Cпецпроекты

Неизбежный синтез моды и искусства — Катя Пижова анализирует и раскладывает по полочкам


0 190 0

Наш новый колумнист, блоггер Катя Пижова, относится к редкому типу авторов, которые действительно тщательно и глубоко прорабатывают темы своих статей. Тема моды и искусства, их слияния и переплетения — вопрос очень и очень многогранный. В своей колонке Катя раскроет множество аспектов этого вопроса, а начнет — со знакомства. #bit-cut#

По иронии судьбы, первым fashion-журналом, попавшим мне в руки, был выпуск русской версии Harper’s Bazaar, посвященный теме искусства. Тогда, под впечатлением от фотосессии «Художество», снятой фотографом Марком Эбрахамсом (Mark Abrahams), в голове неожиданно возник вопрос: Мода – это искусство?

Сегодня, как мне кажется, вопрос о взаимосвязи моды и искусства едва ли не столь же популярен в fashion кругах, как и слухи о судьбе Гальяно или многочисленных кадровых перестановках в модной индустрии. Причем, мнения отличаются разительно. Да и как ответить на этот вопрос однозначно? С одной стороны, существует haute couture и концептуальная мода, которые, безусловно, ничем не уступают художественным произведениям, с другой стороны — непрактичность таких нарядов ставит под сомнение их принадлежность уже к самой моде. Кроме того, сплошная безвкусица псевдотворцов fashion-мира, «гламурные», «модные» вещи на грани китча язык не поворачивается назвать художественным произведением.

Часто как бы в доказательство тому, что мода не является искусством, fashion-индустрию упрекают в чрезмерной ориентированности на коммерческие показатели. Честно говоря, тут я полностью не согласна. Ведь и искусство стоит недешево. Тут скорее вопрос в том, чем именно руководствуется дизайнер, скульптор, художник и т.п. при создании своего шедевра. Одно дело, когда творчески реализованную идею впоследствии продают на аукционе или пусть даже просто в бутике, совсем другое — когда основной идеей творчества является желание заработать как можно больше денег. Таким для меня представляется масс-маркет.

И как бы меня ни убеждали в том, что продукция масс-маркета может нести в себе определенную художественную ценность, трудно поверить в то, что тиражированные вещи могут сравниться с шедевром мастера. Тем не менее, рассматривая систему моды и систему искусства в целом, можно предположить, что масс-маркет в моде аналогичен механической репродукции в искусстве. Ведь высокая мода, как и высокое искусство, не является достоянием масс. «Прикоснуться к прекрасному», как в искусстве, так и в fashion-мире простой обыватель может на выставке в музее, через телеэкран, страницы книг или журналов. «Репродукция» как в моде, так и в искусстве – выбор массовой аудитории.

В целом, в плане размышлений о взаимозависимости моды и искусства, мне очень понравилась цитата Валери Стил, доктора наук Йельского университета, историка моды, директора музея Института технологии моды в Нью-Йорке, во время лекции на тему, является ли мода искусством, которую она читала недавно в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Kiev. Она звучала приблизительно так: "Суть заключается не столько в том, является ли тот или иной предмет одежды художественным произведением, сколько в том, является ли дизайнер творческой личностью". И с этим трудно не согласиться. Ведь будь ты трижды отличным специалистом в области дизайна, конструирования и пошива одежды, если ты не умеешь мыслить творчески, вряд ли твои работы будут нести художественную ценность и тем более — претендовать на звание произведения искусства.

В первую очередь, fashion-творцом в моем понимании был покойный Александр МакКуинн. Вдохновением для его шедевров служили такие извечные темы, как жизнь и смерть, добро и зло, светлое и темное, прекрасное и ужасное. Его поистине завораживающие, неповторимые произведения fashion-искусства давали надежду, побуждали желание мечтать. Таким и должен быть настоящий творец. 

Хорошим примером могут также послужить работы Джона Гальяно, Жана Поля Готье, Хуссейна Чалаяна…

Как бы там ни было, трудно, а порой кажется, что вообще невозможно, однозначно установить конкретную взаимозависимость между модой и искусством. Каждый случай уникален, и лишь учитывая все детали, можно судить о том, является та или иная вещь шедевром в общем понимании или лишь намеком на гениальность.

Фото: style.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: