Спецпроєкти

Никто не услышит твой крик


Олесь Николенко рассказывает о звуках, с которыми мы сталкиваемся настолько часто, что практически перестали придавать им значение. Топот соседа сверху, ночной звук катающегося шарика и другие симфонии типовой многоэтажки, подчеркивающие красоту нашего повседневного существования.

Мы можем быть одни, но мало кто из нас бывает по-настоящему одиноким. Это особенно хорошо известно жителям типовых многоквартирных домов. Покой и тишина им только снится.

В одном из предыдущих выпусков наших тоскливых заметок речь шла о «соседях из ада», которые посягают на твою приватность, выкручивают лампочки на лестничной клетке и способны определить твою дальнейшую судьбу по тому, насколько приветливо ты произнесешь дежурное «здрасьте».

Но это, конечно, в большей степени была история о прошлом. Сейчас (с некоторыми исключениями, но все же) соседские отношения определяются политикой невмешательства.

Моя хата, как говорится, с краю, но до той поры, пока кому-то не вздумается послушать ночью творчество группы «Грибы» с подкрученными басами.

Соседская интервенция в жизни друг друга сегодня происходит на гораздо более тонком уровне. На уровне звуков. Эта интеграция произошла настолько неприметно, что мы ее даже не замечаем. Точнее, замечаем, но как будто бы смирились и принимаем как должное.

suuu

Самым загадочным звуком, который слышат жители многоэтажек, является перекатывающийся металлический шарик. Этот звук особенно хорошо знаком обитателям хрущевских пятиэтажных домов, построенных из тонких панелей. Его существование и происхождение — это настоящая мистика. Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни слышал ЭТО: некий шаровидный предмет падает на пол сверху и с оглушительной громкостью катится или же подпрыгивает. Чаще всего это явление происходит ночью, из-за чего «жертва шарика» просыпается и проникается ненавистью к соседям-психопатам или алкашам с этажа выше: кто же еще в здравом уме будет в четыре утра ронять что-то на пол, а затем перекатывать. Наверняка же это пустой пузырь из-под водки, который покинул теплые руки перенесшегося в астрал владельца и отправился в путешествие. Также подозрений удостаиваются владельцы домашних животных, а особенно кошек, которые, как мы знаем, любят активничать ночью. Здесь тоже легко нарисовать себе картинку: тебе утром рано вставать, ответственный день, но кошке, живущей сверху, плевать на твое существование. Она тебя даже не знает, она у себя дома, и ей хочется играть (катать что-то по полу) — попробуй запрети.

Интернет-сообщество уже давно обсуждает «теорию катающегося шарика», и предположения о шумящих и роняющих что-то соседях — самые примитивные и неинтересные из множества объяснений этому феномену. Кто-то верит, что этот звук порождает шкаф-купе из ДСП со сдвижной дверью у жителей верхнего этажа. Но все равно загадка: почему его слышно ночью? Кто пользуется шкафом-купе ночью? Какая-нибудь модница с обсессивно-компульсивным синдромом, которая выбирает наряды, чтобы завтра покорять ими весь офис? Или, может быть, это какой-нибудь «успешный мужчина», который плачет по ночам в шкафу от жалости к себе и неуверенности и вытирает сопли рубашкой Brioni? Хотя, стоп, мы же говорим о жителях панелек. Значит, там кто-то попроще. Ночные любители игры в прятки? Шкаф-купе вряд ли сойдет за самое изобретательное место, чтобы спрятаться.

Другой, не менее увлекательной версией происхождения «звуков шарика» является работа лифта, уставшего за десятки лет однообразного движения «вверх-вниз».

Кто знает, что там творится в шахте лифта? Может быть, там живет Нечто (или целый их выводок).

Странные жуткие существа, которые прозябают в безвестности, потому что никакой Уэс Крейвен не снял о них классический хоррор в духе «Людей под лестницей».

Впрочем, все эти версии с легкостью разбиваются прагматичным разумом какого-нибудь технаря, который объяснит элементарные вещи («это какого размера должен быть шкаф, чтобы его было слышно через перекрытия?») и только посмеется над вами.

Наиболее вероятным предположением является следующее: во многих типовых домах с большим количеством жителей имеются воздушные пустоты — такова особенность материалов этих конструкций. Днем, когда температура выше, конструкция нагревается, а ночью, при падении температуры, материалы многоквартирного дома отдают тепло, а имеющиеся пустоты и порождают этот загадочный звуковой эффект, напоминающий катание шарика. В данной версии к тому же сходится ночной характер этих звуков.

Но одним шариком звуковое вмешательство в наши жизни не ограничивается. Если с «катающимся шариком» трудно сказать, когда этот шум действительно производят соседи, а когда его причиной являются мистические свойства дешевых строительных материалов, то в отношении остального нойза, который слышал каждый житель многоэтажки, сомнений никаких нет. Это точно соседи. Причем создаваемые ими шумы поддаются вполне четкой классификации.

Человек-Слон. Он не просто громко топчется. Этот подвид как будто бы специально ударяет пятками в какие-то стратегические точки, играет с акустикой помещения и заставляет тебя не просто слышать, как он буквально ходит по твоей голове. Он вынуждает стены твоей квартиры дрожать (от страха). Через эту воинственную вибрацию Человек-Слон демонстрирует тебе собственное превосходство, доминирует, унижает — и ты лежишь, злишься, но ничего не можешь поделать. А если все же решишься отправиться к Человеку-Слону, дверь обязательно откроет бабушка, которая будет обескураженно переспрашивать, одергивая прячущегося за ее юбкой внучка. Может быть, этот внучек — причина твоих страданий? Но как такой маленький человек может так громко топать? Да и, в конце концов, кто же станет наезжать на ребенка?

Еще есть Человек-Ремонт. Исходя из какой-то парадоксальной логики, он больше всего любит орудовать дрелью именно в те редкие моменты, когда вы хотите выспаться в свой единственный выходной после тяжелой трудовой недели.

А еще Человек-Ремонт, вместо того чтобы пошуметь час-второй, распределяет порцию своего звукового насилия на целый день маленькими дозами, чтобы позлить еще больше.

Молодожены — это вообще особенный аудиосериал, который можно слушать годами. Сначала все хорошо: по ночам и утром можно услышать красивые стоны молодой девушки; ей очень хорошо, и она желает поделиться этой радостью со всеми жителями дома. Частота громкого секса (почему-то) прямо пропорциональна яростным ссорам: чем меньше первого, тем больше последнего. Сначала это приглушенные злые монологи, а затем — страшные сцены, в которых слышны басовитые ругательства, удары тяжелых предметов и женский плач.

Не стоит забывать и про Студентов, которые каким-то чудом наскребли на трехкомнатную квартиру и каждые выходные стремятся пригласить к себе домой полгорода таких же Юных и Отчаянных, как и они сами. Это отличная возможность, не посещая концертных площадок, познакомиться с актуальной музыкой, которая затем под утро обязательно сменится самыми душераздирающими композициями золотого периода русской попсы, дополненными пьяным и грустным воем.

Без Музыкантов, которым жалко денег на звукоизолирующую обивку, тоже не обойтись. Да и как можно забыть о помешанной на чистоте Отчаянной Домохозяйке, которая каждый день громко пылесосит квартиру, драит лестничную клетку (и подолгу корчится в неестественных позах прямо под твоей дверью) и, как кажется, постоянно переставляет мебель согласно той или иной версии квартирного фэн-шуя, вычитанной на женском форуме.

Продолжать можно до бесконечности, хоть целую энциклопедию написать об этих окружающих звуках, раздражающем шуме, громком вмешательстве в частную жизнь. Но здесь крайне важно понять один момент: эти звуки никуда не денутся, их невозможно победить путем сопротивления, ненависти и зла. Их можно только полюбить.

Один только жалобный вой стареньких водопроводных труб при правильном восприятии может растрогать не меньше, чем произведения Моцарта.

Моцарт писал о высоких и сложных чувствах, а гудящая труба не требует «глубокого погружения в контекст», она просто отчаянно воет и просит немножко внимания, участия, сопереживания. Возможно, где-то в ее конструкции образовалась утечка, засор, прокладка в кухонном смесителе морально устарела — причины Трубного Плача могут быть разными. Как и у нас, собственно. Но мы в такие моменты остро нуждаемся во внимании и эмпатии, а чем трубы хуже нас? Возможно, они даже лучше.

Соседский или бытовушный шум — это просто еще одно испытание, из которого можно выйти человеком с испорченной нервной системой или гораздо более прочной к ударам версией себя. Все, что для этого нужно — использовать подход, которому нас всех пытался научить великий композитор Джон Кейдж. Он на полном серьезе считал шум улиц Нью-Йорка лучшей музыкой на свете, заставил весь мир слушать тишину (которой в принципе не существует) и наверняка расценил бы стук по батарее раздраженного соседа в качестве какого-то спиритического сеанса.

Иллюстрация: Nstsia 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь