Спецпроєкти

Личный опыт: как я лечила депрессию и почему важно это делать


2
Как стать на учет в государственный психоневрологический диспансер, перестать переживать и справиться с реакцией окружающих.

Психические расстройства, а в особенности депрессия – тема, обросшая мифами и стереотипами. С одной стороны, своеобразная «мода» на нервные расстройства и неуместная их романтизация, с другой – клише про буйных психопатов и паническая боязнь спецучреждений. И только прочувствовав все на собственной шкуре, понимаешь: реальность куда более прозаична.

Плохая новость: поэзии и романтики в депрессии примерно столько же, как в кариесе или гастрите. Хорошая новость: страшный доктор под замок вас не упрячет, сдались вы ему. Отметку в паспорт не поставят, машину водить не запретят и на работу не сообщат. Очень плохая новость, она же предостережение: если депрессию не лечить, можно запросто отбросить коньки. Лично знаю несколько печальных примеров.

Вот уже месяц, как я не пью антидепрессанты, принимать которые пришлось около полугода. Не то, чтобы они творят чудеса, но, оглядываясь назад, иногда кажется, что до этого я не жила нормальной жизнью вовсе.

А начиналось все вполне тривиально. Нет, мне не хотелось изрезать вены или выйти в окно. Рыдать, страдать и жалеть себя тоже особо не хотелось. Просто не хотелось ничего вообще. В принципе. Вставать с постели, выходить из дому, общаться с людьми, покупать новое платье. «Скажите, если котенок не радует, его можно считать бракованным?» – спросили как-то в Реутов-ТВ. Вот как-то так, в тебе как будто что-то ломается. Лежишь и смотришь в одну точку.

tumblr_n3vsrc9s2a1ty1se5o1_1280

И это было бы еще полбеды. Собственно, к врачу пришлось обратиться из самых прагматичных соображений. Дело в том, что работа давалась все хуже и хуже. Тот самый случай, когда ты толком ничего не сделал, а уже задолбался. И так изо дня в день. И начинаешь бесконечно себя обвинять. Свинья ленивая, да помнишь как год, два, три назад ты пахала в пять раз больше на куда менее интересной работе, и ничего? Да половина друзей о таком месте мечтала бы – со свободным графиком, дружбой с начальством и полной свободой творчества! Не помогало. Вернее, было еще хуже, так как к апатии и низкой производительности прибавлялось постоянное чувство вины. В итоге где-то полгода я жила с ощущением, что вот проснусь завтра – и не то что текст не смогу написать, а просто ответить, как меня зовут. Просто пару слов не смогу связать в предложение. Потом этот знаменательный день таки настал, и пришлось уволиться. А понимание того, что ситуация ненормальна, и если я в ближайшее время не приведу себя в чувство – работать не смогу и жить будет не на что, – собственно, и привело меня в больничку.

Ключевая ошибка многих – считать депрессию блажью, ленью, капризом, позерством, в общем чем угодно, кроме болезни, которая требует лечения.

Я точно так же опасалась, что врач скажет мне «девочка, иди работай и не майся дурью». Не знала, как объяснить постороннему человеку свое состояние и боялась, что меня просто не поймут. В итоге приехала мама, посмотрела на меня и вытолкала к врачу буквально за шкирку. За что ей спасибо, конечно.

Дальше были блуждания по кабинетам в духе Кафки, куда уж без них. Постоять в очередях, походить с этажа на этаж, подписать кучу бумажек. Зато страхи быстро развеялись: рассказывать участковому психиатру всю историю жизни без надобности, он сам знает, что спросить. На работу меня не отправили, а вполне себе поставили на учет, услышав о симптомах и неблагополучной наследственности. Выдали карточку с диагнозом «депрессивный эпизод легкой степени тяжести» и направление в дневной стационар. «Можешь, конечно, и лечь в больницу, но я не советую. Случай у тебя сравнительно легкий, а тамошний антураж скорее усугубит, чем поможет» – добавила врач. Что есть то есть, такого жуткого запустения, как в психоневрологических диспансерах, я не встречала ни в одной из украинских больниц. Зато работники, в отличие от меня, были вполне жизнерадостны.

Дневной стационар оказался скорее поликлиникой. Лечение как таковое сводится к тому, что тебе выписывают антидепрессант, и на время привыкания к нему – еще пару препаратов, купирующих побочные эффекты. Спустя месяц ты просто пьешь таблетку по утрам и живешь как обычно. Спустя два месяца, если все идет по плану, ты – новый человек. Не резко, а постепенно, ясное дело. Еще пару месяцев продолжаешь прием для закрепления эффекта, и можно потихоньку отменять. Для кого-то это остается единичным эпизодом, у других депрессия рецидивирует раз в несколько лет, но есть и огромное количество людей, которые живут на антидепрессантах годами. И это тоже вполне нормально: кто-то вынужден всю жизнь колоть инсулин, кто-то мучается от варикоза, а у кого-то проблемы с выработкой серотонина и, как следствие, слабая психика.

tumblr_static_dark-cloud

Конечно, таблетка не решит всех жизненных проблем. Но с течением времени появляются силы и интерес к жизни. Уходит привычка видеть все в черном свете. Меньше сомнений и переживаний по пустякам, больше спокойной уверенности в себе. Ну и работоспособность восстанавливается. На привычный уклад жизни лечение никак не влияет, современные препараты совместимы даже с алкоголем (но боже упаси смешать выпивку с прозаком, например). Характер тоже кардинально не меняется, а вот проблем с социализацией становится ощутимо меньше.

Тем не менее, реакция знакомых на прием антидепрессантов была бурной. «Какая гадость», «зачем тебе это нужно», «попробуй просто поработать над собой».

Все в основном думают, что психические проблемы бывают двух сортов: или ты выпендриваешься и «соберись, тряпка», или ты законченный псих и лучше держаться подальше. Реальность такова, что в очереди к психиатру (не путать, кстати, с психологом и психотерапевтом) сидят вполне обычные люди. Не лают, не буянят, не воображают себя Наполеоном или Иисусом Христом. Такие же люди, как вы, ваш начальник, сосед, продавщица в магазине или водитель маршрутки. А расстройств существует великое множество, от обсессивно-компульсивных вроде синдрома невыключенного утюга, с которым многие живут годами, до различных маний. А итогом «помоги себе сам» в случае с депрессией часто является суицид, и я знаю не один такой пример в своем окружении. Уж лучше таблетку выпить, правда?

Кстати, на западе это давно не воспринимают как нечто из ряда вон. Вот, например, героиня сериала Happyish поет оду антидепрессантам в пародии на Frozen. Причем конкретно тому препарату, который мне прописали.

Вся эта история – в первую очередь о том, что если вы чувствуете неладное – нужно не доводить ситуацию до критической, а обращаться к врачу. С психикой это тем более важно: здесь легко переступить грань, когда вы больше не сможете собирать себя в кучу. И, что самое страшное, не сможете даже осознать, что с вами что-то не так.

dark_clouds_by_doldrums_lina18-d30zqoe

Вы же идете в больницу, когда болит живот? Здесь то же самое. У врача вы не боитесь, что вам вырежут половину органов, если вы жалуетесь на простуду? Точно так же и у психиатра вас никто не упрячет под замок с легкой депрессией, и не поставит на учет, если не обнаружит и ее. Хотя бы потому, что лечить вас в государственной больнице придется бесплатно. Зато если надоело по десять раз проверять тот самый утюг или дверной замок – можно точно так же сходить к врачу, попить месяцок таблетки и успешно от этой надоедливой привычки избавиться.

Психические расстройства нельзя запускать, но в то же время нельзя жалеть себя или принимать антидепрессанты бесконтрольно. Отличить депрессию от плохого настроения легко: настроение переменчиво, а с депрессией вам перманентно уныло. Если все плохо неделю, две, три – нужно не строить из себя страдальца и с упоением предаваться скорби, а просто обратиться за помощью. Иначе в какой-то момент может стать поздно, увы.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram