Cпецпроекты

Откуда берутся цветы в киевских магазинах


0 1 74
Откуда в Киеве берутся цветы, почему некоторые букеты продают по цене почки и когда наши «високопосадовці» во время знаковых концертов перестанут передавать на сцену громоздкие кошелки родом из прошлого? В поисках ответов мы отправились в «Украфлору» - компанию, которая уже больше 20 лет занимается цветочным бизнесом в нашей стране.

По дороге на Салютную, где находится предприятие, у меня в голове возникает картинка из фильма «День Святого Валентина», действие которого начинается на рынке цветов в Лос-Анджелесе: огромное помещение в стиле индастриал, заполненное продавцами, предлагающими свой товар из разных концов света, покупателями, пришедшими пораньше, дабы урвать самые желанные экземпляры, и цветами разных форм, оттенков и размеров. На подъезде к «Украфлоре» мое видение натыкается на реальность в лице небольшого одноэтажного здания, построенного буквой «П». Немного разочарованная, я прохожу к двери и пониманию, что первое впечатление ошибочно, а само помещение – такая себе «рукавичка» из сказки, которая вроде и небольшая снаружи, но очень вместительная внутри.

«Украфлора» состоит из нескольких отделов: декора, флористики, горшочных растений, срезанных цветов, а также отдел открытого грунта, где представлены саженцы, кусты и деревья. Навстречу мне выходит молодая женщина, Алена Викторовна, которая недавно заняла пост директора компании. Она проводит экскурсию по комплексу, попутно рассказывая о том, как устроена работа здесь.

IMG_4522

Алена Викторовна, генеральный директор «Украфлора»:

Мой путь в профессию был долгим: по образованию я маркетолог и долгое время абсолютно не была связана с растениями. Сначала я попала в «Украфлору» директором по маркетингу, но через некоторое время ушла в другой проект, связанный с цветами и оформлением. Через 4 года этот опыт и знания позволили мне вернуться сюда уже в другой роли.

На каком-то этапе я поняла, что живу этой работой и в ней нет вещей, мне неинтересных: я умею собрать букет, разбираюсь в растениях – не потому, что я такой хороший ботаник, а просто хочу в этом разбираться. Я люблю что-то сделать сама: это какая-то творческая составляющая, которая позволяет мне чувствовать себя не только «сухим» руководителем, но быть на уровне с людьми, которые у нас работают.

Всем циклом мы занимаемся сами: закупаем цветы, транспортируем их в Украину, растаможиваем – на это уходит несколько дней. У нас есть розничный отдел и оптовый, где продукция готовится для отгрузки в сетевые магазины, супермаркеты, строительные маркеты.

IMG_4544
Основной поставщик цветов – Голландия. Если говорить о срезанных цветах, также работаем с Колумбией, Эквадором, Кенией. Горшечные растения – это, в основном, Нидерланды, а еще Бельгия, Польша и Украина.

Сейчас идем в отдел срезанных растений. В каждом секторе есть своя специфика – и по температурному режиму, в том числе. Наибольший выбор и ассортимент можно застать сразу после новой поставки (в пятницу с 7:00), а в дни перед ней у нас идут скидки – это честно и понятно.

Наши специалисты постоянно посещают профильные выставки за рубежом — например, во Франкфурте, которая проходит в январе-феврале. Это мероприятие мирового уровня, где экспонируется новогодний декор, посмотреть и сделать свои заказы на которое приезжают, наверное, миллионы закупщиков с разных уголков планеты.

Есть выставки более локальные, но если нам интересен этот рынок и страна, то мы отправляемся туда, чтобы посмотреть на цены, местные тенденции. Например, в Европе сейчас бум на мини-растения – они выглядят как обычные, только очень маленькие (высота может достигать всего 10 сантиметров). Для нашего рынка это пока не очень привычный продукт, да и ценовая категория у него такая же, как у взрослого растения. В понимании нашего потребителя пока не укладывается, как можно заплатить за растение, в 10 раз меньшее по размеру, столько же, сколько за обычное. Думаю, в ближайший год эта тенденция к нам пока не дойдет.

IMG_4528
Мы ездим заграницу очень часто, потому что нужно понимать и тенденции, и мониторить цены, производителей. Кроме того, есть работа с аукционами: мы напрямую работаем с голландским – всемирно известной точкой онлайн-продажи цветов. Аукцион работает 5 дней в неделю, а лотами на нем выступают цветы и растения. С 6:00 наши закупщики начинают работу в специальной программе, а уже к обеду цветы отгружаются в машины. Главное отличие от традиционного аукциона – тут идет обратный отсчет от первоначальной стоимости, который условно можно назвать «у кого раньше сдадут нервы». Например, стартовая цена составляет 5 евро: если я готова приобрести цветы за 4,5, то даю сигнал и покупаю их. Если же я жду цены в 4,5, а кто-то готов заплатить 4,7, то я могу и не купить. Как в любой брокерской бирже, это один из самых стрессовых видов работы: постоянное напряжение и необходимость знать, видеть и помнить большое количество показателей в какие-то доли секунд.

В истории компании был период, когда выращивались свои розы и некоторые растения. Но тут важна эффективность: на каком-то этапе было подсчитано, что в этом проекте она не так высока, как нам бы хотелось. Поэтому мы решили не распыляться на разные направления, а выбрать одно, в котором можно стать лучшими.

IMG_4649
Мне кажется, в плане того, как часто украинцы покупают цветы сегодня, началась некая «оттепель»: продается все больше и горшечных растений, и букетов. В супермаркетах, например, больше берут именно горшочки – наверное, вырос уровень доверия к этой площадке, а еще цветы часто являются одним из элементов подарочного набора.

Сейчас в компании трудится больше 100 сотрудников. 8-го марта на работу выходят абсолютно все – тот поток людей, который идет к нам за срезанными цветами, не может остаться без внимания. Смешно бывает, когда я в роли продавца пытаюсь кому-то помочь, а мне за это предлагают подарки, дают чаевые, а еще лучше – обещают написать моему руководителю благодарность.

Иногда звонят с просьбой взять в аренду цветы.

Весной больше всего берут тюльпаны – они доступны и символизируют тепло и легкость, за которой все соскучились. 14 февраля – это до сих пор красные розы: ничто не может сместить их с позиции лидеров. Тем не менее, все чаще встречается понимание того, что невысокий, но красивый букет девушке может быть интереснее, чем 100 метровых роз, которые она не может поднять.

Тюльпан в срезанном виде продолжает расти – до 2,5 см в сутки. Если вы соберете букет из разных цветов и поставите его в вазу, то заметите, что тюльпаны с каждым днем все больше возвышаются над другими. Поэтому экземпляры из Голландии приезжают к нам очень маленькими, а продолжают расти еще в вазах.

IMG_4570
Необычные заказы бывают часто: вот недавно попросили привезти тысячу полутораметровых роз. Такие цветы недолговечны: из-за длинны «ноги» они не успевают сполна напитываться влагой. Кроме того, их сложно транспортировать, что сказывается на цене. Но человеку было важно получить именно такие розы. Флористы же просят японские цветы: в Японии есть плантации, где растут очень крупные растения – они в несколько раз больше своих европейских аналогов. Но мне кажется, такие цветы в ближайшее время нам будут недоступны по причине слишком сложной и дорогой логистики. Если же говорить о трендах, то сейчас мы все больше тянемся в сторону натуральности: меньше блесток и мишуры, стремление к естественной красоте.

С точки зрения дизайна, флористики и арт-объектов, Украина не отстает от мировых трендов: наши специалисты очень ценятся в Европе. Другое дело, что не все те вещи, которые мы знаем, умеем и можем сделать, уже готов купить наш рынок: тут мы отстаем, скорее, в финансовом развитии. Ведь мы покупаем у одних и тех же производителей декор, растения, учимся одинаковым техникам.

Наверное, так заложено у нас в менталитете, что чем выше материальный статус либо социальное положение, тем больше это должно выразиться и в букете – большом и дорогом. Иначе – «что скажут люди?» или «подумают, что я сэкономил». Хотя маленький букет может стоить в несколько раз дороже, чем эта огромная корзина с розами. Кроме того, достаточно сложно сказать людям высокого ранга, что у них нет вкуса и теперь все делают по-другому.

IMG_4554
Есть много людей, владеющих профессией флориста, и много тех, кто думает, что владеют ею. Но, как и в любой отрасли, настоящих специалистов всегда недостаточно. Размещая вакансию, ты понимаешь, что закрыть её идеальным кандидатом будет тяжело. Несмотря на большое количество курсов и мастер-классов, профессии флориста нельзя обучить за 3 дня, неделю или месяц – для этого нужно быть нереальным «самородком».

Родители-флористы не часто хотят, чтобы их дети выбрали ту же специальность, просто понимая, какой это тяжелый физический и моральный труд. Здесь очень высокая степень ответственности: флорист, работающий со свадьбой, не будет иметь ни одной лишней минуты, ведь церемония бракосочетания начнется в определенное время; у него не будет другого дня, чтобы сделать лучше. А 8-го марта, например, у флориста вообще 36-часовой рабочий день: с одной стороны, это шутка, но с другой – абсолютная правда. Нужно помнить, что такая работа – не просто красивая картинка, но и холодная вода, колючие цветы, аллергены.

Флорист – это не продавец цветов, это художник, который рисует цветами.

Если вы решили заняться цветочным бизнесом, то первое, что нужно знать – это не будет легко. Важно все пройти самому: научиться выбирать цветок, делать букет – базовые вещи, которые позже будет выполнять персонал, но вы должны понимать их принципы, чтобы бизнес стал успешным. Только понимая этот процесс изнутри, можно построить его правильно.

Мы заходим в отдел горшечных растений. По конструкции он напоминает что-то среднее между оранжереей и теплицей: здесь много света, тепла, а воздух переполнен запахами влажной земли и цветов. По правде говоря, попав сюда, возникает желание поставить где-то в углу кресло-качалку и спрятаться там с книжкой. Но нет, желание рассмотреть все – сильнее. В одном углу шеренгами выстроились орхидеи – от белоснежных до темно-фиолетовых, в другом разбит миниатюрный японский сад с деревьями бонсай, в третьем – сквозь блестящую зеленую листву выглядывают мандарины. Но больше всего умиления почему-то вызывают горшки с маленькими, еще зелеными, помидорами – такие в 90-х можно было встретить на многих подоконниках.

IMG_4531
Ольга, полгода работает в «Украфлоре», продавец-консультант в отделе горшочных растений:

Эта работа была мечтой всей моей жизни. Я всегда работала в торговле, но стремилась к цветам – и добралась.

Я учу людей любить цветы – очень многие их боятся. Нужно переубедить человека, объяснить, как ухаживать за цветком, ведь это большая радость. Трудно бывает, когда работы много, но, в то же время это и удовольствие.

Чаще люди сами не знают, чего хотят – просят что-то цветущее и чтобы меньше усилий по уходу прикладывать. Но так не бывает: это надо любить, а когда любишь, то усилия не кажутся обременительными.

IMG_4550
Среди мужчин есть единицы, которые действительно любят растения и покупают их не на подарок, а себе. От общения с ними получаешь море удовольствия.

У нас представлено и уникальное растение – цикас. Оно не эволюционировало еще с эпохи мезозоя: сохранило первоначальную форму и структуру. Растет крайне медленно, но было представлено еще тогда, когда по земле ходили мамонты и древние люди. Домой я бы себе такое не купила – растение немного колючее и пальмовидное, а я люблю маленькие и круглые – но как память оно бесценно.

IMG_4596

Мы проходим дальше и попадаем в отдел срезанных цветов. Тут здравый смысл покидает человека, любящего растения: здесь огромный выбор – от десятков видов роз до подсолнухов – и смешные цены. Единственный минус – температура: помещение оборудовано под холодильник, чтобы цветы сохранялись дольше, поэтому я быстро выбираю несколько веток хиперикума (а по дороге домой раз пять слышу: «Дивися, дівчинка з букетом із вишень іде») и иду знакомиться с работниками отдела.

Пока мы снимаем, двое мужчин в дорогих костюмах выбирают цветы на подарок женщине. Судя по их внешнему виду и манере поведения, я почти на 100% уверена – это будут огромные красные розы. Но нет, они приносят к флористу на оформление огромную охапку колокольчиков и полевых ромашек (которые, конечно же, называются совсем не так) – и мне сразу хочется пожать им руку. Да что там – обнять, но я сдерживаюсь.

IMG_4637

Последний пункт в нашем маршруте – отдел флористики. По сути, это уже полноценный и привычный нам магазин цветов. Интересно, что закупки материала тут делают отдельно от склада: если обычные розы можно найти в отделе через дорогу, то здесь вы увидите дорогие экзотические.

IMG_4654
Настя, флорист, работает в «Украфлоре» 6 лет:

Работа с цветами приносит огромное удовольствие, кроме того – это возможность проявить свою креативность. Минусы? В моей работе их нет.

Все больше заказывают букеты из полевых цветов, хотя есть много людей, которые до сих пор понимают только розы. Вот они заходят, смотрят на полную витрину и спрашивают: «А цветы где?». Потом, когда интересуешься, что именно человек ищет, оказывается, что таки розы. У нас представлены более дорогие сорта – например, пионовидные, а классические можно купить в отделе срезанных цветов напротив.

Бывает, что креативность зашкаливает у людей: просят то игрушку посадить внутрь, то вместо круглой формы сделать какую-то асимметрию, то сердце выложить внутри. Конечно, заказы из ста белых роз и одной красной внутри тоже еще случаются.

IMG_4582

Покидая здание «Украфлоры», поймала себя на мысли, что за эти пару часов не увидела здесь грустных или апатичных лиц. Все сотрудники, которых мы встретили, делали свою работу с улыбкой и спокойствием. Мне объяснили это тем, что здесь нет «случайных» героев: кто-то ушел с высокооплачиваемой должности, чтобы заниматься цветами, кто-то – попал в профессию вопреки воле родителей. Возможно, это и так, но мне кажется, что люди, которые «заземляются» — работают в оранжерее или в саду, окружают себя растениями – намного легче переживают пробки, дедлайны и холивары в Фейсбуке. Давайте заземляться, что ли.

Фотограф: Александр Птааг

Материал был сделан при содействии компании «Украфлора»

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: