Спецпроєкти

Убей в себе КВН: как в Киеве пытаются создать новую стендап-сцену


Гриша Штерн сходил на «Подпольный стендап», в котором группа комиков с очень разным опытом и уровнем компетенции пытается создать украинскую стендап-комедию без цензуры, клейма "камеди клаба" и пресловутого КВН-овского наследия. Успешно или нет? Пробуем понять.

В зале гаснет свет, на сцену выходит парень в белой рубашке и узком галстуке. Публика не прыгает с места в карьер – для того, чтобы кто-то начал откровенно смеяться, ведущему приходится прощупывать ее буквально вслепую, подбрасывая шутки разной степени радикальности, или заигрывать с девушкой, которой все никак не принесут коктейль. Что сразу бросается в глаза: почти каждый, кто появляется на сцене, со старта не брезгует шутить жестко: о раковых больных, бомжах в метро, неловкостях во время секса. Всегда – с матом. И это, представьте себе, хорошо.

Но начнем издалека. С публичным юмором у нас в стране, мягко говоря, исторически не сложилось. Отмотайте свой жизненный таймер на 5-10-15 лет вперед и судите сами. От медиапространства, где десятилетиями существовала гегемония далеких от мирового контекста форматов, странно требовать Джимми Фэллона, Луиса Си Кея или тем более Джона Оливера.

01/4

Эстрадный и телевизионный юмор в наших краях всегда были переплетены довольно крепко, и оба приходили скорее с востока, чем с запада. Когда-то это был КВН, сегодня растерявший свое влияние, но до сих пор присутствующий в генетической памяти довольно активно. Затем его место в эфирной сетке среднестатистического молодого зрителя занял Comedy Club, перекочевав с телевизионного экрана сперва на дислеи компьютеров, а после и мобильных устройств. Тонкой красной линией через все это проходил исключительно местный феномен “95-го квартала», эдакого франкенштейна КВН-овского прошлого и спекуляции на украинских реалиях. Всякие «Шоу Довгоносиків» не в счет – во-первых, это было очень давно, а во-вторых, такие инициативы были слишком точечными, возможно даже авангардными.

 От медиапространства, где десятилетиями существовала гегемония далеких от мирового контекста форматов, странно требовать Джимми Фэллона, Луиса Си кея или Джона Оливера.

В какой-то момент многие выучили для себя многообещающий термин «стендап». Но так как его главным проводником в русскоязычное пространство был тот же Comedy Club, на деле отечественный стендап снова оказался еще одной инкарнацией КВН-овского трупа, только без юлиев гусманов, рубрики «разминка», кивина и комсомольских песенок через каждые 10 минут. Продвинутые зрители в какой-то момент махнули на все это рукой, подучили язык и стали смотреть Дилана Морана, Эдди Мерфи, Луи Си Кея, Джорджа Карлина, Дэйва Шапела и еще десятков других зарубежных комиков в оригинале. Всем спасибо, экскурс в историю закончен – все это было сказано лишь для того, чтобы осознать реалии, в которых плавал эмбрион нормального и современного украинского стендапа.

«Началось всё ещё в сентябре 2012 года, когда я впервые вышел на сцену в роли комедианта, – говорит Свят Загайкевич, человек, стоящий у руля “Подпольного стендапа“, – украинский зритель тогда ещё понятия не имел о том, что такое стендап. В 2014 на ТВ вышло «Стендап Шоу на Новом Канале», в котором я принимал участие. Но меня всегда напрягали такие понятия как формат, редактура, цензура и другие ограничения творчества комиков».

Unknown

Свят Загайкевич: 

Летом 2015 года я решил создать свой стендап-проект, где комики могут шутить о чем угодно. Всё началось с небольших квартирников, где зрителей было столько же, сколько и комиков, мы проводили их в различных пространтвах типа квартир, гаражей, чердаков. Сейчас же мы делаем около шести вечеринок в месяц, в различных ночных клубах, пабах и антикафе, но и не забываем про самые маленькие площадки, с которых всё начиналось.

Конечно уровень комиков отличается, ведь помимо стендапа каждый живёт своей жизнью. У кого-то основная работа напрямую связана с публичными выступлениями, Я как и многие комики работаю ведущим различных мероприятий, Андрей Щегель – экскурсовод в музее современной науки и техники, Никита Шевчук – радиоведущий, Дядя Женя – преподает рекламные технологии, в то время как другие, наоборот, больше авторы чем исполнители. Егор Романенко работает сценаристом, Егор Шатайло – копирайтер. Кто-то из комиков уже успел поучаствовать в многих юмористических проектах, а для кого-то «Подпольный Стендап» – место, где человек впервые вышел на сцену как стендап комик, например актёр театра и кино Андрей «Матёрый». Также очень много зависит от множества деталей и режиссуры всего мероприятия в целом: какая музыка играет на сборе гостей и выходе комиков, как ведущий подает всё происходящее зрителю, ну и конечно же порядок комедиантов.

Это как казино и ипподром одновременно, никогда не знаешь на 100%, какая ставка сыграет и кто будет хедлайнером вечера. В общем, есть масса нюансов и своих премудростей.

e5nRdfqEqzs

С ограничениями и цензурой история вообще интересная. Лично меня в контексте украинских медиа всегда бесила даже не цензура, а самоцензура. Вот эти фарисейские попытки играться в Луи Си Кея, добровольно срезая углы только для того, чтобы понравиться условному редактору, продюсеру, зрителю. Стоя в зале во время выступления и наблюдая за зрителями, понимаешь, почему так много начинающих комиков поддаются соблазну сделать из острого стендапа что-то бесконфликтное и обтекаемое. Все это – банальный, но абсолютно небеспочвенный страх того, что кого-то шутка про рак или слово «ебля» со сцены может шокировать. В этом смысле реакции многих бесценны – многие словно ждут пока кто-то разрешит смеяться над этим публично.

Но есть и обратная сторона медали – это изначальная неоднородность комиков. Для одних отсутствие цензуры – лишь необходимый инструмент для того, чтобы завершить панч метким, но грубым выражением. Другие просто не знают, что со всем этим делать, и по инерции включают все тот же камеди-клаб, только в других декорациях. На данный момент политика такова, что опробовать свой материал в «Подпольном стендапе» может практически кто угодно, а это огромный риск – в рамках одного вечера на 5 проверенных стендапщиков может прийтись 5 откровенно слабых.

Впрочем, обо всем этом забываешь ровно в тот момент, когда на сцене появляется кто-то из проверенной обоймы. Тут уж можно попасть на все что угодно: и злободневные зарисовки на тему дорогого хипстерского варенья, и довольно честные рефлексии на тему семьи («Если бы люди были городами, мой отец был бы Куала-Лумпуром, потому что, сука, где он?!»), и смелые, почти эндикауфмановские инициативы (номера Егора Шатайло, чей комментарий можно прочесть ниже, из их числа). Пересказывать все это смысла нет, об этом когда-то предупреждал Эдди Мерфи в своем шоу: «Люди приходят на следующий день в офисы и начинают пересказывать мои шутки по-своему. В итоге остается только слово «жопа».

Unknown3

Егор Шатайло:

Работать с неочевидным юмором – уже благодарное дело, многие люди устали от засилья тупейшего безликого юмора на ТВ, они приходят к нам на выступление и получают то что хотят. Если речь идет о гонорарах, то сейчас они небольшие, но раньше не было и их, следовательно идет тенденция к увеличению, я смотрю на это позитивно.

По поводу готовности зрителей, здесь не все так просто, зависит от многого: место, материал комиков, какие комики. Но в целом, да, зритель готов, потому что юмор всегда в цене под любым видом, а стендап – это сама концентрация юмора, через призму личности комика. Намного интересней, чем усредненный и кастрированный КВН.

У «Подпольного стендапа» нет домашней площадки – он проходит несколько раз в месяц в разных киевских локациях: от клуба Heaven до лаунж-кафе Bosaley. И, по словам самих выступающих, площадка напрямую влияет на восприятие юмора и готовность зрителей к смелому и неочевидному материалу. “Бывают площадки, где тебя уже ценят и любят, и можно читать более смелый материал. В любом случае, в любом состоянии. Но в большинстве случаев никогда не знаешь, какой придет зритель и какие шутки ему будут заходить», – признается комик Андрей «Матерый».

И вот тут мы подбираемся к напрашивающимся итогам. С одной стороны, ты становишься свидетелем какого-то нового процесса – и это, безусловно, хорошо. С другой – качество этого нового очень ощутимо контрастирует даже в рамках одной сцены. Но если задуматься, это и есть единственно верное эволюционное направление – экспериментировать с жанром до тех пор, пока количество не перерастет в качество, пока откровенно “читерские” материалы не отсеются окончательно, уступив место проверенному убойному стендапу. И важно тут не то, что на данном этапе есть выступления сильные, а есть неожиданно слабые. А то, что все это и формирует какой-то процесс, создает в украинских реалиях что-то новое.

Unknown2

Андрей “Матерый”:

У каждого комика есть проверенные хорошие шутки, которые почти всегда заходят. Есть шутки, которые уже надоели, есть более свежие. Перед каждым выступлением комик сам решает, какой материал он будет читать. Когда достаёшь шутку из архива, её нужно заново наполнить жизнью, ну, и настроится перед выступлением.

Есть темы, на которые хочется говорить – они не всегда смешные – но если и над такой темой ты заставил зрителя посмеяться, значит всё получилось. Ещё бывают темы настолько острые, что многим комикам не хватает мастерства сделать из них стендап, а есть читерские темы (анальный секс, смешные наблюдения из жизни, отношения с девушкой, общественный транспорт). Я рад, что многие комики с которыми я работаю в “Подпольном стендапе” пытаются говорить о серьёзных вещах, ребята очень быстро ростут и никогда не знаешь, что нового приготовил каждый комик.

После выступления мы общаемся с Андреем и он признается: “У проверенных комиков есть убойные материалы, которые как патрон в револьвере – он его просто заряжает и публика гарантированно лежит. Если все складывается, с каждым выступлением он только полирует подачу этого материала. Но нужно время, чтобы такие вещи вычленить из более слабых текстов и довести до идеала”.

Подпольный Стендап в Facebook.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги: