Cпецпроекты

История портативной музыки


0 19 0

Пляж, дача, лавочка под подъездом или спонтанная вечеринка на природе – сегодня послушать музыку можно всюду и в любой момент. Но задумывались ли вы, что еще полвека назад включить любимый трек вдалеке от своей комнаты было невиданной роскошью. Сначала такое могли позволить себе только привилегированные члены общества – короли, графы да князья. Притом сделать это они могли только с помощью других людей – придворных артистов, чьей задачей было развлекать своими песнями и плясками.

Делаем камбэк в недалекое прошлое и разбираемся, как эволюционировали гаджеты для музыки «с собой».

Regency TR-1

Отсчет истории портативной музыки можно начать вести с 1954 года, когда в Америке в серийную продажу попал Regency TR-1 — первый в мире транзисторный радиоприемник, который легко помещался в карман. Стоял он около $50, а за дополнительные $12 можно было купить комплект из мини-наушников и кожаного чехла.

Для среднестатистического меломана это было довольно дорого, хотя продавали его фактически по себестоимости. Внешне Regency TR-1 было довольно симпатичным, но качеством звука этот приёмник похвастаться не мог, а на некоторых частотах он жутко шумел.

Sony TR-55

Годом позже компания Sony выпустила свой первый портативный гаджет – транзисторное радио TR-55, изготовленный в Японии для местного пользования. Работал он на пяти транзисторах и весил 560 грамм – в карман не засунешь. Что не удивительно, так как производители этого приёмника почему-то решили вдохновится дизайном автомобилей «Линкольн».

Stereobelt

В 1972 году свет увидел первый кассетник. Его изобрел телевизионный продюсер и редактор Андреас Павел и предложил выпускать его нескольким производителям электроники, в том числе Yamaha и Philips. Однако никто не брался инвестировать в изобретение Павла, аргументировав это тем, что люди будут стесняться ходить по улице в наушниках. Только через пять лет автору Stereobelt удалось получить патент на девайс в Италии, а затем подписать контракты в США, Германии, Англии и Японии.

Бумбокс

Первый бумбокс – переносной стереомагнитофон на две кассеты и с радио – придумали братья Стейси и Скоттом Вёльфел в 1975 году. Для корпуса они использовали простой деревянный ящик, в который встроили колонки и автомобильную магнитолу на 8 дорожек.

В 1980-х, когда бумбоксы начали выпускать и другие компании – Panasonic, Sony, Marantz и General Electric – у этого магнитофона появилось еще несколько названий (например, гетто-бластер, джембокс, бумбластер). Кроме того, для истории музыки бумбокс стал не только магнитофон с мощным звуком, который носили на плече, но и символом уличной культуры того времени и неотъемлемым атрибутом джемов и баттлов первых рэперов и брейкдансеров.

Кассетные плееры и Sony Walkman

Пока по улицам Нью-Йорка расхаживали модники с громоздкими и громкими бумбоксами, разработчики Sony упражнялись в мобильности. В 1979 им удалось побить рекорд, выпустив первую модель бренда Walkman TPS-L2, которая всего в два с половиной раза была больше аудиокассеты. Чтобы сделать устройство компактным, пришлось пожертвовать встроенным динамиком и диктофоном. Гаджет быстро завоевал популярность на родине и уже через год начал продаваться на других континентах, правда, под названием Soundabout.

Sony выпускали свои кассетники Walkman до 2010 года, экспериментируя с функциями и дизайном. Так появлялись плееры с двумя выходами для наушников, более мощным аккумулятором, проводным пультом и моторами для воспроизведения в обе стороны и отдельный для перемотки.

Несмотря на то, что по истине первым кассетным аудиоплеером был Stereobelt, лавры Андреса Павла достались японским изобретателям Walkman, из-за чего Павел много лет судился с компанией Sony. Справедливость восторжествовала только после смерти автора Stereobelt.

CD-плееры и Sony Discman

Когда производители заметили, что перематывать пленку меломанам уже надоело, начали задумываться об альтернативе кассетникам. И снова оперативно подсуетилась и всех опередила компания Sony, которая в 1984 году, через два года после появления компакт-дисков в массовой продаже, запустила линейку CD-плееров Discman D-50, которая стала логическим продолжением серии Walkman и позже переняла это же название.

Первая модель стоила $350, что примерно вдвое превышало себестоимость устройства. Из-за довольно крупных габаритов слава CD-плееров была довольно скоропостижной, поскольку уже в 1990-х их заменили цифровые аудиоплееры и технологии флеш-памяти.

MP3-плееры и MPMan

Очередной гаджет товарищ из семейства «мэнов» появился в 1998 году благодаря корейской компании SaeHan и стал пионером среди цифровых плееров. На первые MPMan можно было накачать песен на целых 32 МБ или 64 МБ, что было революционно много.

Однако на компактности (весил он 65 г) и новаторском решении преимущества этого устройства заканчивались: чтоб загрузить на него музыку, сначала ее надо было закодировать в формате mp3 с помощью специального, а уже потом через параллельный порт перебросить на док-станцию, подключенную к плееру. В общем, мороки хватало.

Через несколько месяцев в этом же 1998-м выходит другой MP3-шник Rio PMP300, который разработали американцы Diamond Multimedia. Он был значительно удобнее для ежедневного пользования, чем MPMan. Памяти в Rio PMP300 также было всего 32 МБ, но ее можно было увеличить. Работал этот плеер на одной пальчиковой батарейки, которой хватало для на 8-12 часов прослушивания музыки нон-стоп. Импортировать музыку на Rio PMP300 можно было с помощью кабеля, который напрямую подключался к компьютеру.

Позже начали набирать обороты плееры с встроенными жесткими дисками, которые теперь не только развлекали, но и становились помощниками студентов, менеджеров и бизнесменов. Вслед за этим MP3-плееры обзавелись ЖК-дисплеями, на которых можно было смотреть видео и читать книги.

iPod

Очередную революцию в мире музыки совершила компания Apple, представив в 2001 году первую модель плеера iPod с тем самым фирменным «колесом» для управления гаджетом. На этом устройстве уже было гораздо больше возможностей: начиная с того, что на нем можно было хранить огромную тучу файлов, и заканчивая подвязкой к iTunes, с помощью которого на плеер можно было загружать отдельные песни, а не только целые альбомы.

Портативная акустика

Недостаток портативных устройств для музыки последнего десятилетия в том, что слушать музыку в компании позволяли лишь немногие из них. Акустика плееров, так называемых «музыкальных» мобильных телефонов, а затем и смартфонов не могла похвастаться мощным звучанием, а у большинства MP3-шников вовсе не было и нет динамика. Но недавно проблема эта была решена, ведь на мировом рынке электроники появились портативные колонки, которые можно брать с собой в дорогу, куда бы вы не шли.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: