Cпецпроекты

Не бог, а человек-машина: как появился Супермен и что за ним стоит


0 1613 1
Специально для bit.ua Андрей Онищенко разбирает комиксы с философской, культурной и исторической точек зрения. Во втором материале речь идет о, пожалуй, самом главном супергерое - Супермене - и предпосылках его появления.

Сейчас, куда не глянь, всюду связывают супергероев с богами. Что в фильмах, что в статьях, разбирающих эти фильмы. Параллели между современным восхищением парнями в трико с тем, что отыгрывал миф в давние времена — штука почти необъяснимая. А самое главное, что предпосылки, которые стоят в основе современных комиксов, отличаются от тех, которые заставили наших предков сочинять не менее интересные истории о богах. Сегодня они не отыгрывают мировоззренческой позиции, то есть, никак не меняют картину восприятия мира. Тем не менее, предпосылки, служащие появлению наших любимых комикс-персонажей, представляются мне более интересными, и заслуживают большего внимания.

Чтобы не путаться в своих расследованиях, я решил начать с начал — Супермена. Именно с него, как по мне, и стартует эра супергеройских комиксов, какими мы привыкли их воспринимать сегодня. Супермен прокладывает дорогу всем тем персонажам, которых мы любим, обсуждаем, а порой даже пытаемся следовать их примерам.

Men in the grinding shop 1928 Rarely seen early photographs of the Leys Malleable Castings Company will be exhibited for the first time at the FORMAT International Photography Festival, Derby, opening on the 8th March – 7th April 2013 Dating from the 1920’s the collection of old black and white prints of the Leys Factory offer a glimpse of the working practises of one of the most significant industrial companies based in the UK during the late 19th and 20th centuries. Leys opened in Derby in 1874 and during its time as a manufacturer of castings for motor cars, was the largest of its kind in Europe, finally closing its operation in 1987. The photographs were donated to the Local Studies Library in 2005 and have sat largely untouched in boxes until the FORMAT research team uncovered this treasure of Derby’s industrial history. The photographs reveal the company fire brigade, made up from regular workers, who, housed near to the factory had alarms fitted in their homes to attend emergencies in the factory. Women are seen casting mouldings in the coreshop and men grind down the metal work in preparation for despatch to customers. Leys had its own railway, bringing raw material to the factory and taking finished products to the rail head for onward delivery around the world. The Leys Malleable Castings Company photographs will displayed in the Market Hall in Derby in an exhibition entitled Stood Still Time during the FORMAT International photography Festival, Derby, 8th March – 7th April 2013.

Лучшим началом для такого описания будет анализ периода создания комикса, главная роль в котором отведена супергерою, ведь именно там и заложены все главные смыслы, которые позже лягут в основу образов других супергероев (я рассматриваю только Золотой период комиксов — 30-50-е года). Речь пойдет о Штатах в межвоенный период.

Причин для появления Супермена здесь прослеживается как минимум три:

1. Высокий рост технологизации общества, который сопровождался  быстрой индустриализацией и машинизацией производства.

2. Великая депрессия, которая потянула за собой цепь увольнений, а значит, и скудного экономического положения граждан.

3. Первая мировая, в которую США были втянуты, и вынесение за скобки человеческого фактора.

Давайте рассмотрим подробней каждый из этих пунктов, чтобы вывести главные, интересующие нас вопросы, и, в конце-концов, сведем все к общему знаменателю — Супермену.

Как известно, особо активный этап развития науки пришелся на конец ХІХ — начало ХХ веков, и это были не просто теоретические открытия, но также и высокий уровень практических внедрений. Особо важным стал вопрос глобальной коммуникации, а, значит, и рост производства. Производство товаров увеличивается, их стоимость уменьшается, а сам процесс становится все более механизированным. 

130624_r23666_g2048-963

Техника усилено наступает на пятки простому рабочему. На первый план выходят инженеры — создатели машин, которые в первую очередь думают о работе техники, а не о последствиях этой работы. В такой атмосфере, люди начинают смотреть на прогресс в черно-белых тонах: или техника уничтожит общество, или же удастся взять ее под контроль. В любом случае, возможность отказаться от использования машин прогресс уже исключает. 

С другой стороны, в 1929 году наступает Великая депрессия, которая несет в себе мрачное будущее для рабочего класса. Последствия не заставили себя ждать: места сокращаются с неимоверной скоростью, население готово работать за еду, ну, и, конечно же, огромный рост недовольства. В такой атмосфере процесс производства хоть и не останавливался, но условия становились все хуже, травмы обретают статус нормы. Мало того, что инженеры не подумали о будущей травмоопасности своих машин, так еще и никакого контроля за рабочим процессом нет.  Очевидно, что в таких условиях производство становится становится адом. И именно к 1938 году, экономическое положение в США немного выравнивается.

us-industrial-production-1928-39

График роста экономики в США до и после Великой депрессии

Да и ко всему прочему война, которая подкосила весь мировой генофонд — куда уж в таких условиях надеяться на светлое будущее?! Еще и какая война: с активным использованием ракет, пулеметов и танков (а впереди и того хуже — атомные бомбы пойдут в ход). Военный потенциал той или иной странны уже не высчитывается в масштабах армий, теперь оценки проводятся на основе машин, которые стоят на учете противника. В этих условиях, человек перестает отыгрывать свою важную роль. Теперь речь не идет о победе над природой. Теперь вопрос в том, чтобы машины не поработили человечество.

action_comics_1

 

Первое появление Супермена состоялось в Action Comics #1, выпущенном 18 апреля 1938 года (хотя на обложке значится июнь 1938 года).

 Ну а теперь пора задаться вопросом: причем здесь Супермен?

Кларк Кент был спасением для эпохи. Мало того, что Кал-Эл (криптонское имя Супермена, если кто не знает) умеет не только писать хорошие журналистские статьи, и заигрывать к Лоис Лейн при каждой возможности, так он еще и мир спасти может. Именно ему Джерри Сигел и Джо Шустер отвели роль посредника между машиной и человеком.

Если посмотреть все написанное выше, становится понятно, что для примирения человечества с техникой есть всего два пути: или наделить машину человеческими качествами (а такая попытка уже была в 1868, так называемый — Steam Man), или же наделить человека качествами машины.

Именно так и появляется Супермен, как человек (ну хотя бы с виду) наделенный возможностями машины, к тому же, ему достаются самые свежие возможности: рентгенное зрение или лазерный взгляд. Если не верите, посмотрите ниже, как изображался Супермен на первых обложках Action  Comics. Только через сравнение с машиной, можно было донести до читателя превосходство Супермена над человеческой силой и тоже преобладание над машинной.

Так вот, именно Супермену предстоит справится с неравенством между машинами и людьми.

Если внимательно почитать первые выпуски комиксов про Супермена, то можно заметить, что чаще всего, его сила имеет толк только тогда, когда он встречается с техникой — будь то пистолет или же автомобиль, а порой даже самолет. Но если он сталкивается с простым человеком, то силы ему особо ни к чему, порой даже наоборот: ему приходится сдерживать свои силы, чтобы и вовсе не убить негодяя.

Супермен не только борется с машинам, но и представляет в себе всю ту ответственность за нее, которая должна была лечь на плечи ее создателей. Он заключает в себе ту индивидуализированную ответственность всего общества, за созданные им машины. Он на своем примере показывает каких ситуаций следует избегать, и каким образом нам использовать наши таланты. Чего только стоит его урок по поводу техники безопасности на шахтах!

untitled-1

Как последствие, человечеству таки удалось справится с ужасающим будущим порабощением машинами, и показать им свое место. Теперь мы даже готовы проявлять к ним сожаление (помните то видео, где пса-робота бьют ногой ?). И за все это мы должны быть благодарны именно Супермену, который, со страниц комиксов, послужил нам примером работы с техникой. Который стал тем образовательным проектом (в плане понимания своего положения наравне с техникой), которого общество так долго ждало. Именно тот герой в трико, которого так требовала эпоха!

И возвращаясь к началу, становится понятным, что мифы которые заложены в образ Супермена даже не стоит отождествлять с античными. Он единственно продукт модерной эпохи, хоть и исполнен всей той эпичностью, которые так красиво воспевали греческие трагики. Вместе с тем, если браться за деконструкцию его персонажа, нам необходимо исследовать эпоху его происхождения, а лишь потом обращаться к общечеловеческим взглядом на героя.

Предыдущий материал серии можно прочесть по ссылке.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: