Cпецпроекты

Что такое поддельный бензин и как с ним бороться


0 264 0

Имеете ли вы привязанности к какой-либо определенной заправке, бренду бензина? Лично я порой слушаю мужчин, который заправляются только на Okko/Socar/Shell, и принципиально не заправляются на других заправках.

У меня же правило простое: заправляю лишь на известных приличных брендах, игнорируя noname-заправки, на которых цена топлива обычно на пару гривен дешевле. С большой вероятностью я делаю все правильно. Но не факт.

Судя по отзывам многих (достаточно образованных) людей, почти все заправляются или по наитию (советы и отзывы знакомых, личный интуитивный опыт), или же по принципу удобства и привычки: по дороге домой, вкусный кофе и хот-дог и т.п. Да, также большинство все-таки объезжает другой дорогой неизвестные заправки. На самом деле есть очевидная проблема разбавленного топлива, которая обострилась во время финансового кризиса в стране в конце 2014 года. Если решение её среднестатистическому пользователю неподвластно, то уж избежать печальных последствий — в наших руках.

Что произошло

Резкий скачок цены на сырье повлек за собой рост налогов на бензин для заправщиков (акциз и НДС), потому для финансовой выгоды отдельные продавцы решились на такой вот обман: это очевидно, зная, что итоговые продажи топлива у части сетей почти на 50% выше, чем закупки.

Комментирует директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Кухтин: «После повышения с января 2015 года акциза налоги (акциз и НДС) достигли 40% в цене на бензин, в дизтопливе — 30%, это 7-10 грн./литр. Производить фальсификат стало намного выгоднее, чем раньше, когда налоги были 22-33%, ведь очевидно, что бодяжники ничего государству не платят. В 2014 году из-за роста цен на топливо доля фальсификата росла лавинообразно и составила до 20% рынка, или 670 тыс. тонн в год. Итоги за первый квартал будут позже, но уже сейчас понятно, что ситуация не улучшилась. По нашим подсчетам, за 2014 год бюджет потерял 5 млрд грн., в 2015 может быть недобор до 10 млрд грн.».

Чем вредно поддельное топливо?

По словам замдиректора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, чаще всего в низкооктановый бензин или газоконденсат добавляют этанол, метилтретбутиловый эфир (яд), отходы коксохимического производства.

Казалось бы, плохое топливо вредит только двигателю, но это не совсем так. Давайте разберемся, какой из показателей за что отвечает, и что происходит, если он не в норме.

— октановое число — способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. Если этот показатель ниже 85 (в А-95), то в двигателе происходят микровзрывы, что повышает расход топлива, и сокращает срок службы мотора.

— при высоком содержании серы в моторе окисляются детали в двигателе и он портится быстрей.

— бензол отвечает за токсичность — именно его высокое содержание в бензине загрязняет окружающую среду.

— этанол — спирт, которым просто разбавляют топливо, просто увеличивает расход, а при содержании более 10% — сильно загрязняет окружающую среду.

— при высокой испаряемости увеличивается расход и машина становится менее динамичной.

Итого, кроме очевидной порчи вашего автомобиля и увеличенного расхода (мнимая экономия на дешевом бензине), вы просто-напросто загрязняете окружающую среду и наносите вред здоровью людей, которые находятся рядом с вашим авто. Особенно вредно это для беременных женщин и детей — испарения серы и этанола затормаживают развитие.

Исследование

Первым делом, услышав о подобной проблеме, конечно, хотелось бы лично проверить все заправки города на предмет фальсификата. Однако, выяснилось, что издание «Вести» уже провело подобный эксперимент, отдав пробы четырнадцати столичных АЗС в лабораторию.

Базовые нормы не прошли три заправки: высокое содержание серы, этанола и бензола, а также проблемы с испаряемостью. Это явно свидетельствует о наличии в топливе посторонних веществ. «Неправильный» бензин продают на заправках «Импульс», «Фобос» и «КЛО», у ANP — низкое октановое число. В общем, гипотеза по поводу «брендовости» заправки подтвердилась.

Результаты теста можно посмотреть тут, а подробную методологию — тут.

Как проверить качество

Отличить поддельное топливо от качественного можно по двум особенностям: нормальное не должно пахнуть лишней «химией» и не оставляет на салфетке маслянистых пятен. Также можно требовать документацию о топливе у заправщиков — если её отказываются предоставлять, — не заправляйтесь.

А наш совет — просто не заправляться на неизвестных вам заправках, как минимум.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: