Каково это: проехать по Западной Украине на винтажных байках и снять об этом кино
Об идее фильма
АП: Весной 2015 года у меня возникла идея показать Украину как можно большему количеству людей. Я принял решение организовать съемку документального фильма о путешествиях по Украине. У меня было ограниченное количество денег и я понимал, что без поддержки друзей и энтузиастов мне не справится. Я обратился к Стасу Гуренко – работы его продакшна меня впечатляли давно. Заручившись поддержкой Стаса и его продакшна Red Glass, мы приступили к работе.
СГ: Подобный формат видео (travel movie) мне был давно интересен, однако не хотелось ограничиваться только набором красивых кадров под музыку. В ответ на предложение Саши о том, чтобы сделать красивое видео о путешествии, я предложил формат документального фильма, в котором мы бы не просто показали подробности поездки, но и рассказали небольшие личные истории каждого из участников путешествия. Сначала я планировал ограничится коротким метром. Однако в ходе работы, имея на руках огромное количество уникального материала, интересных историй и просто красивых кадров, фильм плавно перерос в полнометражную работу.
О реакции близких
Автор идеи фильма Александр Попко и режиссер-оператор Станислав Гуренко
АП: Идею путешествия мои близкие восприняли спокойно. Привыкли к моим разъездам и постоянным авантюрам: после полугода жизни на Филиппинах, сольного путешествия по разным странам с палаткой и рюкзаком их мало чем можно удивить.
CГ: По сути этот проект был авантюрой – мы не знали что получится в итоге. На момент старта фильма в Red Glass было в работе три больших проекта и выпасть почти на неделю из работы было сложно. К примеру, в поездку я отправлялся утром после большой съёмочной смены, поспав всего сорок минут и наспех собрав вещи.
Об организации путешествия
АП: Организация проекта DUSTARDS началась весной 2015. Путешествуя по Украине в рамках проекта AXE 24/7 я изучал западную Украину на предмет лучших локаций и дорог для будущего фильма. Примерно 14 поездок в интересующие меня регионы и 2 с лишним месяца планирования. Сама же поездка-съемка заняла семь дней.
О байках и дороге
АП: Почему в качестве средства передвижения выбрали винтажные байки? Во-первых, это красиво, во-вторых, именно каферейсеры и скрамблеры обладают теми характеристиками, которые нужны в настоящем путешествии на мотоцикле. Надежность и ремонтопригодность старых мотоциклов никто не отменял. Тем более, с нами был, по моему мнению, самый лучший специалист в области мотоциклостроения Сергей Dozer. Да, конечно, легкие происшествия случались, но они были связаны исключительно с плохими дорогами и погодными условиями. На пути к Бакоте от удара подвески у меня пробило тормозную систему. Проблема была решена за 20 мин. По пути с озера Синевир начался проливной дождь, который залил фильтры нулевого сопротивления. Небольшие манипуляции с обрезанными пластиковыми бутылками – и мы погнали дальше!
СГ: Кастомные мотоциклы имеют собственную уникальность и, в какой-то мере, подсказали стилистические решения в работе над фильмом – от выбора ракурсов, до музыки, сопровождающей фильм и одежды главных героев. На них нету больших боксов под одежду и провизию, нет возможности взять лишнего с собой в дорогу. На подобных мотоциклах возможно передать ощущение той свободы и легкости путешествия, о которой многие только мечтают.
О впечатлениях и разочарованиях
АП: Украина – прекрасная страна с прекрасными людьми, я выбирал только самые красивые дороги с самыми красивыми видами!
СГ: Одним из впечатляющих мест был большой разлив Днестра возле Бакоты. Это был такой масштаб, мощь и одновременно умиротворение, что в какой-то момент перехватывало дыхание! Разочаровали, конечно же дороги на Западной Украине. Это было настоящее испытание!
О съемке в пути
CГ: Основная съемочная группа состояла из двух человек – меня, как режиссера-оператора и второго оператора Александра Бойко. Мы снимали, сидя на двери багажника машины, ведущей со скоростью 100 км/ч., на пароме, с квадрокоптера и тд. Съемки происходили в довольно экстремальных условиях. Самым сложным в поездке было – не забывать о том, что тебе надо снимать: все время быть начеку, думать о съёмке, успеть зафиксировать все происходящее (зачастую возможности сделать еще дубль в жанре документального кино просто нет), постоянно проверять заряжающиеся аккумуляторы и т.д. и т.п. Очень часто хотелось наконец-то отложить тяжелую камеру, снять с себя сумку с аккумуляторами, пояс со страховкой и просто наслаждаться путешествием. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что камера лежала бы без дела не долго, т.к. имея вокруг такую красоту, такие фактурные кадры – съёмка сама по себе приносила громадное удовольствие.
Об условиях во время путешествия
АП: Иногда мы спали в палатках, иногда в беседках, порой просто под открытым небом. Готовили еду на костре, и каждый вечер заканчивался веселыми разговорами у огня.
СГ: Наверное, лучшее, что дала эта поездка – возможность спать под открытым небом. В один день мы выбились из графика по нашему маршруту и решили заночевать в первом удобном месте (дело было в районе Ворохты). Ночью кое-как разбили лагерь и уснули. Утром, проснувшись, каждый из нас долго не мог произнести что-то внятное, кроме восторгов, так как в утреннем свете мы обнаружили себя на поляне, окруженной шикарными горами с такими зелеными лугами, что реальность происходящего некоторое время не укладывалась в голове!
О реакции окружающих
АП: Проблем с властями не было, единственный раз нас остановили, когда мы слишком близко подъехали к Румынской границе, чем вызвали недоумение у пограничников. Огромный интерес у местных жителей вызывал летающий квадрокоптер, и два оператора, бегающие с камерами вокруг нас.
СГ: В основном, всем была интересна информация из разряда «А скільки він пре?», «А кіко їсть?», «А це харлей?» , «А скільки коштує?» и т.д.
Об опыте и ценных моментах
АП: Мне кажется именно этот фильм сделать лучше, чем он будет – нельзя! Когда есть хорошая идея, друзья и профессионалы – все получится!
СГ: В этом проекте я много делал впервые – особенно монтаж такого огромного количества материала. Однозначно можно сказать, что подобная работа – это новый уровень в моей режиссерской карьере. Повторить такой опыт мне будет интересно, так как жанр документального кино для меня, на данном этапе, только раскрывается и хочется копнуть еще глубже, конечно же, с учетом опыта, полученного в «Dustards»!