Не бог, а человек-машина: как появился Супермен и что за ним стоит
Сейчас, куда не глянь, всюду связывают супергероев с богами. Что в фильмах, что в статьях, разбирающих эти фильмы. Параллели между современным восхищением парнями в трико с тем, что отыгрывал миф в давние времена – штука почти необъяснимая. А самое главное, что предпосылки, которые стоят в основе современных комиксов, отличаются от тех, которые заставили наших предков сочинять не менее интересные истории о богах. Сегодня они не отыгрывают мировоззренческой позиции, то есть, никак не меняют картину восприятия мира. Тем не менее, предпосылки, служащие появлению наших любимых комикс-персонажей, представляются мне более интересными, и заслуживают большего внимания.
Чтобы не путаться в своих расследованиях, я решил начать с начал — Супермена. Именно с него, как по мне, и стартует эра супергеройских комиксов, какими мы привыкли их воспринимать сегодня. Супермен прокладывает дорогу всем тем персонажам, которых мы любим, обсуждаем, а порой даже пытаемся следовать их примерам.
Лучшим началом для такого описания будет анализ периода создания комикса, главная роль в котором отведена супергерою, ведь именно там и заложены все главные смыслы, которые позже лягут в основу образов других супергероев (я рассматриваю только Золотой период комиксов – 30-50-е года). Речь пойдет о Штатах в межвоенный период.
Причин для появления Супермена здесь прослеживается как минимум три:
1. Высокий рост технологизации общества, который сопровождался быстрой индустриализацией и машинизацией производства.
2. Великая депрессия, которая потянула за собой цепь увольнений, а значит, и скудного экономического положения граждан.
3. Первая мировая, в которую США были втянуты, и вынесение за скобки человеческого фактора.
Давайте рассмотрим подробней каждый из этих пунктов, чтобы вывести главные, интересующие нас вопросы, и, в конце-концов, сведем все к общему знаменателю — Супермену.
Как известно, особо активный этап развития науки пришелся на конец ХІХ – начало ХХ веков, и это были не просто теоретические открытия, но также и высокий уровень практических внедрений. Особо важным стал вопрос глобальной коммуникации, а, значит, и рост производства. Производство товаров увеличивается, их стоимость уменьшается, а сам процесс становится все более механизированным.
Техника усилено наступает на пятки простому рабочему. На первый план выходят инженеры — создатели машин, которые в первую очередь думают о работе техники, а не о последствиях этой работы. В такой атмосфере, люди начинают смотреть на прогресс в черно-белых тонах: или техника уничтожит общество, или же удастся взять ее под контроль. В любом случае, возможность отказаться от использования машин прогресс уже исключает.
С другой стороны, в 1929 году наступает Великая депрессия, которая несет в себе мрачное будущее для рабочего класса. Последствия не заставили себя ждать: места сокращаются с неимоверной скоростью, население готово работать за еду, ну, и, конечно же, огромный рост недовольства. В такой атмосфере процесс производства хоть и не останавливался, но условия становились все хуже, травмы обретают статус нормы. Мало того, что инженеры не подумали о будущей травмоопасности своих машин, так еще и никакого контроля за рабочим процессом нет. Очевидно, что в таких условиях производство становится становится адом. И именно к 1938 году, экономическое положение в США немного выравнивается.
График роста экономики в США до и после Великой депрессии
Да и ко всему прочему война, которая подкосила весь мировой генофонд – куда уж в таких условиях надеяться на светлое будущее?! Еще и какая война: с активным использованием ракет, пулеметов и танков (а впереди и того хуже – атомные бомбы пойдут в ход). Военный потенциал той или иной странны уже не высчитывается в масштабах армий, теперь оценки проводятся на основе машин, которые стоят на учете противника. В этих условиях, человек перестает отыгрывать свою важную роль. Теперь речь не идет о победе над природой. Теперь вопрос в том, чтобы машины не поработили человечество.
Первое появление Супермена состоялось в Action Comics #1, выпущенном 18 апреля 1938 года (хотя на обложке значится июнь 1938 года).
Ну а теперь пора задаться вопросом: причем здесь Супермен?
Кларк Кент был спасением для эпохи. Мало того, что Кал-Эл (криптонское имя Супермена, если кто не знает) умеет не только писать хорошие журналистские статьи, и заигрывать к Лоис Лейн при каждой возможности, так он еще и мир спасти может. Именно ему Джерри Сигел и Джо Шустер отвели роль посредника между машиной и человеком.
Если посмотреть все написанное выше, становится понятно, что для примирения человечества с техникой есть всего два пути: или наделить машину человеческими качествами (а такая попытка уже была в 1868, так называемый – Steam Man), или же наделить человека качествами машины.
Именно так и появляется Супермен, как человек (ну хотя бы с виду) наделенный возможностями машины, к тому же, ему достаются самые свежие возможности: рентгенное зрение или лазерный взгляд. Если не верите, посмотрите ниже, как изображался Супермен на первых обложках Action Comics. Только через сравнение с машиной, можно было донести до читателя превосходство Супермена над человеческой силой и тоже преобладание над машинной.
Так вот, именно Супермену предстоит справится с неравенством между машинами и людьми.
Если внимательно почитать первые выпуски комиксов про Супермена, то можно заметить, что чаще всего, его сила имеет толк только тогда, когда он встречается с техникой — будь то пистолет или же автомобиль, а порой даже самолет. Но если он сталкивается с простым человеком, то силы ему особо ни к чему, порой даже наоборот: ему приходится сдерживать свои силы, чтобы и вовсе не убить негодяя.
Супермен не только борется с машинам, но и представляет в себе всю ту ответственность за нее, которая должна была лечь на плечи ее создателей. Он заключает в себе ту индивидуализированную ответственность всего общества, за созданные им машины. Он на своем примере показывает каких ситуаций следует избегать, и каким образом нам использовать наши таланты. Чего только стоит его урок по поводу техники безопасности на шахтах!
Как последствие, человечеству таки удалось справится с ужасающим будущим порабощением машинами, и показать им свое место. Теперь мы даже готовы проявлять к ним сожаление (помните то видео, где пса-робота бьют ногой ?). И за все это мы должны быть благодарны именно Супермену, который, со страниц комиксов, послужил нам примером работы с техникой. Который стал тем образовательным проектом (в плане понимания своего положения наравне с техникой), которого общество так долго ждало. Именно тот герой в трико, которого так требовала эпоха!
И возвращаясь к началу, становится понятным, что мифы которые заложены в образ Супермена даже не стоит отождествлять с античными. Он единственно продукт модерной эпохи, хоть и исполнен всей той эпичностью, которые так красиво воспевали греческие трагики. Вместе с тем, если браться за деконструкцию его персонажа, нам необходимо исследовать эпоху его происхождения, а лишь потом обращаться к общечеловеческим взглядом на героя.
Предыдущий материал серии можно прочесть по ссылке.