Водители Uber – о рабочем дне, пассажирах и заработке
30 июня в Киеве начал работу глобальный сервис для заказа автомобиля Uber. Машину можно вызвать через приложение, выбрав желаемое авто и водителя. Деньги за услугу списываются с указанной в профиле карты после окончания поездки. Сервис работает в столице уже два месяца. Ажиотаж настолько велик, что спрос во многом превышает предложение. Тем не менее, даже в первые дни в разных европейских столицах среднее время подачи машины на момент запуска составляет около 10 минут, а в Киеве не превышает 5-ти. Мы решили посмотреть, как работает сервис изнутри и проверить, действительно ли водитель Uber может зарабатывать до 30 тысяч гривен в месяц.
Александр, работает с Uber чуть меньше недели:
На платформе Uber я работаю первую неделю, а таксистом не работал никогда. Вообще я окончил киевский госуниверситет Шевченко, по образованию физик. Долгое время работал в больших телекоммуникационных компаниях, дошел до технического директора, а потом мне стало скучно. Ушел, и основал свою фирму, но не пошло. Тут как раз на рынок вышел Uber, который мне интересен сразу с двух точек зрения. Во-первых, это заработок. Я, правда, пока получил деньги только за первую неделю, но сумма соответствует тому, сколько я должен был заработать. Во-вторых, мне интересна экология стартапа. Uber – красивый стартап, хочется пощупать его изнутри.
Мне нравится, что на довольно переполненном рынке такси Uber нашел свою нишу. Он для людей, которые устали от некачественного сервиса и некорректного поведение водителей (за то доплати, туда не поеду, здесь не остановлю). В обычное такси я бы не пошел. Я люблю общаться с умными людьми, а в такси с этим – как повезет. Тут же пассажир может быть уверен, что за рулем адекватный водитель, а водитель, в свою очередь, что это – адекватный пассажир.
Работаю обычно неполный рабочий день. Я не из тех таксистов, которые пашут по 24 часа, чтобы ни было. Тут важно чувствовать меру. Если я устал, работаю четыре часа, если чувствую, что могу – восемь. В Uber нет требований по минимальным сменам. Работать больше восьми часов, наверное, не смог бы. Для меня важен не только материальный фактор, но и психологический. Я общаюсь с пассажирами, мне это нравится, но после восьми часов общения это утомляет, превращается в рутину и морально опустошает.
Обычно говорим о том, что интересно клиенту – я могу поддержать любой разговор. Сейчас чаще всего спрашивают про Uber, а вот тему политики стараюсь избегать со случайными людьми – это может закончиться конфликтом, который мне ни к чему.
Пока мне интересно работать. Если потеряю интерес, не будут мотивировать даже деньги. В настоящий момент меня мотивируют разные приколы в приложении. Например, система распределения заказов. В Uber, когда клиент вызывает машину, его заказ распределяется на ближайшего водителя. Чтобы его принять, у меня есть 15 секунд. Не успел – заказ уходит к другому, а тебе засчитывается за отказ. Отказываешься часто – бонусы не добавляются. Еще мне нравится, когда при закрытии приложения Uber мне говорит: “Вы сделали 9 поездок, еще одна – и будет 10!”. Возникает азарт.
Все водители Uber работают или как партнеры, через ФОП, или как наемные сотрудники тех же ФОП-партнеров. Я – партнер. У меня было свое СПД, как у многих айтишников, поэтому я просто добавил туда дополнительный КВЕД, позволяющий перевозить пассажиров. Еще нужна лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки. Сейчас как раз этим занимаюсь. Она стоит порядка 1500 гривен и делается недели две.
Я так посчитал, что на Uber можно зарабатывать около 200 гривен в час вместе с бонусами. Но для этого нужно соблюдать ряд условий: сохранять высокий рейтинг, принимать не менее 80% заказов и так далее. Как будет дальше, пока не знаю. Но таковы условия игры, и если ты их принимаешь, почему бы нет. Мне интересно.
Согласно статистике водителей-партнеров Uber, в неделю можно зарабатывать от 4-4,5 тысяч гривен (20 часов работы) до 10-12 тысяч гривен (40 часов работы)
Елена, работает с Uber около месяца:
Я работаю в строительной фирме начальником сметно-договорного отдела, а Uber для меня – своего рода хобби. Я люблю машину, дорогу, люблю ездить. Раньше делала это за свой счет, а теперь получаю удовольствие и дополнительный заработок одновременно. Мне без разницы, куда ехать – чем более замысловатый маршрут, тем интереснее.
До Uber я около месяца работала в службе такси, но потом партеры предложили мне присоединиться к сервису, и я согласилась. С предыдущей работой сравнивать сложно – слишком мало я проработала, но в Uber меня все устраивает, а главное – я чувствую себя в безопасности. Во-первых, у меня нет с собой денег, все по безналичному расчету – это успокаивает. Во-вторых, клиенты сервиса все же отличаются от клиентов других служб. Это люди образованные, развитые, интеллигентные. Они достигли определенного уровня, поэтому даже если выпили, ведут себя достойно и очень переживают, чтобы я не поставила им плохую оценку. В таких случаях я говорю так: “Мальчики, будете себя хорошо вести, поставлю пять”. Это работает.
Я сама решаю, когда работать, а когда – нет, поэтому с основной работой проблем не возникает. Заработок зависит от того, сколько времени я нахожусь на линии. Обычно выезжаю по вечерам и работаю до двенадцати-часу ночи, чаще по выходным. Сложновато, конечно, ночью за рулем, но я ведь все равно не ложусь спать раньше полуночи. Так почему бы не поработать. Сын называет мое увлечение странным, но не возражает.
Мне кажется, к женщине-таксисту до сих пор относятся с предубеждением. В глаза не говорят, но я это вижу. Иногда пассажиры в открытую удивляются, задают вопросы. Но меня не раздражает. Несмотря на то, что я сама водитель, в моем понимании таксист – это мужчина. Такой вот стереотип.
Несмотря на две работы, у меня довольно хорошо получается справляться с домашними делами. Пока высаживаю одного пассажира и жду другого, могу забежать в супермаркет за покупками. Или делаю это по пути домой. Дети есть, но они уже самостоятельные, с ними вижусь, в основном, утром до работы, и вечером, после. Очень удобно, что гибкий график Uber позволяет мне все это совмещать.
Андрей, работает с Uber с самого начала, почти два месяца:
Я работаю в посольстве Пакистана секретарем, личным ассистентом, переводчиком – кем только не работаю. Об Uber слышал задолго до того, как он вышел на украинский рынок. Я воспринимал его как дополнительный источник заработка, поэтому когда узнал, что сервис будет работать и у нас, тут же зарегистрировался. Так что, работаю с первого дня.
За это время у меня было где-то 175 поездок. Я езжу не очень много. На День Независимости, например, в первой половине дня погулял, а вечером сел за руль и поехал работать. Не могу сказать, что сильно устаю, но бывают дни, когда в погоне за бонусами приходится попахать. Хотя чаще бывает так, что у меня работа заканчивается в пять, а в восемь мероприятие, и вот в этом промежутке, чтобы убить время, могу поработать. Это не гигантский заработок, но крупица по крупице что-то получается.
У нас расчет по неделям, у меня выходит где-то 100 долларов за 18-20 часов работы. Это чистый заработок, но без учета амортизации. Если бы ездил на газу, было бы больше, но у меня, к сожалению, бензин. Если считать без вычета бензина, то это где-то 4,5 тысячи гривен за 21 час работы (четыре дня). Чаще всего работаю с пятницы по воскресенье. В субботу могу до 3-4-х утра покататься. Я сова, поэтому мне не сложно работать по ночам.
Каких-то интересных историй со мной не случалось, но в первый день была забавная ситуация – я принял вызов, сели две девушки, которые, как оказалось, ведут блог. Они решили сделать материал о запуске Uber, а я стал одним из героев. Они отвезли меня фотографироваться на Воздвиженку, взяли интервью, потом знакомые подшучивали, мол, звезда. Запоминающихся собеседников пока не попадалось. Чаще люди разговаривают на довольно простые темы: семья, дети, работа, футбол.
Я работаю почти два месяца и сейчас замечаю, что азарта поубавилось. Когда только запустился Uber, ездил, как сумасшедший – заказы один за другим брал, но, как это обычно бывает, энтузиазм падает. Если бы мне остро нужны были деньги, например, семью кормить – одно дело, но так как это дополнительный заработок, я стал периодически подумывать – выезжать на линию или нет. Если сравнивать июль и август, то в августе езжу раза в два меньше.
Фото: Дмитрий Ромас