Cпецпроекты

Как Стэнфордский тюремный эксперимент и его аналоги помогли понять наши темные стороны


0 5597 55
Многие слышали о Стэнфордском тюремном эксперименте, или хотя бы смотрели один из нескольких фильмов о нем. В чем суть подобных экспериментов и почему они являются знаковыми для психологии – разбиралась редакция bit.ua.

Организатором известного Стэнфордского тюремного эксперимента является американский психолог Филипп Зимбардо. В начале 70-х он получил заказ от Военно-морского флота США на исследование конфликтов в его исправительных учреждениях и в морской пехоте. Зимбардо решил устроить «симуляцию тюрьмы». Он дал объявление в газете, где за $15 в день предлагал поучаствовать в «игре» всем желающим. Откликнулось 70 человек, среди которых было выбрано 24 мужчины: все они учились в колледжах, принадлежали к среднему классу и были наиболее здоровыми и психологически устойчивыми.

stenfordskii-tyuremnyi-eksperiment

Путем жребия группу поровну поделили на «охранников» и «заключенных», а «тюрьму» организовали на базе кафедры психологии Стэнфордского университета. Зимбардо и сам принял участие в эксперименте в качестве управляющего тюрьмы. Он создал для других условия, которые должны были привести к потере чувства реальности и самоидентификации. Например, охранники получили униформу военного образца, зеркальные очки и деревянные дубинки. Заключенным же выдали полотняные халаты с пришитыми номерами (по ним окликали человека, не упоминая его имени) и резиновые шлепанцы, а на лодыжках они носили маленькую цепочку.

Перед началом эксперимента надсмотрщикам дали указание ежедневно совершать обход тюрьмы любым способом, но не допускать физического насилия. Узников отправили домой ждать старта симуляции, а потом без предупреждения их «обвинили» в вооруженном ограблении и арестовали. Настоящие полицейские, принимавшие участие на этом этапе эксперимента, провели осмотр, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали заключенных и зачитали им права.

stanford

Эксперимент должен был продлиться две недели, но закончился уже на 6 день: охранники начали проявлять садистские наклонности, а заключенные пережили сильное эмоциональное потрясение.

Так, на 2-й день был поднят бунт, подавить который надсмотрщики вышли добровольно, без оплаты и руководства со стороны начальства. Они сеяли среди узников страх и напряжение, заставив думать, что в их рядах есть информаторы. Охранники заставляли своих подопечных в качестве наказания подолгу выполнять физические упражнения, отказывали им в праве принимать душ и еду, принуждали их чистить уборные и спать на голом бетонном полу.

Переломным стало предложение заключенным покинуть тюрьму «под честное слово» без выплат и компенсаций. Большинство согласились на это, но потом им отказали и эксперимент продолжился. Из-за этого несколько человек пережили сильнейший стресс, были выведены из симуляции и заменены другими. Все участники настолько сильно вжились в роль, что совершали поступки, исходя не из своих личностных качеств, а следуя своему текущему социальному положению.

1449689226_eksperiment_2001

За экспериментом наблюдало около 50 человек, среди которых – психологи, аспиранты, бывшие заключенные и военные, но вопрос о его этичности был поднят только одним – Кристиной Маслак, социальным психологом и невестой Зимбардо, которая навестила тюрьму, чтобы провести интервью с участниками симуляции. После этого Зимбардо решил прекратить эксперимент. Свои наблюдения он изложил в книге «Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев», которая вышла в 2007 году.

Главным выводом эксперимента стало то, что ситуация влияет на человека гораздо больше, чем внутренние особенности его характера: когда идеология, поддержанная обществом и законом, оправдывает любые поступки, люди проявляют покорность. В 1999 году писатель Марио Джордано написал об этом повесть «Черный ящик», который был экранизирован трижды – с 2001 по 2015 год.

detailed_picture

Симуляцию Зимбардо часто сравнивают с экспериментом, проведенным в 1963 году его коллегой Стэнли Милгрэмом. К этому Милгрэма побудил вопрос, как обычные жители Германии в годы нацистской оккупации могли принимать участие в уничтожении миллионов людей в концентрационных лагерях.

В своем эксперименте Милгрэм пытался понять, сколько страданий мы готовы принести другому невинному человеку, если это входит в наши должностные обязанности.

В опыте, представленном как исследование влияния боли на память, участвовали трое – экспериментатор («сотрудник лаборатории»), испытуемый («учитель») и актер («ученик»). Ученик должен был запоминать пары слов из длинного списка, а учитель – проверять его память, а за каждую ошибку наказывать электрическим разрядом. Актера, игравшего ученика, показательно привязывали к креслу с электродами, а испытуемого-учителя отводили в другую комнату и усаживали перед прибором-генератором подачи тока, внешне полностью отвечавшему реальному, чтобы не было повода усомниться в подлинности эксперимента.

ps_milgrams-shock-box

За каждый неправильный ответ ученик «получал» заряд по нарастающей от 15В до 450В – учитель мог слышать его крики и удары о стену. В случае отказа учителя продолжать эксперимент «сотрудник лаборатории» в белом халате разными способами убеждал его продолжать, аргументируя, что ответственность за самочувствие ученика несет лаборатория. Больше половины испытуемых «учителей», несмотря на свой стресс и дискомфорт, дошли до отметки в 450В, когда верили, что просто исполняют свою работу.

Результаты эксперимента Милгрэм описал в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование», где он приходит к заключению, что большинство взрослых и здоровых людей готовы исполнять практически любые указания, повинуясь указаниям высшего по рангу человека.

1428143902_eksperiment-2-volna-2008-3

В 1967 году интерес школьников в одном учебном заведении Пало-Альто к вопросу, как немецкие жители могли притворяться, что ничего не знают об уничтожении людей в концентрационных лагерях в их стране, привел к началу эксперимента «Третья волна».

Учитель истории Рон Джонс вместе со своими десятиклассниками сделал попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме.

В понедельник он рассказал детям о дисциплине: велел им сесть в положение «смирно», затем выйти из аудитории и в тишине опять занять свои места. Кроме того, учитель велел отвечать на его вопросы четко и быстро. Ученикам эти новые правила понравились, они с интересом выполняли их. На следующий день Джонс поведал классу об общности, научил их хором скандировать «Сила в дисциплине» и приветствовать друг друга, подняв изогнутую правую руку к плечу. Жест стал салютом Третьей волны и ученики регулярно использовали его при встрече.

фашизм в отдельно взятой американской школе (3 я волна)

В среду к классу добровольно присоединилось еще 13 детей. Джонс выдал всем членские билеты и рассказал о силе действия в контексте того, что групповая деятельность позволяет достичь больших успехов в обучении. Учитель дал задание разработать проект знамени Третьей волны и найти по одному надежному школьнику, который также мог бы присоединиться к эксперименту. Пару человек получили задание докладывать о нарушении порядка, но на практике добровольным доносительством занималось около 20 учеников, а самый крупный из них вызвался быть телохранителем Джонса и сопровождал его по школе.

Родители детей, выказавших интерес к происходящему, получили ответ, что ученики просто изучают немецкий тип личности на практике. Этот ответ их удовлетворил и дальнейших расспросов не последовало, а директор школы даже приветствовал учителя салютом Третьей волны.

56265550

На четвертый день историк рассказал детям о гордости и поведал 80 школьникам, что они – часть национальной молодежной программы, которая обязана внедрять политические преобразования на благо народа. Джонс приказал четырем конвоирам увести из аудитории несколько человек, в чьей «лояльности» он сомневался. Затем поведал, что общины Третьей волны созданы по всей стране, а в полдень пятницы об этом движении по телевидению расскажет их лидер и новый кандидат на пост президента страны. На следующий день около 200 человек набилось в класс, но в полдень по телевизору ничего не сообщили. Джонс признался, что это был эксперимент, движения не существует, а школьники легко поддались на его манипуляции, не слишком отличаясь от немецких жителей времен нацистского господства. Многие из учеников были подавлены и не могли сдержать слез.

В конце 70-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей книге по педагогике. Также был написан роман, на основе которого сделали три экранизации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: