Как устроена Формула-1 и чем интересно Гран-при Европы в Баку
Почему эти гонки называют “королевскими”, кто нынче в фаворитах публики, чем особенна трасса в Баку, и каково оно – находиться на трибунах во время гонки, рассказывает Таня Гринева. Тем более, что шанс попасть на сентябрьскую гонку в Монце есть и у вас.
За кого болеть?
Меня всегда интересовал этот вопрос в любом спорте. Ну как, как определяют болельщики, за кого отдать им свой голос? Ну, ладно, когда играют сборные стран. Или команды городов. Тут всё ясно: конечно же, за “своих”. Но среди пилотов Формулы-1, как ни странно, нет украинцев. Что же делать?
Я тщательно изучила состав команд и пилотов перед гонкой. Ликбез для чайников: существуют специальные таблицы для каждого гонщика, и метрика “крутости его” – это количество подиумов (то есть, 1-3 места в ключевых гонках) и сумма очков во всех формулах (очки больше нуля – только для гонщиков, которые вошли в первую десятку). Да, вообще гонщики не из десятки не очень интересуют систему – их нет даже на табло.
Те самые имена, которые у вас на слуху – Алонсо, Феттель и Росберг – оправдано круты. У них действительно много очков и побед. Да, и Гран-при Европы в Баку выиграл именно Росберг.
Так как приехала я с командой Martini Racing, то и болела, конечно за неё: соотвественно, её пилотов – Филипа Массу и Валери Боттаса. Оба они довольно яркие и оба вошли в десятку (из 18 участников), Боттас занял шестое место, а Масса – десятое. К слову, в багаже Массы есть одна победа Гран-при Европы, и три подиума.
Привлек внимание также и юный гонщик Макс Ферстаппен (команда Red Bull Racing): подумать только, ему 18 лет, а он уже выиграл Гран-при Испании и занял второе место в австрийской гонке пару дней назад. Более того: человек начал кататься с 4,5 лет, в 17 с половиной попал в Формулу, а гражданские права получил лишь спустя год. Как это бывает у гонщиков Формулы, Макс начинал с картинга, и в 2013 году стал чемпионом мира там. Да, конечно, его отец – гонщик, и тут всё не так просто, но в смысле возрастных достижений он уже переплюнул легендарного Шумахера, который выиграл своё первое гран-при в 23! В общем, слежу теперь и даже подписалась на его Instagram (и его невесты – австрийской гонщицы).
(Кажется, я незаметно для себя ответила на вопрос – как выбрать кумира в Формуле-1…)
Трасса
Один из самых важных вопросов в любой гонке – это трасса. Я была удивлена, узнав, что длина трассы в каждом городе разная (всего трасс, которые принимают Формулу – около 20). Обычно это от 4-х до 6 км, и количество кругов гонки определяется так, чтобы суммарная длина была максимально приближена к 305 км.
Трасса в Баку проходит прямо по городу, её проектировали с 2014 года (Герман Штильке – автор проекта стоимостью в 40 миллионов евро), и, кажется, вместе с трассой Формулы выстроили и сам город. Баку – игрушечный Дубай, буквально пару лет назад здесь была пустыня и разруха, а теперь – небоскребы из стекла и бетона, и, собственно, Формула.
Бакинская трасса длинная – 6 км, проходит через старый и новый город, потому очень живописная, и, с другой стороны имеет узкие места и участки, где можно хорошенько разогнаться. Говорят, что тут максимальное среди европейских трасс количество поворотов и самая высокая скорость. Особенность также в том, что направление движения – против часовой стрелки.
Из-за проведения гонки в Баку перекрыт весь центр на неделю, повсюду – наземные переходы над трассой, которые, кстати, так устроены, что подсматривать за гонкой не выйдет – разве что слышать этот инопланетный звук. Всё продумано: покупайте билеты на трибунах, господа! (мест всего – 30 000, и стоимость билетов – от 300 до 6000 евро с разными опциями вроде потрогать победителя после подиума). А вот с отелями как раз лайфхак работает: к примеру, из окна моего ParkInn можно было наблюдать за трассой. И громко. Да, очень. По всему городу.
Жителям Баку, кстати, даже посоветовали заклеить окна скотчем. Тому, кто не автомобильный фанат, явно не повезло.
Болиды и команда конструкторов
О, это отдельная большая история. И да, я трогала его! Тот самый болид, на котором Боттас проехал шестым! И на котором, кстати, разогнался до 378 км/час (это рекорд Формулы-1, который вроде как неофициальный, но зафиксированный как факт). Еще один рекорд гонки в Баку принадлежит команде Williams Martini Racing – это замена резины Массы за 1,89 секунды. Наверное, при такой скорости я бы тоже не ленилась переобуваться с зимней резины на летнюю.
Существует специальный технический регламент Формулы-1, согласно которому каждая команда строит свои болиды. Скучно сейчас пересказывать детали, однако совершенно точно болид и его обслуживание – это самая большая инвестиция команды и самый большой риск. Каждый болид “подгоняется” под пилота и имеет огромное количество настроек. Из-за вот этого “подстраивания” под конкретного человека шутят, что в общем, было бы неплохо пилоту заниматься йогой. Кстати, всё устроено так, чтобы в случае аварии пилот мог за секунду покинуть болид вместе с рулем (всё своё ношу с собой).
Конечно же, победа в гонке лишь частично – заслуга пилота. Пилот – эдакий талантливый солист, который умело пользуется настройками тщательно продуманной системы. Имеет значение всё: покрытие дороги, резина (согласно регламенту, её может быть определенное количество разных комплектов для разной трассы и погодных условий), скорость, с которой команда в боксе меняет резину, инструктор, который подсказывает, что поменять в езде.
Чтобы не только пилотам масленица, есть специальный Кубок Конструкторов. Им также насчитывают очки за всяческие технические победы болидов во время Гран-при, и, конечно, они корелируют с победами пилотов.
⇔
Хотите попасть теперь на Формулу-1 и увидеть (и услышать!) всё это своими глазами? У нас есть идея. Конкурс на martini.bit.ua – здесь мы разыгрываем поездку в Монцу. Условия просты – просто поделись видео на Фейсбуке и отметь друга. Не забудь про хештег#playwithtime.
Фото: Антон Ткаченко