Истории победителей: Рома Пашковский – фотограф
Рома Пашковский – фотограф-писатель. Нет, он обычно не пишет много букв, но его фотопроекты (чаще всего – портреты) – это истории, рассказы и повести. Рома из Винницы, но давно живет в Киеве и известен многим по проекту «Провинциальные фотоателье» и пленочным портретам. Иметь портрет (и аватарку «от Пашковского») – очень почетно среди знатоков и очень узнаваемо – ни с чем не перепутаешь. Рома для меня лично – фотограф честности и добра, фотограф-интервьюер и фотограф-психотерапевт. Вам может не понравиться человек на вашем портрете от Ромы, но это точно вы. Это супер-опыт и супер-возможность – увидеть себя не таким, как вы привыкли видеть на селфи.
Телеграм-канал Тани Гринёвой со всеми интервью по ссылке, подписывайтесь: https://t.me/greenlegs
Рома – мой фотограф-философ и сегодня герой моей серии #winners – интервью с победителями совместно с Jaguar.
– Мне нравится то, чем я занимаюсь и то, что мои профессиональные достижения тесно связаны с личным ростом, трансформациями и развитием. Последнее время я считаю своим достижением новое видение себя. Я совсем по-другому анализирую прошлое и настоящее и то, что я хочу делать потом.
– Я победитель в том, что занимаюсь любимым делом. Иногда бывают тупики, бывают паузы, бывают подъемы. Но эта палитра, в которой я нахожусь, – она мне нравится.
Если человек не знает, чем хочет заниматься, если у него нет никаких целей, амбиций, – он просто проживает жизнь очень спокойно – созидая ее, но не прикасаясь к ней. А мне нравится, что я могу и созидать, и прикасаться, и чувствовать.
Полную палитру эмоциональных и рациональных переживаний я проживаю благодаря тому, что занимаюсь любимым делом.
– Я всегда знал, что хочу делать. Я считаю, что еще не все попробовал, мне хочется еще заняться чем-то новым, не свойственным мне совершенно. Мой темперамент достаточно гибкий в плане познавания новых для себя вещей. Сейчас я нахожусь в таком моменте, что вот-вот – и начну что-то новое.
Были моменты, когда было тяжело и я думал, что, может, я занимаюсь не тем – это случалось, потому что не было признания. Если ты что-то делаешь и не чувствуешь обратной связи – ничего не происходит. А в творческой деятельности это очень важно для уверенности и развития.
А сейчас признание есть: я чувствую, что делаю какие-то вещи и понимаю, что они важны, это мои маленькие миссии.
– Люди приходят ко мне, чтобы запечатлеть себя в каком-то моменте, каком-то своем важном событии. И я становлюсь проводником между ними и счастьем, я их соединяю. Моя миссия не очень заметна – я не создаю инновационные штуки, которые меняют планету, но на уровне эмоций фотография очень сильно работает.
Фотография – это машина времени, которая помогает вспышками возвращаться к разным событиям из прошлого. Моя миссия – останавливать момент, чтобы люди могли через время его снова прожить.
У меня нет чувства вины, что я не успел достичь чего-то, я понимаю, что нахожусь в моменте. Мне проще, когда я делаю что-то постепенно.
Люди бывают очень разные: бывает, ты их поснимал, а устал, как будто вагон разгрузил.
Очень просто сделать хорошее фото, когда человек в хорошем настроении, в хорошем свете, выспался. А когда ему плохо, тут уже такое – сможешь/не сможешь. И когда ты сможешь – очень классно.
Фотография – это своего рода процесс развития общения между людьми, выявления их темперамента, внутренних качеств, это помогает потом и в жизни – ты становишься более гибким.
Т: А есть такое понятие вообще «красиво сфотографировать»?
Р: Наверное, есть, но у меня такого нет. Есть очень красивые фотографии, красивые позы, бывают очень интересно обработанные. Красиво сфоткать для меня – это когда берут лицо, которое (с точки зрения твоего субъективного перфекционизма!) не нравится автору, и начинают его редактировать. Я не против ретуши, но не чересчур. Тут надо, чтобы была грань между «красиво» и «естественно». Я за живую фотографию, когда есть действия и эмоция. Когда человек принимает этот момент.
Т: Чего ты боишься?
Р: Жаб боюсь, не очень люблю жаб. Жабы – мерзкие.
Не люблю, когда опаздывают, когда говорят, а не делают.
Т: Как отличить хорошего фотографа от плохого?
Р: По фотографиям, наверное. Но это тоже очень относительно. Ты можешь очень классно снимать, но быть неприятным человеком. Это, как правило, о гениальности. Мне кажется, что все гении – мудаки. У всех великих ребят было что-то не так с головой, но в каком-то продуктивном плане: вот он хорош в чем-то, но такой сложный человек, что с ним тяжело находиться рядом.
То, как ты снимаешь, ты можешь развить быстрее чем то, как ты себя ведешь. Работа над собой сложнее, чем над фотографией. Но работа над собой, кстати, тоже может повлиять на фотографию.Мне кажется, что важнее, какой ты человек, чем то, как ты снимаешь.
Хороший фотограф, как по мне, – это тот, кто находится в балансе между собой и тем, чем он занимается.
Мне дает энергию сон (конечно, когда он есть), общение с людьми, занятие любимым спортом. Я занимаюсь вейкбордом, хожу 1-2 раза в неделю. Я могу не купить себе что-то поесть, потому что я не сильно привередливый в плане еды. Но есть вещи, которые я люблю и если их не будет – я не сильно расстроюсь, а вот если нет вейкборда и контакта с водой – очень.
Т: А свою первую победу ты можешь вспомнить?
Р: Мне понравилось ощущение, когда я купил студию. Я, как и многие фотографы, занимался фрилансом, работал дома, снимал на улице или в съемных помещениях. А когда я уже переехал в свое пространство, смог сам регулировать, чем я занимаюсь и когда, как хочу и сколько хочу.
Продуктивность выросла. Этот этап принес мне очень много – положительного, отрицательного, разного опыта в общении с людьми, в плане бизнеса и зарабатывания денег. Мне понравился этот шаг вперед.
Я бы очень хотел, чтобы у многих фотографов были свои персональные студии фамильного плана. Он не обязательно должен снимать в студии, но это его workplace.
Я очень здраво отношусь к своим конкурентам, даже называю их не конкурентами, а скорее – коллегами. Мы в одной тусовке, было бы странно друг друга обзывать.Во-первых, мы не можем быть друг другу конкурентами, потому что разным занимаемся – у нас разная целевая аудитория, разные клиенты, разные подходы, мы сами – разные люди. Наоборот, мы можем учиться быть вместе, создавать комьюнити, сделать какой-то общий фонд для больших дел – выставок, поездок, туров или развития. Это была бы творческая коллаборация киевских фотографов.