С тобою дружить хочет Бог: как я сходил на службу духовного центра «Возрождение»
Подхожу к Дворцу Спорта и вижу характерные кучки людей в синих и желтых футболках «Возрождения», уже ставших фейсбуковским мемом. Они перемешаны с людьми в будничной одежде. Один мужчина-возрожденец громко продает горячие пирожки спешащим на Межконфессиональную Международную Молитву за Украину. Беглого взгляда по лицам хватает, чтобы понять, что сюда пришли не только «сектантские зомби в униформе», какими их в этом самом фейсбуке описывают. Семьи с детьми, парочки (молодые и постарше), компании друзей. Пока никаких признаков безумия.
Я немного опаздываю, поэтому, когда захожу в зал, мероприятие уже идет. На сцене какой-то мужчина поет песню со словами «я поклоняюсь тебе, мой Бог», а ему подпевает на три четверти заполненный зал Дворца Спорта (люди продолжают прибывать). Те, кто пришел пораньше, расселись по секторам и заполнили «фан-зону», которая ближе к сцене. Остальные неплохо себя чувствуют и в проходе, а тем временем проворные волонтеры бегом несут и расставляют новые и новые стулья.
Слово «фан-зона», кстати, неслучайное. Все происходящее напоминает стадионный рок-концерт, только с поправкой на «божественную» тематику. Толпа знает слова всех песен, поет и отрывается: люди покачиваются в ритм, кто как умеет, и поднимают руки – понятный жест воздаяния хвалы Господу. Музыка со сцены валит на достаточной громкости, чтобы закипела кровь.
Пока рядом со мной в каком-то особенном экстазе отплясывает мужик с цветными флагами, я пытаюсь сохранять нейтралитет, но вдруг замечаю, что в одной из песен партия клавишных ничуть не хуже, чем у каких-нибудь Muse.
Игрища с публикой продолжаются – никто здесь не скучает ни секунды. Ведущий обращается к залу: «Обернитесь к своему соседу и скажите ему, что мы будем молиться вместе». Все начинают послушно оборачиваться и бормочут друг другу эти слова. Ко мне обращается сосед справа, чтобы тоже это сообщить, и беспардонно до меня дотрагивается. Сначала во мне поднимается волна возмущения и даже отвращения – что он себе позволяет? Я открываю рот, чтобы это возмущение выразить, и смотрю на него: он одет очень просто, обычный работяга в застиранной футболке непонятного цвета с обветренным лицом. Таких на улице обычно либо не замечаешь, либо обходишь стороной. А здесь он искренне улыбается – и желание грубить ему пропадает.
Соседка слева – пожилая женщина, наверняка чья-то бабушка, которая печет вкусные пирожки – тоже говорит мне «давайте молиться вместе», вроде как искренне улыбаясь. Я ничего им не отвечаю, но немного успокаиваюсь. Замечаю человека в инвалидной коляске, который раскачивается в ритм очередной «прославительной» песни. По залу свободно бегают дети, некоторые скачут, взявшись за руки. Вижу, как мужчина с огромной сумкой, которого особенно тщательно проверяли на входе в Дворец Спорта, достает оттуда какие-то банки с консервами и передает их парочке пожилых людей. Они сначала смущенно отнекиваются, а затем берут – наверное, они познакомились именно тут, на собраниях.
На сцену тем временем выходит с песней какая-то группа молодых людей и поет о том, что «наш бог, то як наша стіна». Суровый молодой мужчина, который до этого, насупившись и сложив руки перед собой, неподвижно стоял, вдруг оттаивает и тоже начинает робко покачиваться в ритм. Многие люди снимают мероприятие на свои телефоны, как на обычном концерте. Правда, в большинстве своем это не айфоны, а телефоны попроще, с плохими камерами.
Да, с непривычки это все, разумеется, дико удивляет. Все эти концентрированные песни, в которых разными словами прославляют Бога. Ведущий, который общается с толпой фразами в духе «Давайте сейчас взорвем этот зал нашей благодатью!» (если что, это прямая цитата).
Шквал аплодисментов и общий гул, противостоять которым очень трудно.
Обязательная песенная часть вначале, чтобы зажечь людей, дальше – проповедь. Пересказывать все это и смаковать какие-то детали, в общем, бессмысленно. Весь посыл таких проповедей в целом сводится к одному:
«Царство Божье пришло, аллилуйя!
«Через молитву грядут радикальные изменения!».
«Боже, благодарим тебя за то, что пришло время благодати в нашей жизни!».
«Нет таких, как ты, Бог!».
Все это снова прямые цитаты, надергать которые из контекста можно в громадных количествах, но суть останется примерно одинаковой. Никакого зомбирования, НЛП-практик и прочих хитроумных методов воздействия на психику лично я не замечаю. Все, что я вижу – это большая (и абсолютно типичная) проповедь протестантской церкви “харизматического движения”. Которая, если впервые с таким сталкиваешься, может, и вызывает в голове какую-то конспирологию уровня «человеку там промывают мозги, и он, трясясь в религиозном экстазе, превращается в управляемого зомби». Но достаточно увидеть видео с богослужений различных протестантских течений в США, чтобы понять, что это, по сути, одно и то же. Или посмотреть какой-нибудь лайв Hillsong United. Вот, например:
У нас вера в основном ортодоксальная, поэтому мы и относимся с предубеждением и воспринимаем как зомбирование даже этот прием с поднятием рук. А у всего этого даже есть вполне устоявшийся термин – contemporary worship music. И вообще, за всей шумихой вокруг духовного центра и конкретно одиозной личности Владимира Мунтяна с уголовкой за плечами как-то теряется суть этих сборищ в районе Дворца Спорта. А она-то довольно простая – потребность в единении, которую никто другой не смог удовлетворить.
В сознании православного человека священник – главенствующее лицо, а у «возрожденцев», да и у любых протестантов, пастырь скорее выступает посредником в общении с Богом. Соответственно, и позволяет он себе гораздо больше вольностей.
Чтобы предупредить комментарии в духе «сколько вам заплатили за эту статью», хочется отдельно прояснить один момент. Все вышесказанное совсем не исключает того факта, что на людях, которые посещают эти мероприятия, самым наглым образом зарабатывают. Не исключено, что это всего лишь циничный бизнес. И все это, безусловно, ужасно. Но это также не отменяет другого факта – люди действительно хотят верить, и сами делают выбор, во что и каким образом. В Иисуса, Летающего Макаронного Монстра или Мунтяна, от которого официально отмежевались все протестантские церкви Украины. А то, каким образом берутся и куда деваются деньги – вопрос морали организаторов и забота соответствующих государственных органов. К обычным людям, которые распевают песни про Бога с поднятыми руками, это вряд ли имеет какое-то отношение.
После миллионов постов в фейсбуке, в которых все В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ рассуждают о том, чего не знают, ожидаешь увидеть здесь собрание “серых и убогих”. А видишь абсолютно обычных людей.
Ну, а футболки, которые всех успели достать, значат всего лишь то, что присутствующие не стесняются своей церкви и веры. С таким же успехом можно обвинить человека в футболке с логотипом Red Hot Chili Peppers в том, что он насильно навязывает другим свой музыкальный вкус.
Выхожу из Дворца Спорта в смешанных чувствах. Я шел туда и действительно готовил себя к сектантской мессе, где люди будут биться в жутком трансе. Где люди в инвалидных колясках вдруг встанут и пойдут. Не увидел ни того, ни другого. И еще раз – это не попытка что-то или кого-то оправдывать, всего лишь личные наблюдения. Увидел – рассказал.
Думаю о публике и понимаю, что многие из них явно пришли сюда не от хорошей жизни, многих наверняка привело в эту церковь личное горе или череда несчастий. И подобное манипулирование людьми – штука довольно опасная. Но здесь в большей степени вопрос стоит не в том, как могут Мунтян и ему подобные спекулировать на чужих проблемах – это вечная история, которая была, есть и будет. Вопрос в другом: почему никто, кроме “Возрождения”, не вызвал такого же доверия в сознании всех этих людей? Если честно, ответа я не знаю.
Видео – Олесь Николенко.
Фото: Духовный центр “Возрождение”