Спецпроєкти

Как устроена Формула-1 и чем интересно Гран-при Европы в Баку


Редактор bit.ua - абсолютный счастливчик. Никогда ранее не интересовавшись Формулой-1, Таня Гринева впервые увидела эти гонки вживую на Гран-при Европы, в Баку, отправившись туда с командой Williams Martini Racing.

Почему эти гонки называют “королевскими”, кто нынче в фаворитах публики, чем особенна трасса в Баку, и каково оно – находиться на трибунах во время гонки, рассказывает Таня Гринева. Тем более, что шанс попасть на сентябрьскую гонку в Монце есть и у вас.

trassaAG8I0029

За кого болеть?

Меня всегда интересовал этот вопрос в любом спорте. Ну как, как определяют болельщики, за кого отдать им свой голос? Ну, ладно, когда играют сборные стран. Или команды городов. Тут всё ясно: конечно же, за “своих”. Но среди пилотов Формулы-1, как ни странно, нет украинцев. Что же делать?

Я тщательно изучила состав команд и пилотов перед гонкой. Ликбез для чайников: существуют специальные таблицы для каждого гонщика, и метрика “крутости его” – это количество подиумов (то есть, 1-3 места в ключевых гонках) и сумма очков во всех формулах (очки больше нуля – только для гонщиков, которые вошли в первую десятку). Да, вообще гонщики не из десятки не очень интересуют систему – их нет даже на табло.

!AG8I2137

Те самые имена, которые у вас на слуху – Алонсо, Феттель и Росберг – оправдано круты. У них действительно много очков и побед. Да, и Гран-при Европы в Баку выиграл именно Росберг.

Так как приехала я с командой Martini Racing, то и болела, конечно за неё: соотвественно, её пилотов – Филипа Массу и Валери Боттаса. Оба они довольно яркие и оба вошли в десятку (из 18 участников), Боттас занял шестое место, а Масса – десятое. К слову, в багаже Массы есть одна победа Гран-при Европы, и три подиума.

Baku City Circuit, Baku, Azerbaijan. Friday 17 June 2016. Felipe Massa, Williams Martini Racing, speaks to the media. Photo: Glenn Dunbar/Williams ref: Digital Image _W2Q8075

Привлек внимание также и юный гонщик Макс Ферстаппен (команда Red Bull Racing): подумать только, ему 18 лет, а он уже выиграл Гран-при Испании и занял второе место в австрийской гонке пару дней назад. Более того: человек начал кататься с 4,5 лет, в 17 с половиной попал в Формулу, а гражданские права получил лишь спустя год. Как это бывает у гонщиков Формулы, Макс начинал с картинга, и в 2013 году стал чемпионом мира там. Да, конечно, его отец – гонщик, и тут всё не так просто, но в смысле возрастных достижений он уже переплюнул легендарного Шумахера, который выиграл своё первое гран-при в 23! В общем, слежу теперь и даже подписалась на его Instagram (и его невесты – австрийской гонщицы).

(Кажется, я незаметно для себя ответила на вопрос – как выбрать кумира в Формуле-1…)

Baku City Circuit, Baku, Azerbaijan. Sunday 19 June 2016. Felipe Massa, Williams FW38 Mercedes, arrives on the grid. Photo: Glenn Dunbar/Williams ref: Digital Image _W2Q9002

Трасса

Один из самых важных вопросов в любой гонке – это трасса. Я была удивлена, узнав, что длина трассы в каждом городе разная (всего трасс, которые принимают Формулу – около 20). Обычно это от 4-х до 6 км, и количество кругов гонки определяется так, чтобы суммарная длина была максимально приближена к 305 км.

Baku City Circuit, Baku, Azerbaijan. Saturday 18 June 2016. Valtteri Bottas, Williams FW38 Mercedes. Photo: Glenn Dunbar/Williams ref: Digital Image _V2I0416

Трасса в Баку проходит прямо по городу, её проектировали с 2014 года (Герман Штильке – автор проекта стоимостью в 40 миллионов евро), и, кажется, вместе с трассой Формулы выстроили и сам город. Баку – игрушечный Дубай, буквально пару лет назад здесь была пустыня и разруха, а теперь – небоскребы из стекла и бетона, и, собственно, Формула.

Бакинская трасса длинная – 6 км, проходит через старый и новый город, потому очень живописная, и, с другой стороны имеет узкие места и участки, где можно хорошенько разогнаться. Говорят, что тут максимальное среди европейских трасс количество поворотов и самая высокая скорость. Особенность также в том, что направление движения – против часовой стрелки.

Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
01/5
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit

Из-за проведения гонки в Баку перекрыт весь центр на неделю, повсюду – наземные переходы над трассой, которые, кстати, так устроены, что подсматривать за гонкой не выйдет – разве что слышать этот инопланетный звук. Всё продумано: покупайте билеты на трибунах, господа! (мест всего – 30 000, и стоимость билетов – от 300 до 6000 евро с разными опциями вроде потрогать победителя после подиума). А вот с отелями как раз лайфхак работает: к примеру, из окна моего ParkInn можно было наблюдать за трассой. И громко. Да, очень. По всему городу.

Жителям Баку, кстати, даже посоветовали заклеить окна скотчем. Тому, кто не автомобильный фанат, явно не повезло.

Болиды и команда конструкторов

О, это отдельная большая история. И да, я трогала его! Тот самый болид, на котором Боттас проехал шестым! И на котором, кстати, разогнался до 378 км/час (это рекорд Формулы-1, который вроде как неофициальный, но зафиксированный как факт). Еще один рекорд гонки в Баку принадлежит команде Williams Martini Racing – это замена резины Массы за 1,89 секунды. Наверное, при такой скорости я бы тоже не ленилась переобуваться с зимней резины на летнюю.

 

Существует специальный технический регламент Формулы-1, согласно которому каждая команда строит свои болиды. Скучно сейчас пересказывать детали, однако совершенно точно болид и его обслуживание – это самая большая инвестиция команды и самый большой риск. Каждый болид “подгоняется” под пилота и имеет огромное количество настроек. Из-за вот этого “подстраивания” под конкретного человека шутят, что в общем, было бы неплохо пилоту заниматься йогой. Кстати, всё устроено так, чтобы в случае аварии пилот мог за секунду покинуть болид вместе с рулем (всё своё ношу с собой).

Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
01/5
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit
Baku City Circuit

Конечно же, победа в гонке лишь частично – заслуга пилота. Пилот – эдакий талантливый солист, который умело пользуется настройками тщательно продуманной системы. Имеет значение всё: покрытие дороги, резина (согласно регламенту, её может быть определенное количество разных комплектов для разной трассы и погодных условий), скорость, с которой команда в боксе меняет резину, инструктор, который подсказывает, что поменять в езде.

trassaAG8I0045

Чтобы не только пилотам масленица, есть специальный Кубок Конструкторов. Им также насчитывают очки за всяческие технические победы болидов во время Гран-при, и, конечно, они корелируют с победами пилотов.

Хотите попасть теперь на Формулу-1 и увидеть (и услышать!) всё это своими глазами? У нас есть идея. Конкурс на martini.bit.ua – здесь мы разыгрываем поездку в Монцу. Условия просты – просто поделись видео на Фейсбуке и отметь друга. Не забудь про хештег#playwithtime.

Фото: Антон Ткаченко

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram