Cпецпроекты

Синтез моды и искусства: первые принты в истории моды, влияние монархии, мода и живопись


0 383 1

 

Катя Пижова продолжает подробный анализ связи моды и искусства. Первую часть публикаций на эту тему можно и нужно прочитать здесь!

Складывается такое впечатление, что за последние несколько лет всплеск современного искусства и его проникновение во все сферы жизни, а особенно — в мир моды, достигли своего апогея. Ретроспективы творений fashion-дизайнеров выставляются в лучших музеях современного искусства, бутики и концепт-сторы стали похожими на галереи художников, экраны покоряет fashion-кино, а модная иллюстрация поражает воображение.#bit-cut#

Но каким бы стремительным ни казался прорыв последнего десятилетия, безусловно, и ранее искусство шло в ногу с модной индустрией. Более того, иногда мне кажется, что мода как отдельный концепт своим появлением обязана именно искусству. Сложно сказать, когда эти два культурных феномена вообще шагали врозь. Если верить некоторым исследователям, признаки появления моды существовали еще в период палеолита. Тогда одежды не было как таковой, модой же считалось украшательство древних людей рисунками, позже — татуировками, бусами и ожерельями из дерева, перьев, ракушек и т.д. Не это ли первые признаки искусства?

Изобразительное искусство, в свою очередь, служило отражением всего, что происходило в моде. Именно благодаря картинам, гравюрам, скульптурам древности мы сегодня можем узнать о стилях, популярных в то время. Ярким примером может послужить фрагмент из росписи стены гробницы управляющего Хнумхотепа, XII династия. На нем изображены еврейские женщины в своей национальной одежде — короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани. Благодаря тому, что художники тщательно вырисовали одеяния, ученые смогли установить, что изображены на росписи семиты, поскольку подобные ткани могли быть изготовлены на станках, которые в то время еще не были известны в Египте, и окрашены в цвета, которые в Египте не применялись.

Приблизительно в 16 веке монархи стали законодателями моды, а их портреты, выполненные придворными художниками, являлись своего рода модными журналами. Именно живопись давала представление придворным о модных тенденциях. В Англии такой иконой стиля, безусловно, была королева Елизавета. Кроме нарядов монархини, невероятной популярностью пользовались её лилейно-белый цвет лица и огненные локоны, поэтому спрос на свинцовые белила и рыжие парики в те времена был несказанно велик.

Если же придерживаться мнения о том, что необходимым условием существования моды является наличие регулярных перемен, возникновение новых правил и, конечно, людей которые бы эти правила придумывали, а именно — кутюрье, и здесь не обошлось без влияния представителей art-сцены. Вспомнить хотя бы француза Поля Пуаре.

С оглядкой на его творческое наследие можно смело сказать: этот человек тесно связал мир моды с миром искусства. Парижский кутюрье поистине подходил к созданию одежды как к художественному эксперименту. Он черпал вдохновение в рисунках Бакста, спектаклях Дягилева, заимствовал цветные сочетания у картин постимпрессионистов. Кстати, именно его можно считать законодателем такого явления в моде, как авторский принт. Для росписи тканей нарядов Поль Пуаре просил художника-декоратора Рауля Дюфи подготовить авторские рисунки: изображения мелких парусников, исчезающих на горизонте, цветочные букеты…

Поль Пуаре стал первым дизайнером, устраивающим перформанс из показа каждой новой коллекции платьев — театрализованные представления в саду около домашнего особняка на Фобур Сент-Оноре. Безумная любовь к театру на этом не заканчивалась: он также шил сценические костюмы для театральных постановок. Кроме того, его эскизы украшали страницы модных журналов, а друзья-художники рисовали каталоги с его одеждой. Да и вообще он первый возвел дизайнеров в ранг творцов, недвусмысленно заметив: «Кто мы, если не художники, вместо холста переносящие краски своего воображения на тонкую ткань женского платья?».

Фото: style.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: