10 новых украинских спектаклей от театрального обозревателя Олега Вергелиса
Редакция bit.ua обратилась к украинскому театральному обозревателю Олегу Вергелису, чтобы узнать, что сегодня происходит в поле украинского театра. Олег Вергелис назвал 10 новых украинских спектаклей, которые ни в коем случае нельзя пропустить этой осенью.
Олег Вергелис – заведующий отделом культуры еженедельника “Зеркало недели. Украина”, театральный критик, заслуженный журналист Украины, член Национального Шевченковского комитета, лауреат международной и всеукраинской литературных премий, автор книг о театре (“Билет на вчерашний спектакль”, “АнтиРаневская”), ведущий цикла “Игроки” на Национальном телеканале “Культура” о мастерах современного украинского театра.
“Украинский театр либо безудержно ругают, либо (иногда) необоснованно хвалят. А украинский театр – это такой же естественный органический процесс – с разными (плохими и хорошими) явлениями, как сама жизнь. У искусства театра своя периодика – сезоны (с осени до экватора лета). Поэтому вспомним те важные, качественные, на мой взгляд, спектакли, которые родились и порадовали нас – за два последних сезона (сезоны не только киевские, будут вкрапления и региональных). Критерии отбора: бесстрастная субъективность, очевидная медийная резонансность премьер, эмоциональное напряжение, которое возникает каждый раз, когда попадаешь “в плен” этих постановок.”
Morituri te Salutant. Национальный театр имени Ивана Франка. (Киев). Режиссер Дмитрий Богомазов
Инсценировка произведений Василя Стефаника, украинского гения, новелиста-минималиста. В каждой истории актеры проживают жизнь отдельную (отдельного героя) и бытие-сознание целостной истории писателя. Стильный, философский, в хорошем смысле “европейский” спектакль с ненужным антрактом. Для ценителей интеллигентных и неагрессивных режиссерских поисков в современном театре.
“Летучий Голландец”. “Донбасс-опера” (Донецк). Режиссер Мара Курочка
Классическая опера Рихарда Вагнера “собрана” на востоке Украины международной командой – по частям и деталям. В итоге получился напряженный, как триллер, образный и живописный проект, который не стыдно и самим посмотреть, и за рубежом показать. Переосмысление Вагнера – тактичное и компромиссное. Тема сна героини органично вплетена в исходник оперы. Мастерство интернациональной команды исполнителей выше всяких похвал. Для меломанов всех возрастов и сословий.
“Баядерка”. Национальная опера Украины. Версия балета Людвига Минкуса, осуществленная в Киеве выдающейся Натальей Макаровой
Один из самых красочных и пленительных балетов – в репертуаре столичного театра. За счет сказочной сценографии В. Окунева и виртуозной техники танцовщиков эта работа стала пиком деятельности в Нацопере Дениса Матвиенко, в 2013 году уволенного с поста руководителя балетной труппы. Для гурманов, которым есть с чем сравнить, разбередив свою балетную память.
“Загадочные вариации”. Молодой театр. Режиссер Андрей Билоус
Популярная во всем мире пьеса “на двоих” от драматурга-классика Эрика-Эммануэля Шмитта перечитана в Киеве лихо, с напором, азартом. На сцене ведущие актеры Станислав Боклан и Алексей Вертинский предлагают зрителю не “чириканье” разморенных старой любовью мужчин, а настоящую дуэль, жесткую схватку. Публика не успевает перевести дыхание. Финал на грани катарсиса. Для тех, кто ищет не сухую форму на сцене, а чувственность и парадоксальные переливы в актерской игре.
“Нахлебник”. Национальный театр имени Леси Украинки. Режиссер Михаил Резникович
Рукою мастера режиссер листает страницы старинной пьесы Ивана Тургенева, которая прежде никогда не ставилась в Киеве. А жаль. Сюжет всегда актуален, роли – практически на все амплуа. Постановщик апеллирует в своей сценической истории к состраданию. К жалости по униженному человеку. И эмоции режиссера нам понятны, поскольку все мы живем в мире униженных и оскорбленных. Для ценителей высокого русского слога.
“Три сестры”. Ивано-Франковский драматический театр имени Ивана Франко. Режиссер Ростислав Держипильский
Постановка классической русской пьесы Антона Чехова на Западе Украины стала для многих неожиданностью, даже шоком. Тем не менее, спектакль поразил щемящестью, честной сентиментальностью. Даже сократив персонажей этой пьесы, режиссер все-таки пощадил “атмосферу”, попытавшись создать ее на малой сцене и приблизив знаменитых героев лицом к лицу со зрителем. Для любителей русских романсов.
“Невероятная история любви”. Киевский Молодой театр. Режиссер Антон Романов
Спектакль на малой сцене стал чем-то вроде “сувенира” для влюбленных пар. Его дарят друг другу (в виде билета на представление). Как открытку – на праздник. А потом плачут в зале, наблюдая как герои Маркеса заблудились в своих снах, так и не встретившись наяву. Для вас.
“Опискин. Фома”. Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Режиссер Алексей Лисовец
Инсценировка знаменитого произведения Федора Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели”. Как возможность посмотреть на безумие современности, на лжепророков нашего времени. Для парламентариев и электората.
“Вишневый сад”. Киевский театр юного зрителя на Липках. Режиссер Виктор Гирич
Возможно, принятый не всеми критиками, но во многом сложившийся спектакль, поскольку режиссер “заводит шарманку” детского веселья на сцене. И получается – спектакль-кураж. Отношение к тексту бережное, есть несколько сильных актерских работ. Для взрослых и детей старшего школьного возраста.
“Король Иудейский”. Новый драматический театр на Печерске. (Киев). Режиссер Игорь Лысов
Одна из линий романа Достоевского “Идиот”, но связанная не с князем Мышкиным, а с Ганей Иволгиным. “Лабораторная работа” театра, сценический минимализм, который рождает богатство смыслов и ассоциаций. Для интеллектуалов и рафинированных ценителей Федора Михайловича.