Спецпроєкти

Война, москали и Зеленский: о чем рассказывают украинские сериалы


Олесь Николенко проводит ревизию самых громких премьер украинского ТВ за последнее время. Какие сериалы шли на местных каналах, почему они вызывали дискуссии и как именно они пытаются залатать эфирную дыру, оставшуюся после отказа от российского продукта?

Гвардия

384620669

Прошлогодняя премьера канала 2+2. Военно-патриотическая драма о разведподразделении Национальной гвардии, составленном из добровольцев-активистов с Майдана, в формате мини-сериала (всего четыре серии). После расстрела на Институтской главные герои сериала записываются добровольцами в Национальную гвардию.

Дальше наших персонажей отправляют на сборы добровольцев, где для формирования разведывательного отряда их отбирает бывший афганец по кличке Дед. Впереди – тренировки, притирка характеров, присяга и война. В «Гвардии» сделана ставка на героизм обычного гражданина, чьими стараниями, собственно, и изменилась наша страна – раз и навсегда. Ему уже не страшно, он не сомневается и знает, за что отправляется воевать (и в случае чего – отдать жизнь). В сериале нет пафосно-надрывной интонации и прочего – только ровный, выдержанный тон и очень простые, понятные на молекулярном уровне истории и герои.

Правда, война показана лишь в последней серии «Гвардии» – и показана очень бегло и пунктирно. Предсказуемые образы бесчувственных сепаратистов с георгиевскими ленточками, разочаровавшаяся в жизни белокурая матрона, которая в интересах Новороссии готова убить автоматной очередью своего согражданина, но не более того. А ведь именно к этому, кажется, и был главный интерес: каким образом создатели покажут войну?

 

Последний москаль

f9a5f85c-9fd2-4807-9c64-90b82bb00827__moskal_4_0050

Этой весной на 1+1 вышел уже второй сезон ситкома их собственного производства о «дружбе двух народов». И если первый сезон еще хоть как-то смотрелся сквозь полузакрытые глаза и подавал определенные надежды, то к настоящему моменту они испарились. Изначальный сюжет такой: белобрысый москвич Валера приезжает в деревню Великі Вуйки, небольшое гуцульское поселение, затерянное глубоко в горах. У Валеры крупные неприятности в столице Российской Федерации: его отец, банкир, попал в серьезный переплет одновременно с ФСБ и бандитами. Парень решает где-то переждать бурю – и отправляется к своему дяде Ване, который и проживает в Великих Вуйках. Естественно, потомственные гуцулы, мягко говоря, не рады высокомерному гостю из Москвы, приезд которого нарушает их привычный и размеренный жизненный уклад.

Дальше сюжет «Последнего москаля» течет традиционно, если не сказать – шаблонно: классические «кошки-мышки», построенные на несмешных анекдотах в духе «встречаются русский и украинец». Сериал подшучивает одновременно и над стереотипом про усатого добродушного украинца, которого очень легко провести, и над «типичным россиянином» – изворотливым, злонамеренным человеком, который смотрит на украинца сверху-вниз.

И вот вроде бы все гэги в «Последнем москале» актуальные. В первом сезоне москаль Валера заходит в лес и комментирует: «не так уж и страшен карпатский лес, как о нем говорят в новостях». А еще там шутят про «майдан» и титушек». Во втором уже появляются шутки в духе «Нормально працює… Зі скрипом, як український уряд». Но проблема в том, что весь этот прямой и слегка топорный юмор не смягчает эту атмосферу информационного ада, в которой мы сейчас живем. А наоборот – только усугубляет.

Нюхач

12(3)

«Каждое преступление имеет свой запах». В этом убежден главный герой «Нюхача», самого успешного украинского сериала последних лет, ушедшего в том числе на экспорт (его, к примеру, транслировали в эфире российского Первого канала). И буквально после первого сезона на Каннском рынке аудио-визуального контента MIPTV украинская компания Film.ua Distribution, выпустившая сериал, заключила сделку о продаже формата сериала «Нюхач» во Францию. «Нюхач» – это такой собирательный образ всех самых популярных заграницей околодетективных сериалов – от «Лютера» до «Менталиста» с «Каслом». Есть главный герой с какой-то особенностью или в совершенстве владеющий тем или иным навыком. Есть преступления (по одному на серию), которые он помогает расследовать. Есть его отношения с внешним миром, которые не очень благоприятно складываются из-за того, что наш герой – умеренный социопат.

Удивительно то, что все детали такого сторителлинга давно известны, а «Нюхач» появился только недавно – и совершенно заслуженно сорвал большой куш. У нас очень многие задают риторические вопросы: когда уже появится украинский HBO? Когда мы научимся делать классные сериалы «как на кабеле»? А начинать-то нужно не с этого. «Нюхач» очень удачно вписывается в эту нишу «эфирного» детективного сериала для всех – его очень легко представить на каком-нибудь канале ABC. И вот пока у нас не пойдут нестыдные «эфирные проекты», ни о каком местном «Настоящем детективе» речи не может быть.

 

Слуга народа

Screenshot_1

Василий Петрович Голобородько (его играет Владимир Зеленский) – обычный учитель истории, который живет с родителями, сестрой и ее дочкой в большой профессорской квартире. Однажды так получается, что его класс в очередной раз забирают с урока, чтобы ученики помогли подготовить помещение школы к очередным президентским выборам. Разъяренный Василий Петрович выпаливает гневную тираду, в которой он кроет отборным матом и всех кандидатов («все равно опять выбирать будем между пи..расами»), и сам электорат. Один из учеников снимает этот крик души на телефон, и он становится хитом YouTube, набрав несколько миллионов просмотров. А дальше выясняется, что эти самые ученики собрали с помощью краудфандинга целых 2 миллиона гривен, необходимых для того, чтобы поучаствовать в президентской кампании. Василий подается, не надеясь на свою победу, но совершенно внезапно по результатам голосования побеждает.

«Слуга народа» целиком и полностью построен на классической украинской мечте: ах, вот если бы в большую политику пришел кто-нибудь не из этих бизнесменов и алчных властителей, а кто-то из простого народа. Василий Петрович продолжает жить в своей квартире и наведываться в школу, но при этом ведет жизнь президента и пытается выполнять его прямые обязанности – а нас заодно знакомят с, так сказать, кулуарными подробностями.

Этот сериал – такая наивно-романтическая попытка выдать «Карточный домик» про ужасы «демократии» и сменяемость власти, но в формате политической сатиры. Местами, на удивление, сериал отлично попадает в свою широкую аудиторию (как было с разошедшимся в свое время монологом «Как украинцы становятся хохлами»). В общем, если взять во внимание, что это – первая попытка сделать внятный сериал на политическую тему, то получилось как минимум ни на что непохоже.

 

Не зарекайся

13007130_498868616964210_5588334282769038581_n

Наверное, все уже видели в своих лентах гневные обсуждения «того самого» эпизода сериала «Не зарекайся», который выходит на телеканале «Украина». Нацсовет по вопросам теле- и радиовещания назначил каналу специальную проверку в связи с многочисленными жалобами граждан. Филипп Ильенко, глава Госагентства по вопросам кинематографии, посмотрев серию, распустил Экспертную комиссию по вопросам распространения и демонстрации фильмов и решил собрать новую. А сам офис канала «Украина» на днях залили в знак протеста краской в виде крови. Если вкратце, суть скандала заключается в том, что в сериале демонстрируется положительный образ боевиков самопровозглашенной ДНР, а украинская сторона неоднократно порицается.

За предыдущие 65 эпизодов сериал уже вызывал дискуссии, но подобными скандалами они не заканчивались. К примеру, в одном из заметных эпизодов навязчиво и продолжительно пиарили фонд Рината Ахметова, рассылающий гуманитарную помощь на маркированных грузовиках.

О художественных качествах самого сериала говорить вообще не приходится – это мыльная опера о «судьбах простых людей», которых разлучили злополучные политики. Такое вот наглейшее и грубое манипулирование эмпатией, чтобы бабушки в очередной раз всплакнули у экрана и в который раз прокляли чиновников.

Но надо понимать, что история с «Не зарекайся» – это ход в духе советской цензуры: «Запретить немедленно, чтобы никто не нахватался лишних идей». «Не зарекайся» – это едва ли оружие пропаганды, а в первую очередь – художественное произведение (пусть и заставляющее сомневаться в этом). А ведь даже в журналистских расследованиях настоящие профи обычно стараются предоставить право голоса «второй стороне»: взять, например, комментарий у проворовавшегося чиновника.

Кажется, никто ведь не дурак, и про «сепаров» все всё и так понимают: вряд ли «Не зарекайся» окажется настолько влиятельным, чтобы благодаря ему кто-то завербовался добровольцем к террористам. Но это стремление закрыть украинского телезрителя в стерильном вакууме пугает не меньше, чем беспринципные манипуляции создателей сериала.

Остальное

Помимо самых громких премьер, в эфире нами еще были замечены целых 5 сериалов про ментов и сыщиков: «Пес», «Никонов и Ко», «Владимирская, 15», «Следователи», «Отдел 44» – это на одном только ICTV в осеннем телесезоне. На том же ICTV вдогонку к ним вышел «Патруль Самооборона». В скором времени телеканал «Украина» порадует нас медицинской драмой «Дежурный врач», тизер которой напоминает известную шутку про худшего в мире актера.

На 1+1 идут «Мамочки», в которых женщины «за тридцать» шутят про подгузники, опостылевший быт и мужиков. Еще прямо сейчас в эфире той же «Украины» можно посмотреть «лирическую комедию» «Сережки Казановы», в котором застенчивый учитель истории мечется между писаной красавицей и своей подружкой. На выходных на «Интере» – очередные серии зубодробительного многосерийного мыла «Гречанка»: работница провинциального музея влюбляется в арт-дилера, выходит за него замуж, переезжает в столицу и попадает в океан интриг, борясь за свое счастье. 

И так можно продолжать еще очень долго. Содержание всех этих сериалов выдает себя уже на уровне заголовков, а краткие описания шоу только подтверждают опасения.

Запрет и искоренение российского продукта из национального эфира – затея отличная в том плане, что она по идее должна простимулировать рост украинского оригинального контента. Но получается следующее: условное «Возвращение Мухтара» запретили, чтобы вместо него выпустить сериал «Пес».

«У кожній новій серії Макс і Пес намагаються вирахувати злочинця … і з’ясувати, хто з них кращий детектив». Вместо будней российских ментов и портретов Путина на стене нам покажут будни украинских ментов и государственные флаги. Ну, и про врачей еще покажут, куда же без них. 

В общем, ревизия того отечественного продукта, который вышел за последний год, все равно выдает «русский стиль» наших телевизионщиков. Они продолжают выдавать сериалы по мотивам инфантильных фантазий о замужестве и про ментов, потому что им кажется, что «этого требует народ». А народ смотрит, то что ему дают – или не смотрит и показательно плюется, но никаких корневых перемен не происходит. И только точечные победы вроде «Нюхача» и (с горем пополам) «Слуги народа» заставляют на что-то надеяться.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram