым дроном»? Скажем, 11-метровый ударный дрон MQ-9 Reaper («Жнец»), используемый ВВС США, способен развивать скорость до 482 км/ч и находиться в полете до 40 часов. Радиус действия этого беспилотника — до 1,9 тысячи километров, а его «вместительность» составляет до 14 ракет Hellfire класса «воздух — земля». Параметры MQ-9 Reaper разительно отличаются от любого бытового дрона, начиненного взрывчаткой.

Еще одним нюансом является Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ) — неформальная политическая договоренность, которая изначально установилась между странами «Большой семерки» в 1987 году (к настоящему моменту включает в себя 34 государства). Главная цель РКРТ при его формировании была следующей: противодействие распространению технологий создания ракетных средств доставки ОМП (оружия массового поражения). Режим контроля за ракетными технологиями запрещает экспорт ракетных установок, способных нести минимальную полезную нагрузку 500 кг, на дальность не менее 300 километров. Поначалу РКРТ имел отношение лишь к баллистическим ракетам, но затем (примерно в середине 90-х) его ограничения стали применяться и к беспилотникам. Некоторые наблюдатели выразили озабоченность тем, что высокоэффективные беспилотники (вроде вышедшего в то время американского дрона MQ-1 Predator) могут использоваться для доставки оружия массового уничтожения.

predator-firing-missile4Парадокс заключается в том, что технологиями производства дронов обладает малое количество государств. Америка — один из крупнейших поставщиков в дрон-индустрии, но она при этом является подписантом РКРТ, запрещающим экспорт. В то же время Китай и Израиль, к примеру, участниками РКРТ не являются. Это делает Китай гораздо более привлекательным поставщиком дронов, к тому же цены у китайцев, как и следовало ожидать, гораздо ниже. Боевой китайский дрон можно купить за миллион долларов, и это будет всего лишь четверть от цены, установленной на аналогичный продукт американцами.

В сухом остатке мы имеем подпадающие под официальный запрет производительные мощности и качество от американцев и широкое распространение гораздо более дешевых китайских дронов, которые являются не менее смертоносными, но гораздо более «удобными» для приобретения и использования в военных конфликтах. А подобная манипулятивность и неоднозначность положения — вовсе не те цели, которые изначально стояли в основе введения РКРТ.

Автономное сознание и «терминаторы»

original

Идея о роботах-убийцах, которые настроены на режим уничтожения, далеко не нова, но до последнего времени она в основном эксплуатировалась научными фантастами. Самый известный пример в массовой культуре — это киносага «Терминатор». Напомним, в «Терминаторе» речь шла о создании целой военной сети роботов, которые приобретают самосознание, распознают живых людей как врагов и нападают на них с целью уничтожения.

Последние разработки Пентагона и сопутствующие им этические дебаты в обществе демонстрируют, что создание роботов-убийц — это уже не просто сай-фай-выдумка, а вполне возможная реальность ближайших нескольких лет. В 2016 году расходы Пентагона в области науки о данных и аналитики выросли на 39,4 % по сравнению с совокупным бюджетом предыдущих пяти лет, составив 1,1 миллиарда долларов. Эти инвестиции рассматриваются как важные шаги модернизации вооружений, ориентированной на точные данные. Наука данных, аналитика, машинное обучение и эксперименты в области искусственного интеллекта — вот в каких областях сейчас простираются интересы Пентагона, рассматривающего возможность «автономных систем» (за этим словосочетанием прячутся роботы-убийцы).

Незаметно для всех, кто не входит в военные круги, Пентагон поместил исследования в части ИИ в центр своей стратегии сохранения военного превосходства на мировом уровне. Этой теме совсем недавно посвятило подробный репортаж издание The New York Times, рассказав, каким образом инженеры и программисты американского оборонного сектора «начиняют» дроны возможностью самостоятельно находить и идентифицировать противника, внедряют элементы ИИ в корабли ВМФ США и ракеты, которые «сами определяют, на кого нападать», и так далее.

Но Америка, разумеется, не единственное государство, в котором разрабатывают идею роботов-убийц. В прошлом году, например, стало известно об изобретении южнокорейской фирмы DoDAAM, которая произвела на свет пулеметную башню-робота, способную отследить, сопроводить и поразить свою цель без участия человека.

Главный же вопрос, который сейчас обсуждают и военные, и правозащитники: какая степень независимости действий будет предоставлена таким машинам и действительно ли на них будет переложена ответственность за принятие решений о жизни и смерти? Единого мнения и четкого ответа на этот вопрос пока что нет даже в самом Пентагоне.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram