Спецпроєкти

«А тепер усе інакше». Лидер группы «Аква Віта» Игорь Балан о безумных 90-х, Олеге Виннике и будущем


1
В середине 1990-х в украинскую музыку ворвалась группа, которая заявила, что теперь все будет по-другому, точнее «інакше». 

Появление «Аква Віти» сначала на фестивале «Червона рута» в 95-м, а потом в эфире легендарной телепередачи «Територія А» определило вектор современной украинской культуры. Консервативный слушатель того времени не сразу понял футуристический стиль, бойкий темп и странные тексты участников дуэта Игоря Балана и Ирины Филатовой. Но устоять перед сбивающим с ног напором «Аква Віти» было трудно, особенно публике, которая много лет мучилась от жажды, а теперь добралась до колодца, который буквально фонтанировал новой музыкой.

Многотысячные концерты, победы на фестивалях, плотная ротация на радио и ТВ – в мгновение ока коллектив стал настолько популярен, что бренд минеральной воды «Миргородська» сделал «Аква Віту» своим лицом, поэтому увидеть звездных участников коллектива можно было не только на голубых экранах, но и на рекламных бордах по всей стране.

Спустившись с олимпа на землю, «Аква Віта» ушла в подполье, однако работа над проектом продолжалась. В 2000 году группу покинула Ирина Филатова, но уйти коллективу на дно не дал лидер и основатель группы Игорь Балан, который все 20 лет писал новые песни и даже периодически выходил с ними в свет.

В 2011 году в состав «Аква Віти» вошла новая вокалистка Елена Титаренко, с которой Балан записал альбом «Чтобы никогда…», а также выпустил несколько синглов и видеоклипов. На осень группа готовит громкий камбэк: 8 сентября в Киеве пройдет большой сольный концерт «Аква Віти». 

По этому случаю мы встретились с Игорем Баланом и поговорили о славе, продюсерах и плагиате в украинском шоу-бизнесе, а также о злых языках и музыке как спасении.

О первых шагах и лаврах «Аква Віти»

Помню, сколько грязи вылили на нас, когда вышла песня «Женьмінь жібао» – критиковали все кому не лень. Но потом этот трек стал хитом благодаря фестивалю «Червона рута’95», где он впервые прозвучал, явно выделяясь на фоне песен про «небокраї» и «водограї».

Тогда у меня была зарплата $3 в месяц, а час работы на студии стоил $300 – сумасшедшие деньги в то время. Авторов мы тоже не могли себе позволить, поэтому для первого альбома «Несказані слова» взяли стихи поэтов-классиков. Потом мы начали сотрудничать с Николаем Бровченко, который воплотил с нами свои самые смелые идеи в альбоме «Технотронутий».

С песней «А тепер усе інакше» мы стартовали одновременно с «Той день коли» ВУЗВ, на которых все делали ставку. Нас же взяли в ротацию будто за компанию, потому что не воспринимали нашу музыку всерьез. Но в какой-то момент у «Аква Віти» появились поклонники, и уже ни у кого не поворачивался язык говорить о нас плохо.

У меня была зарплата $3 в месяц, а час работы на студии стоил $300.

Я делал то, что мне нравится, поэтому воспринимал нашу популярность как естественный процесс. Но, глядя на случай «Аква Віти» с высоты опыта, должен сказать, что в плане продюсирования была допущена большая ошибка. Мы выпустили несколько хитов подряд и не вылезали с эфиров 4 года, поэтому произошел своего рода перекорм публики. А когда пришла пора уйти на некоторое время, чтобы потом вернуться с более серьезным творчеством, нас продолжали обрывать, как яблоню, даже забывая полить.

Я уже не говорю о финансовой стороне. К примеру, песня «А тепер усе інакше» разошлась тиражом около 1,5 миллиона кассет и полмиллиона компакт-дисков. По договору, с каждой кассеты нам полагалось по $1, а с диска – по $3. Но мы этих денег не видели.

Об уходе со сцены и нереализованных идеях

В какой-то момент из агентства «Територія А», с которым мы работали, начали выдавливать артистов, в том числе и нас. Россия после бума украинской музыки в 1990-х сделала все, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Они скупили телеканалы и радиостанции, всё называли «неформатом» и никуда нас не пускали. Вот и получилось, что с 2000-го по 2010-й украинской эстрады практически не существовало. Лишь немногим тогда удалось остаться на плаву.

После ухода с «Території А» мы начали работать с другими продюсерами. Но нам не повезло с администратором – он разворовал все деньги и фактически сделал нас банкротами. Потом Ира встретила человека, который обеспечил ее финансированием, и подалась в сольную карьеру. Если бы она тогда предложила мне попробовать еще раз, может, у нас бы и получилось возродить «Аква Віту» – было самое время вернуться с каким-то более осмысленным репертуаром.

Россия после бума украинской музыки в 1990-х сделала все, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

И идей у меня была масса. Например, песню «Город зеленого цвета», которую сейчас исполняет Виктор Павлик, я написал в 2007-м и пошел с ней по всем радиостанциям. Но всюду мне сказали, что трек никуда не годится. Потом Витя (Павлик. – Ред.) услышал эту песню, когда был у меня в гостях. Он взмолился, чтобы я отдал ему трек, и я, недолго думая, согласился, решив, что хоть пусть так эту песню услышат люди. Еще одну композицию «Не питай мене» у меня выпросил немецкий лейбл DMN records. Кстати, она дошла там до второго места в чарте.

О хитах и признании

В 1990-х на одном фестивале к нам подошел Василий Зинькевич и сказал: «Співаєте ви непогано, але ж репертуар…» – и так прискорбно покачал головой. А когда я показывал песни друзьям на кухне, они не воспринимали их серьезно или вообще называли «херней». Но через какое-то время некоторые из них стали народными хитами, и они начали удивляться, как нам удалось выдать такую «бомбу». Именно поэтому я никогда не прислушиваюсь к критике.

Когда начинал Поплавский, все тоже плевались. Варенички, сало, кропива – в итоге у него получилось сделать имидж и создать хиты, которые поет вся Украина. Я считаю Михаила Михайловича одним из самых успешных артистов в нашей стране, потому что у него получилось реализовать так называемую американскую мечту.

Не могут все 10 записанных песен стать хитами. У меня получалось превратить в хиты только 2-3 трека. Я считаю, что больше – это уже ненормально.

Чтобы создать хит, надо впасть в состояние нирваны. Словить момент, когда тебя реально прет, и получить истинное наслаждение от того, что делаешь. Потом каким-то удивительным образом это настроение передается слушателю. Войти в такое состояние не каждому под силу. Для этого нужен талант.

Я считаю Михаила Поплавского одним из самых успешных артистов в нашей стране.

О современном шоу-бизнесе и народной критике

Сейчас сложные времена для артистов: выпускать новый материал нерентабельно, концертов, по сравнению с дореволюционными временами, мало, заработков почти нет. Иногда нас приглашают над городские события, но это не тот уровень, который был до 2014 года.

Делать «абы что» я не вижу смысла, а хороший клип стоит как минимум $20 000 – мы себе такого позволить не можем. Последнее видео на песню «Літо-мохіто» я сделал сам. Меня удивило, что многие восприняли эту работу всерьез и начали сыпать упреками, мол, сейчас так никто не снимает.

На самом деле, я просто хотел в преддверии лета поднять настроение себе и другим и сделал кавер на старый трек «Vamos a la Playa». Песня получилась настолько необычной, что я решил записать ее как самостоятельную. А мое имя под ней стоит ввиду невозможности подписания договора с автором. Я не против, если ко мне приедет автор, как к Киркорову Маруани, и эта ситуация обернется громким скандалом – лишнее упоминание в прессе нам сейчас не помешает.

Если мне не нравится какой-то исполнитель, я не иду гадить на его сайт или YouTube-канал. Но некоторые считают своим долгом не пройти мимо, а вернуться и дать с ноги. Когда у нас заработает закон об авторских правах и люди перестанут все скачивать на шару, я пойму претензии слушателя. Но сначала заплатите, а потом рассказывайте, как нам петь. Более того, так бы появилась здоровая конкуренция в шоу-бизнесе, потому что успех артистов определяли бы результаты продаж и каждый исполнитель усерднее работал бы над каждым следующим треком.

Происходящее сейчас в украинском шоу-бизнесе напоминает события итальянского сериала «Спрут»: те, кто успел в свое время занять позиции на баррикадах нашей эстрады, продолжают там сидеть по сей день. Впускают они только тех, в ком не видят конкуренции, а меня они, видимо, боятся и в качестве главного аргумента называют мою музыку «немодной».

Можно подумать, у Олега Винника или Оли Поляковой аранжировки моднее. Это же Modern Talking, ей-богу! Но разница в том, что они подстраиваются под слушателя, а я пытаюсь придумывать что-то новое. Моя музыка – не село. Я всегда следую собственным принципам и стараюсь вести за собой публику.

Моя музыка – не село.

Одни утверждают, что надо писать в духе 90-х, а другие требуют чего-то совершенно нового. Я пытаюсь соблюдать золотую середину, но все равно всем угодить не получается. Еще многие говорят, что без Ирины Филатовой (бывшей солистки группы. – Ред.) «Аква Віта» уже не та. Если она вам так нравится, почему же вы не ходите на ее концерты? Просто в свое время Ира сделала все, чтобы не быть в группе.

Безусловно, я слежу за текущим музыкальным процессом в мире. Мне нравится диджейская музыка – Armin Van Buren, Skrillex, Avicii. Ходить на концерты у меня нет времени. К тому же мы еще не доросли до страны, которая может задавать тренды в музыке. Среди современных отечественных исполнителей я бы выделил KAZKA, PATSYKI Z FRANEKA, Sonya Kay и IVAN NAVI. Есть хорошие работы и у других исполнителей, но многие все портят намеками на пошлость, нецензурной лексикой и пропагандой наркомании.

О грядущем концерте и будущем «Аква Віти»

Честно говоря, я не планировал возвращаться. Но мне уже 46 лет, я понимаю, что паровоз уходит, поэтому решил выдать что-то на коня. Я бы мог позвать Иру, но за два месяца подогнать всю программу под нее просто физически не получится. К тому же коней на переправе не меняют.

Я прекрасно понимаю, что возвращение «Аква Віти» в оригинальном составе было бы более харизматичным и интересным, однако готов пожертвовать этим и взять другим – классными аранжировками, например.

Естественно, «Аква Віта» уже не та. В 40 лет мы не можем быть такими же, как в 20. Сейчас я хочу громко хлопнуть дверью, потому что проекту осталось жить от силы 2-3 года. Я же не смогу в 55 лет прыгать в шортиках и прикидываться пацаном, хоть мне и говорят, что я плохо старею.

Безусловно, я продолжу заниматься музыкой, потому что для меня это больше чем просто профессия. Не буду лукавить: мне, как и всем, нужны деньги, потому что у меня семья, ребёнок. Но только музыка способна придать жизни смысл.

Грядущий концерт неслучаен – меня очень долго уговаривали провести его. Но только сейчас я почувствовал, что время настало. На этом концерте будут и старые, и новые песни «Аква Віти». Конечно, использовать фонограммы 20-летней давности мы не будем – я считаю это дурным тоном. Хотя многие наши побратимы так делают. Я же последние 15 лет работал на студии, развиваясь как аранжировщик и саунд-продюсер. Например, сейчас заканчиваю новую версию трека «Хмари розтануть».

Можно подумать, у Олега Винника или Оли Поляковой аранжировки моднее.

Я люблю работать на студии и признаюсь, что концерты меня даже немного раздражают. В сентябре предстоит полуторачасовое выступление, поэтому сейчас я разучиваю тексты. Казалось бы, поешь эти песни из года в год – надо, чтобы от зубов слова отлетали. Но недавно я записывал «Хмари розтануть» и не смог вспомнить второй куплет. Пришлось лезть в интернет в поисках слов песни. Вообще, у меня всегда были с этим проблемы. Даже иногда снится, что я выхожу на сцену и забываю текст.

Если этот концерт пройдет удачно, я начну искать менеджера, который будет заниматься всеми делами группы. У меня самого нет времени на это, потому что я почти все время провожу на студии. К тому же я не могу ходить и просить за себя.

Я же не смогу в 55 лет прыгать в шортиках и прикидываться пацаном.

Я бы не хотел возвращать былую славу «Аква Віти». Когда ты находишься наверху, все пытаются бросить в тебя камень. В 90-х нам не хватало профессионализма, и никто не дал нам шанса подрасти.

Откреститься от звания «легенды 90-х» уже не получится. К тому же в моем возрасте поздно что-то менять. Поэтому я буду и дальше искать в себе силы, чтобы продолжать свое дело.

Фото: из архива Игоря Балана

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram