Cпецпроекти

Что такое арт-хаус? Мнения экспертов и любимые фильмы


2 118

Кадр из фильма "Пьета" Ки Дука

В последнее время что только не называют арт-хаусом – и низкобюджетное кино, и кино на грани фола, и любое кино, снятое студентами университета Карпенко-Карого, и просто откровенно странное кино. Действительно ли это понятие так обширно или оно все же имеет свои рамки? Все ли авторское кино можно называть арт-хаусом? Как отличить арт-хаус от откровенной безвкусицы? За ответами на эти вопросы Be in Trend! обратился к специалистам из киноиндустрии. 

Справка из Википедии

Арт-ха́ус (англ. Art house, букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

Александра Кравченко, пресс-атташе “Артхаус Трафик”:

Александра Кравченко

Арт-хаус – из ряда тех понятий, о которых все знают, но никто сказать не может. Копаться в этимологии смысла нет, слово родом из американского сленга и однозначной родословной не имеет. В США артхаусом чаще всего называют любое не американское кино – и, в некоторых кругах, используют как эвфемизм для гей-порно. Артхаусом также называют любой кинопродукт не студийного, малобюджетного или независимого производства. Нередко это слово употребляют как ругательное, имея ввиду главным образом несмотрибельные кино-эксперименты, которые, вне зависимости от реального культурного качества, не интересны никому, кроме кинокритиков, синефилов и претенциозных снобов.

в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм “Мстители”

Мне больше всего нравится объяснение японского режиссера Такеши Китано, который сказал, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм “Мстители”. Другими словами, есть кино, которое нравится и пионерам, и пенсионерам. Все остальное – это артхаус, так или иначе. Арт-хаус – это кино не для всех, но современный артхаусный кинематограф настолько разнообразен, что буквально каждый найдет для себя что-то по вкусу. Кто-то любит авангардное фестивальное кино; кто-то – невероятно модный американский подвид, инди-мувиз (от independent, независимый) – в этой нише уже есть свои суперзвезды и немалые бюджеты; есть и так называемый арт-мейнстрим: жанр, не заигрывающее с массовыми архетипами и коллективным бессознательным, но все же настроенное быть близким зрителю – поставками именно такого кино и занимается Артхаус Трафик.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Ускользающая красота” Бертолуччи, “Астенический синдром” Киры Муратовой, Фауст” Александра Сокурова.

Александра Ковалева, PR директор “Другое кино”

Александра Ковалева

Понятие “арт-хаус” существовало в полном объеме лет 10-15 назад. Когда киноаудиторию усиленно кормили фильмами с Жан Клод Ван-Даммом, а “умное кино” появлялось только на фестивалях и до широкого проката почти не доживало. Сейчас эта грань между арт-хаусом и мейнстримом стирается. Боевики, рассчитанные на широкую аудиторию, становятся все умнее, иногда даже с претензией на философствование.  А “узкопрофильное кино” от Ван Сента, Фон Триера, Бернардо Бертолуччи и других мастеров собирает полные залы. Мне кажется, это позитивная тенденция, – она указывает на подготвленность нынешнего зрителя, несравнимого уже со зрителем 20-летней давности.

Как это влияет на арт-хаус? Арт-хауса в том чистом виде, каким он был изначально, почти не осталось. Зато появилось направление арт-кино, “другого кино” – это картины без сумасшедших бюджетов, сравнимых с внешним долгом африканского государства, но картины умные, нонконформные, скажем, отвергающие в некотором роде нарративы глобальной киноиндустрии. Говоря проще, кино, как таковое, давно перестало быть исключительно искусством. Часть кинопроектов теперь является сугубо развлечением (чем кинематограф и был изначально) и в этом нет ничего плохого. А вторая часть – остается культурным явлением, но спрос на него возрос очень сильно. Поэтому важно помнить, что на самом деле “арт-хаус” – это не киножанр, это просто более интимное кино, которое может понять и полюбить очень узкая аудитория. Как только эта аудитория начинает расширяться, как только “другое кино” начинают ценить все больше и больше людей, артхаус перестает быть артхаусом.

Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус.

Является ли все малобюджетное кино арт-хаусом? Есть один дедовский метод. В слове артхаус есть слово “арт”,  то есть искусство. Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус. Не получается – значит просто B-movie. В Украине, например, все кино можно назвать малобюджетным. Артхаус ли это? Упаси боже, конечно нет.

Как отличить арт-хаус от другого кино? Я не вижу в этом смысла. Понятие “арт-хаус” это еще один ярлык, наклеиваемый на кино. Я понимаю, зачем используют слово “арт-хаус”, но не нужно пытаться разделять им кино на хорошее и плохое. Тем более, что сейчас это слово набило жуткую оскомину всем и вся. Есть просто хорошее кино, а есть плохое. И все это сугубо субъективно.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Олдбой” Пак Чханука, “Резина” Квентина Дюпе, “Шапито-Шоу” Сергея Лобана.

 Анастасия Верлинская, менеджер проектов FILM.UA

Лично мне «арт-хаус» проще называть авторским кино. Сегодня само слово «арт-хаус» —  уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т.п.  Но если разобраться, то это не совсем так. В арт-хаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, и т.д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера. Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни,  и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его  жизнь.

 и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его  жизнь

Собственно,  влияние таких ситуаций, а самое главное поведение в них героя и есть отличительной чертой авторского кино. Остросоциальные и психологические проблемы – не то, ради чего среднестатистический зритель пойдет в кинотеатр или захочет посмотреть после напряженного рабочего дня дома — именно поэтому арт-хаус противопоставляется мейнстриму, «массовому» кино. И если у привычного голливудского кино есть определенная структура построения сюжета, то авторское кино – это еще и поиск новых форм выражения, которые чаще воспринимаются только настоящими киноманами.

 Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Жить” Василия Сигарева, “Пьета” Ким Ки дука и “Темная Лошадка” Тодда Солондза

Дмитрий Авдеев, продюссер, TVBOY Production

Дмитрий Авдеев

На мой взгляд, последнее точное определение арт-хаусу дал Максим из шоу “+100500“, коментируя видео про “синюю банку” – “Именно так должен выглядеть артхаус. Никакой там ни чувак спящий восемь часов, ни какие там проститутки – трубопроводчицы. Голубая банка и пердящая жопа. Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!”. Если серьезно, то это понятие стало очень размытым в последнее время, и на нем часто спекулируют, выдавая реальный мусор за арт-хаус, а артхаус за мусор.

Голубая банка и пердящая жопа.
Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!

Для меня “Олдбой” Пак Чхан-ук’а- это артхаус, а Эльдар Богунов снимает мусор. Для вас может быть наоборот. И точка.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Олдбой” Пак Чханука, “Пальцы” Джеймса Тобэка и “Изображая жертву” Кирилла Серебрянникова

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: