Спецпроєкти

Платье с тракторами: как женщин в СССР пытались переодеть в агитационную одежду


Что такое агиттекстиль, почему Ленин на груди - это неприлично, и зачем люди покупали одежду с изображением серпов и комбайнов — разбиралась редакция bit.ua.

С чем сегодня у нас ассоциируется слово «агитация»? В основном, с плакатами, биллбордами и листовками, на которых изображены сомнительные персонажи и такие же обещания. Смотря на все это во время очередной предвыборной кампании, многие наверняка задавались вопросом, как далеко шагнет «креативность» сильных мира сего и когда этому маранию бумаги придет конец. Оказывается, худшее уже было: в 20-30х годах прошлого века мир узнал о новом модном явлении — агитационном текстиле.

1383048303_textile-68

Агитационный текстиль возник после революции в России и был своеобразным заказом власти: когда плакаты, лозунги и демонстрации начали терять свою силу, было решено внедрять идеологию на подсознательном уровне через ткани и одежду. Так, цветочные, растительные и простые геометрические мотивы были признаны буржуазными и порицались. На смену им пришли сюжеты «идеалов новой жизни», использующие советскую эмблематику, тему электрификации, индустриализации и сельского хозяйства.

agittekstil1

Центром нового текстильного производства стал город Иваново, который еще называли Красным Манчестером — именно здесь с легкой руки художников-текстильщиков на тканях появлялся серп и молот, колосья и комбайны, тракторы и шестеренки, переплетающиеся со звездами, «огурцами» и фигурами счастливых тружеников.

Несмотря на то, что молодое поколение выпускников художественно-технического института того времени пытались переосмыслить свое творчество в духе авангарда и супрематизма, многие из них ради проповедования политических идей нарушали многовековую связь орнамента и костюма.

751_foto_1_03

Первыми негативно восприняли новшество конструкторы старой школы, привыкшие к определенной динамике и плавности растительного орнамента, а главное — гармонии его с одеждой. В противовес им новые художники больше ценили политический пафос и остроту сюжета, что на объемной одежде часто выглядело нелепо и даже комично. Не особо радовались новым тканям и представители рабочего класса: текстиль разбирали с полок не из-за красочных паттернов «вождей» на них, а из-за того, что после революции и сопровождавших её военных действий каждый кусок материи ценился на вес золота.

1

Самые популярные мотивы подпадали под следующую тематику: изображения советских символов (серп, молот, портреты лидеров), лозунгов и аббревиатур («Пятилетку за четыре года» и т. д.), индустриализация (детали, механизмы, тракторы), электрификация (лампочки, высоковольтные линии, турбины), спорт и воинская служба (атлеты, девушки в купальниках, танки, самолеты), агрономия (сбор урожая, комбайны в поле, колосья). Все это дало начало явлению, известному как советский китч. Примечательно, что сопротивление этой «моде» (как среди технологов текстильных фабрик, так и простых обывателей) вело за собой обвинение в саботаже революционных преобразований.

«Попробовали бы они не внедрить…», – так вспоминает о реакции старших конструкторов на новые орнаменты Лидия Райцер, которая была одной из лидеров художников нового поколения.

В 1933 году газета «Правда» опубликовала знаменитый фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн» журналиста Григория Рыклина, где агиттекстиль поддавался разгромной критике: «Вот свеженький весело окрашенный ситчик… Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина — Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несется паровоз. Как приятно спать в таких подштанниках». Самих же художников Рыклин назвал «кучкой халтурщиков, которая, прикрываясь революционной фразой, пачкает материю». Проще говоря, идея агиттекстиля сама себя дискредитировала: портрет Ленина, который считался уместным на плакате, на женской груди выглядел уже неполиткорректно.

2

Годом позже на выставке «Брак в производстве» вместе с действительно бракованными тканями выставлялись уже и агитационные. Об истории феномена агиттекстиля и самых ярких его примерах можно узнать из книги «100% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х – 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина».

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram