Создатели деревянной мебели о том, кому и зачем она нужна в нашей стране
«Родинне дерево»
Степан, Юрий, Леонид, “Родинне дерево”
История компании «Родинне дерево» началась в 2012 году. Сегодня мы движемся двумя путями: первый – это все категории мебели под заказ, начиная от мягкой и заканчивая предметами с элементами металла и бетона, а второй – наше мелкосерийное производство, где мы проявляем свое творчество. Среди наших коллекций есть «Простые линии» – её предметы представлены и в этом интерьере в ЖК Skyline: это обеденные и барные стулья, полностью изготовленные из массива дерева. Еще две – «Скандинавский модерн 50-х» и «LOFT».
Решениями, связанными с продвижением и позиционированием, коммерческими вопросами, занимается Юрий, Леонид – это производственный менеджмент и работа с персоналом, а Степан – это идея, концепция и технология.
Одной из ключевых тенденций сегодня является использование красоты натурального дерева. Много клиентов, агентств, дизайнеров сегодня стремятся к использованию экологических материалов. Трендовым остается и стиль лофт – это использование дерева, бетона и металла в необработанном виде, со ржавчиной, например. Совокупность этих трех материалов сегодня в нашей стране пользуется наибольшей популярностью. Но рынок двигается вперед и начинает также использовать другие, более сложные материалы – медь, латунь.
По нашему наблюдению, тенденции дизайна интерьеров движутся к стилю 80-х, который присутствовал в Штатах и Европе – он достаточно дерзкий: грубые яркие геометрические формы, элементы скругления и заоволивания мебельных углов, белая плитка. Еще к нам подбирается суровый бизнес-минимал – тоже родом из 80-х: строгость и четкость линий, форм и пропорций, серые оттенки, кожа и сталь.
Один из самых интересных своих заказов мы заканчиваем сейчас: это проект офиса студии InCube Design, «изюминка» которого – наши деревянные столы длиной более 7 метров на двух опорах и без нависания столешницы, глубина которой 1,5 метра. Нам кажется, это будут самые большие столы в Украине – их просто нужно увидеть.
Бывают случаи, когда клиенты просят сделать какое-то сложнейшее изделие за 3 дня. Для таких случаев Юрий подобрал очень правильные слова: «Понимаете, я просто не могу подойти к дереву и попросить его стать столом».
Normawood
Георгий, Normawood
История Normawood началась в 1999 году. Сначала мы не собирались делать мебель – мы строительная компания и производство мебели для нас, скорее, фан, а не бизнес в чистом виде. Радость в том, что это оказалось интересно другим: вначале друзьям, потом друзьям друзей и т.д. Ну, и так постепенно, за 3 года проекта, мы создали около 100 столов. Мне нравиться, что в работе в режиме “мануфактуры” можно позволить себе авантюры: когда приходят с вопросом «А можете такое?», мы отвечаем, что попробуем и создаем прототип. Как правило, мы ввязываемся в любые драки.
Наш основной продукт сейчас – это столы Easy table из обычной древесины или деревянных слэбов, поточенных жуками, которые собираем вручную. Мы делаем это потому, что человек даже близко не в состоянии создать такую оригинальную текстуру самостоятельно. Понемногу осваиваем мягкую мебель и комплексно делаем столы, стулья, лавки для ресторанных комплексов.
Нас, как и другие компании, сдерживает отсутствие технологии, станочного парка, традиции, рабочей силы, конструкторов. Если человек захочет какой-то супер-функциональный стол с миллионом раздвижных, поворотных ящиков и идеально выдержанной механической частью, или даже автоматикой- то мы этого не сделаем. Или сделаем – но он будет стоить дороже, чем итальянский или американский серийный предмет. Мы сейчас стоим у истоков зарождения мануфактурного производственного процесса. Будущее принадлежит аутсорсингу.
В наше время никто не будет строить новую фабрику за 5 миллионов долларов с полным станочным парком для производства дизайнерской мебели. Это сразу подразумевает работу на глобальных рынках, потому что внутренний рынок в Украине очень слаб, а наши клиенты – вообще лишь малая его часть. А глобальные рынки это очень сложно и дорого. Уверен, строгая узкая специализация дает возможность сотрудничать всем компаниям, даже тем, которые должны быть, по идее, конкурентами. Я делаю столешницу, вы – опоры, кто-то еще – стулья, и еще кто-то продает этот комплект под своим брендом и в своем магазине.
Когда мне приносят, например, датский стул или мебель с обожжённой текстурой с просьбой повторить, я говорю, что смогу ответить через две недели. Мы садимся за YouTube, форумы, начинаем искать технику исполнения, пробуем делать. Через 10 дней я понимаю, что мы это либо сделаем, либо нет.
Когда посещаешь большие профессиональные тусовки, например, International Woodworking Fair в Атланте, то понимаешь, что то, куда ушла мысль – это космос: никто не перебирает дерево вручную – для этого есть сканеры, которые сразу лазером и ультразвуком его калибруют. Но у нас всего этого сейчас нет, а есть лес плохого качества и большой дефицит хорошего древесного материала: если вы захотите делать 1000 столов и стульев в месяц, то будете покупать дуб в Америке – он дешевле и лучше украинского. Вся европейская промышленность ориентирована на легальное американское сырье.
Почему мы не беремся разрабатывать свои модели? Потому что даже если мы найдем классных конструкторов и архитекторов, которые сделают нам шикарную линейку, которая будет отличаться от всех, себестоимость стула в цене составит 5-12%, а все остальное будет маркетинг. Креатив идет спать и начинаются жесткие рыночные дела: реклама, склады, упаковка, доставка, логистика и т.д. У нас очень мало опыта и знания рынка для самостоятельного плавания в этом бизнесе. Планируем еще, как минимум, три года делать те модели, который нам приносят. На них и учимся.
Наши заказчики это абсолютно уникальный народ. Сейчас считается нормой сделать ресторан сделать за 60 дней и гордиться этим страшно. Нужно обязательно открыться либо к Новому году, либо ко Дню Валентина, либо к майским праздникам и т.д. Конечно, вся работа ведется в условиях жесточайшего стресса и спешки. В Америке и Европе работа делается строго по графику и те же профсоюзы не дадут никому работать вне графика или укладывать паркет до глубокой ночи, чтобы ублажить заказчика. Есть нормы производства и они закладываются в графики. Работая там, попадаешь как-бы в сонное царство.
Не берусь судить о трендах. Если говорить о модных материалах – то сегодня, кроме дерева, мы часто видим бетон – универсальный, как для внутренних работ, так и для улицы, легкий в производстве и обладает небольшой себестоимостью. Бетон – продукт современной урбанистической эстетики. Люди, которые заказывают его, обычно молоды, активны и не проводят много времени в закрытых пространствах. Бетон, граффити, хип-хоп – это триггеры, пришедшие с улиц мегаполиса или даже из гетто, в современные интерьеры. Иногда это бывает просто уместно, иногда иронично, иногда брутально. Для меня бетон, как некий символ нашей цивилизации – простой, серой, утилитарной.
Наша компания сможет развиваться только при условии развития украинского рынка в целом и индустрии деревообработки в частности. Мы стараемся свою любовь к дереву распространить на всех вокруг. Во всяком случае, десятки столов Easy Table уже стоят у наших друзей.
Object №
Анастасия и Владимир, Object №
Мы основали нашу компанию уже почти 3 года назад. Название выбрали под впечатлением от японского бренда MUJI, который пропагандировал производство товаров высокого качества без акцента на саму марку. Эта идея стала нам близка, и поэтому все наши модели носят не названия – мы не хотим вкладывать в это дополнительную цену или вымышленный смысл. Вообще, тенденция называть диваны женскими именами нас очень раздражала. Мы хотели максимально от этого уйти и предоставить людям простой, качественный, доступный по цене продукт без акцента на бренд. Поэтому ограничились нумерацией наших изделий.
Мне кажется, тренды в Украине – это запоздавшие к нам на год европейские и американские тренды. К счастью, ситуация лучше той, что была 10 лет назад: мы начали понимать, что есть что-то другое, кроме классики. Грустно, что люди все равно пытаются создавать что-то в рамках конкретного стиля или трендов, относясь к этому слишком серьезно. В Европе во главу угла ставится функциональность, комфорт и личное эстетическое восприятие пространства, а не соответствие моде этого года или желание продемонстрировать свой достаток.
Тренды для такого понятия как недвижимость – очень своеобразная штука, ведь они меняются каждый год, в отличии от пространства, в котором мы живем. Поэтому лучше стараться сделать интерьер таким, чтобы он был актуальным, независимо от того, какие цвета назовет модным Pantone.
В Европе сейчас преобладает то, что называют нормкором в одежде: новый стиль – отсутствие стиля, попытка лишний раз не выпендриваться. Но если это придет в Украину, его все равно как-то назовут – минимализмом, например. Возведут его в ранг стиля и начнут прописывать несуществующие каноны.
Из последней поездки в Европу больше всего понравились заведения, где нет дизайна интерьера: они выглядят так, будто владелец получил помещение в свое распоряжение, попытался вынести оттуда все лишнее, что могло бы помешать сделать там ресторан, набрал столов по минимальной цене, расставил их, повесил на стене неоновую вывеску, написал мелом меню – и открыл свое место. Кажется, что собственники вообще не заморачивались по поводу оформления – и это впечатляет гораздо больше.
Нам кажется, в Украину только недавно пришло понимание того, что мебель должна быть не только функциональной, но и нести в себе какой-то культурный и эстетический смысл. Ведь если её дизайн будет признан уникальным и стоящим, она может стать коллекционной вещью и даже расти в цене.
DrØmmel
Кристина, Drоmmel
Этой осенью компании исполнится два года. В начале пути его основатели решили просто создать бренд со стандартизированным производством, и так получилось, что начали делать мебель, хотя никто из нас до этого не был связан с архитектурой или дизайном. Мы хотели производить большие партии и массово их продавать, что сейчас и делаем. Это, своего рода, мебельный масс-маркет.
Мы позиционируем Drоmmel не просто как мебель, а как культуру, которая формирует ценности и привычки потребителя. Мы ежедневно боремся за клиента и наша цель – остаться не просто столом в его квартире, а стать частью его жизни.
Название бренда имеет свою забавную историю. Основатели пошли в книжный магазин и взяли датский словарь, в котором долго искали слово с перечеркнутой буковой «О» – они себе это так визуализировали. Нашли слово «drоmmen», которое означало «мечтать, видеть во сне», закрыли словарь и ушли по своим делам. Но почему-то запомнилось и отложилось оно как «drоmmel». Получилось необычно и примечательно: в то время, когда создавалась компания, почти все начинающие производители добавляли к названию слово «wood». И поисковик выдавал очень много похожих названий, а «drоmmel» был один.
В Украине сейчас наблюдается пик популярности трех стилей дизайна: лофт, минимализм и эклектика – мне кажется, они будут популярны у нас еще довольно продолжительное время. Но у украинцев сейчас очень меняется мировоззрение, что сказывается и на их выборе и приобретениях. Мебель перестала быть предметом инвестирования – она больше не передается по наследству. Зачем инвестировать в стол или шкаф, если можно вложить деньги в саморазвитие или путешествия? А стол приобрести доступный, но качественный, а за 3-4 года просто его поменять, чтобы не жить в одних и тех же декорациях.
Для того, чтобы понять, что будет в Украине в тренде в ближайшие годы, стоит посмотреть, что сейчас популярно за рубежом. Зимой мы были на выставке в Швеции, и там некоторые технологии производства мебели опережают наши на 60 лет вперед. Если же говорить конкретно о тенденциях в интерьере, то их можно описать тремя словами: понятно, просторно, светло.
Наибольшей популярностью среди наших клиентов пользуются рабочие столы – это обусловлено растущим количеством фрилансеров в нашей стране. Люди создают небольшой рабочий уголок – свой домашний «офис». У нас нельзя сделать индивидуальный заказ мебели, но тот же стол мы предлагаем в пяти размерах и в шести цветах.
Не все знают, что мы начинали с палетной мебели. В какой-то момент мы поняли, что это все-таки тренд, который в близком будущем отойдет, поэтому решили отказаться от него раньше, чем это станет надоедать людям. Мы убрали все из ассортимента, и реакция людей была неожиданной – они продолжали находить какие-то старые фотографии с сайта в интернете, звонить, просить сделать еще один такой диван/стол. Отказывать было сложно, но мы делали это, чтобы расти дальше.