Спецпроєкти

Как будут выглядеть умные города будущего


Если XX век был эрой государств, то XXI век – это эра городов. Такое мнение высказал бывший мер Сеула и президент Южной Кореи Ли Мен Бак. bit.ua выяснил, что такое умные города будущего, какие инновационные проекты уже реализованы, а чему еще только предстоит сбыться. 

Города и большие мегаполисы – это центры инноваций и креативности, где происходит 80% экономической активности. В 2014 году в них проживало около 3,9 млрд. человек – 54% населения планеты. Фонд ООН по вопросам народонаселения подсчитал, что к 2030 году численность жителей городов составит 5 млрд, а к 2050 году – уже 7,4 млрд.

Chengdu, China

Проект инфраструктуры в городе Чэнду в Китае

Проблема урбанизации, необходимость рационального использования ресурсов и климатические изменения приводят к тому, что в современном мире особую популярность завоевала концепция умного города. Она является не только ответом на существующие вызовы, но и способна обеспечить высококачественную и экологичную жизнь горожан.

В последние 20 лет большинство современных градостроителей в своих проектах также используют философию “нового урбанизма”, которая подразумевает компактное строительство городов или районов и максимально эффективное использование существующих ресурсов. В них все необходимые для жизни объекты находятся в пешей доступности, ведь предпочтение отдается велосипедам и пешеходам, а не машинам.

Что такое “умный город”?

По причине отсутствия единого термина подобные проекты могут иметь различные взаимозаменяемые названия: города будущего, цифровые города или же самодостаточные города. Не существует также и единого определения.

Так, Британский институт стандартов подразумевает под умным городом эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в урбанизированной среде для обеспечения стабильного, процветающего и всеохватывающего будущего для населения. В компании Cisco считают, что под этим словосочетанием следует понимать города, которые используют информационно-коммуникационные технологии для сокращения затрат и повышения эффективности и качества жизни.

Такими решениями могут быть как дорогое аппаратное обеспечение, например, центр управления городом, умные энергосистемы или автономные роботы-электромобили, так и более дешевые варианты – приложения для смартфонов, онлайн-платформы для сбора идей и экологические датчики. Не менее важную роль имеют большие данные и открытая информация.

Создавать умные города будущего можно как с нуля (Сонгдо в Южной Корее или проект Great City в Китае), так и модернизировать уже существующие (Амстердам, Нью-Йорк или Мальме). Интегрировать все элементы в единую систему могут правительства совместно с большими ИТ-компаниями. Однако зачастую инициаторами изменений выступают и сами жители. Одним из таких примеров стала краудсорсинговая инициатива Safecast по самостоятельному изготовлению счетчиков Гейгера, которая появилась через несколько лет после взрыва на Фукусиме.

Вид на южнокорейский Сонгдо

Основными характеристиками умного города являются реорганизация общественного пространства и создание открытых и пешеходных зон; использование эко-технологий для строительства домов, обеспечения электроэнергией, водой и переработки отходов; создание системы автоматизированного общественного транспорта и обеспечение мобильности; обратная связь между городскими властями и жителями.

Одним из наиболее ярких примеров умного города будущего является Сонгдо в Южной Корее. Город находится в 65 км от Сеула и занимает площадь в 600 га. Работа над проектом началась в 2001 году. За 15 лет было потрачено около $35 млрд., однако в начале 2016 года в Сонгдо появились первые жители и компании.

Отличительна черта умного города – инфраструктура, заточенная под пешехода. 40% площади там занимают открытые эко-пространства – парки и места, где можно отдохнуть, провести время с друзьями или даже поработать, ведь wi-fi доступен на всей его территории. В Сонгдо много велосипедных дорожек, а все основные объекты находятся в 10-15 минутах ходьбы от центрального парка, потому потребности в машине для локальных передвижений нет.

Энергия

Особый акцент также сделан на эко-технологиях и использовании возобновляемых источников энергии. Отходы также превращаются в энергетическое топливо. Например, в городе используют светодиодные осветительные системы, которые меньше нагреваются от солнечного света, однако сохраняют тепло в доме. Это приводит к сокращению потребления электроэнергии в каждом здании в среднем на 30%.

Инновационными решениями занимается американская компания Cisco, которая разработала единую сенсорную систему управления городом. Управлять своими девайсами и домашней техникой можно удаленно, а активное использование видеосвязи создает эффект телеприсутствия и дает возможность одновременно находится в нескольких местах. Для открытия дверей жилья или офиса, оплаты паркинга или поездки в транспорте жители и туристы используют смарт-карточки.

Похожий принцип построения инфраструктуры вокруг центрального объекта использован в китайском городе Чэнду. Концепцию города будущего в пригороде разработало дизайнерское бюро Gordin Grill Architects Адриан Смит. Главный приоритет в проекте Great City – полный отказ от использования автомобилей, ведь до всех точек можно дойти пешком в течении 15 минут. Выехать за пределы города можно на общественном транспорте.

Общая площадь города – 800 акров. Из них 15% занимают парки и открытые пространства, 25% – элементы инфраструктуры и дороги (и только на половине из них можно ездить на машине), а 60% территории оставлены под зеленые зоны с долинами и водными объектами. В городе смогут проживать до 80 тыс. человек. Современные эко-технологии дают возможность сократить потребление энергии на 48%, использование воды – на 58%, количество отходов – на 89%, а выброс CO2 – на 60%.

Отказаться от традиционных видов энергии решили также и в арабском городе Масдар в эмирате Абу-Даби в ОАЭ. В оригинальном проекте, разработанном около 10 лет назад архитектурным бюро Foster + Partners, он должен был стать первым в мире городом с нулевым выбросом углерода и отсутствием небоскребов. Перевозить людей по городу должны были электрокары, а современные технологии – понижать температуру воздуха.

Masdar 01

Масдар хотят сделать самым эко-дружелюбным городом мира

Однако намеченное завершение стройки в 2016 году не состоится. Вероятнее всего, работы будут полностью закончены только к 2030 году, а выброс CO2 уменьшится на 50 % благодаря использованию энергии ветра, солнца и геотермальных источников. Кроме того, существует вероятность, что Масдар с легкостью может превратиться в город-призрак, в котором так никогда и не появятся жители.

Реорганизация пространства

Возобновляемые источники энергии также стали основой концепции города будущего в Швеции. Эта страна является один из мировых лидеров по количеству использованной энергии, однако уровень выброса CO2 при этом там не очень высокий. Одним из примеров трансформации загрязненного промышленного города в экологически чистую зону стал шведский Мальме.

В районе Western Harbor проживают около 4 тыс. людей. Припарковать свои автомобили они могут за пределами жилой зоны, после чего прогуляться до дома. Добраться в центр города можно на рейсовом автобусе, который ходит каждые 5 минут. Кроме того, на территории работает центр сервис проката автомобилей, что экономит деньги и дает возможность пользоваться машиной только в случае необходимости.

urbanhelsinkiboulevard

Проект развития Хельсинки предполагает развитие отдельных районов города с полноценной инфраструктурой и отказ от привычного центра города.

В столице Нидерландов подход к построению города будущего несколько другой, однако не менее успешный. Система Amsterdam Smart City – это совместный проект частного сектора, городских властей и жителей, который был запущен в 2009 году. На сегодняшний день в рамках платформы реализуются около 90 инициатив, которые нацелены на создание эффективной транспортной системы, сбережение энергии и обеспечение безопасности в городе. Кроме того, в марте 2016 года в тестовом режиме начала работу бесплатная сеть LoRaWAN, которая в дальнейшем может стать основой для усовершенствования работы городских служб и сервисов и развития интернета вещей.

Мнение жителей городов также учитывается в европейском проекте IES Cities, участниками которого являются такие города, как Бристоль в Англии, Махадаонда и Сарагоса в Испании, а также Роверето в Италии. Основной акцент в нем сделан на вовлеченность граждан в процесс построения города будущего, использование мобильных приложений и сенсорных сетей.

Что у нас

hero-skyline

В Киеве существует несколько проектов по превращению его в цифровой город будущего. Так, в 2015 году начала работу инициатива Kyiv Smart City, которая объединяет активистов, представителей бизнеса и власти. В их активе такие проекты, как открытый бюджет столицы, карточка киевлянина, онлайн-петиции, wi-fi покрытие в метро, онлайн-регистрация места проживания и другие.

Кроме того, некоторые жилые комплексы премиального сегмента также следуют популярной в мире тенденции и на практике реализуют идею “города в городе”. Она предполагает использование умных технологий, постройку высотных зданий с панорамными видами и наличие в одном месте всех необходимых для жизни объектов – магазинов, парков, офисов и зон развлечения. Подобные проекты существуют в ОАЭ, Кувейте, Азербайджане, а также во многих европейских городах, которые пытаются развивать свои центры.

В украинской столице воплощением этой идеи занимается американская компания Amstar. Ее первым проектом в Украине стал жилой комплекс Skyline на Печерске. Так, в комплексе создают энергоэффективный фасад и внедряют дополнительную УФ-защиту окон для теплоизоляции. Жилые помещения оснащены системой приточной вентиляции, а также системой предупреждения от затопления и пожара. В комплексе предусмотрена клубная комната с библиотекой, кафе и мультимедийным оборудованием, а разгрузка транспортного потока происходит благодаря светофору с датчиком определения загруженности автопотока.

С другой стороны, одна из проблем Киева – отсутствие долгосрочного городского планирования, даже при наличии позитивных точечных инициатив. Это бросается в глаза на фоне таких городов как Хельсинки или Лондон, где транспортные, инфраструктурные и технологические изменения прописаны на 10-15 лет вперед. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать сотрудничество международных компаний, занимающихся городским планированием, и частных девелоперов, которые могут разработать и реализовать современные проекты с учетом актуальных мировых тенденций в застройке городов.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги: