Cпецпроекты

Что не так с украинским театром?


4 1250 147
Алкоголизм, безденежье, преемственность и патернализм: актер Владимир Чалчинский рассказывает об особенностях украинских театров:

Сталкиваясь с людьми различных профессий, я часто задаю им вопрос о том, насколько часто они посещают театр. Обычный среднестатистический ответ находится в рамках от одного раза в год и до одного раза в жизни. Многие говорят о том, что театр это как-то не для них, что это скучно и непонятно. Заглянув в государственную статистику,  я нашел подтверждение тому, что это вовсе не случайность. Начиная с 1990 года, количество посещений украинских театров упало с 17 млн до 5.6 млн в год (2015 год).  Для сравнения, посещений музеев в 2015 году зарегистрировано 15 млн. И это по всей Украине! В одном только Лондоне, при населении 8 млн, посещаемость театров за год доходит до 22 млн.

Стоит отметить, что 5.6 млн посещений не означает, что театр посетило 5.6 млн зрителей, так как в театр ходят обычно одни и те же люди. Таким образом, можно предположить, что посещают театр только около 1-2 % населения. Но даже этих двух процентов хватает, чтобы заполнить театр зрителями. Но кто эти люди,  кто эти 2 процента? Если понаблюдать за зрителями в нашем театре, то можно выделить для себя три группы людей. 

slide_294111_2382009_free

Во-первых, это люди, которые сами профессионально занимаются искусством, будь-то театр, литература, живопись, танец или музыка. Все эти люди часто наряжаются как можно красивее, чтобы не только на других посмотреть, но и себя показать. Они уже давно привыкли к театральному пафосу и считают это изюминкой театра, которую простолюдины понять не могут. Но ведь искусство не может существовать только для людей занимающихся им. Это похоже на то, как если бы доктор лечил только других докторов.

Вторая группа людей — бабушки. Для них поход в театр является важной частью их культурной жизни. Посещение театра является знаком того, что они ведут благовоспитанный образ жизни. Чаще всего спектакль, особенно если он поставлен по классическому произведению, считается ими гениальным априори.

Третья группа – это те самые случайные зрители, которые ходят раз в год или реже. В них входят школьники, которых заставили посетить это культурное событие, а также знакомые и друзья самих актеров, которым бесплатно достались приглашения.

slide_294111_2382006_free

Молодежь и поколение среднего возраста в театрах бывают крайне редко. Можно, конечно, все спихнуть на то, что «публика — дура», что ничего не понимает, что искусство в нашей стране не ценится и все такое, но что если все-таки посмотреть на другую сторону, а именно на тех, кто создает этот украинский театр. Может быть, здесь мы и найдем ответы на то, почему так хочется спать на некоторых спектаклях. Почему то, что происходит на сцене, не вызывает желания ходить в театр чаще?

Складывается впечатление, что сегодняшний  украинский театр становится сериальным театром. Дело в том, что воспитание актеров происходит не только в театральном университете, но и на кастингах, съемках в рекламе и сериалах. Большинство театральных актеров чаще мелькают на телевидении, чем в театре. А вот искусство, наоборот, в отечественных сериалах вообще не мелькает. Там актеру дали роль, текст – вот и все, иди играй. Там не будут долго репетировать, не будут долго думать о качестве, о смысле всего происходящего: главное — заработать денег. Сериал – это место, где актер должен делать все быстро. Поэтому он собирает огромное количество штампов, заученных реакций, оценок, теряет свою индивидуальность и потом вся эта сериальная игра, незаметно для него, переносится на сцену.  При этом ни один уважающий себя актер не скажет, что делает это ради искусства. Более того, многие потом даже не пересматривают то, в чем снялись.

Хотя, разница в прибыли может многое объяснить: актер без званий зарабатывает от 1 тыс грн в обычном театре и до 8 тыс грн в национальном театре в месяц. А вот в сериалах один съемочный день может стоить от 1 тыс грн (эпизодическая роль) и вплоть до $4 000 (столько получают самые известные украинские актеры).

Актер, работающий в обычном театре, просто не может содержать себя без съемок, в сравнении с заслуженными и народными артистами, которые, несмотря на то, что получают больше, все равно являются частыми посетителями кастингов. Ведь деньги нужны всем и никто не знает, где то самое «хватит». Вот в итоге и выходит, что из-за финансового вопроса, «храм искусства» превращается в хобби и, конечно же, отношение актеров к нему соответственное.

slide_294111_2382004_free

Именно отношение актеров к сегодняшнему театру определяет качество спектаклей. К сожалению, на сегодняшний день нет ничего удивительного в том, что актеры в одном из главных театров страны, могут ходить с листиками по сцене, не зная текста за месяц до премьеры; что они опаздывают на репетиции; играют в нарды перед выходом на сцену, а потом, будучи на сцене, обдумывают следующий ход. Живые человеческие глаза становятся стеклянным бессмысленным взглядом. Актрисы, которые играют Джульетту или Нину Заречную, заходя за кулисы, матерят костюмершу. Конечно, многие скажут, что таланту все простительно, но ведь это вовсе не талант. Ложь со сцены видно, ею разит от спектакля, как от испорченных продуктов. Из-за таких украинских талантов количество зрителей будет все меньше и меньше. Самое интересное, что уволить таких актеров тоже нельзя благодаря театральной системе, доставшейся нам в наследство от Советского Союза.

«В театре есть только одна дверь — входная, поэтому если актер вошел в нее, то там уже и остался — навсегда» — эта поговорка точно описывает нашу театральную систему. В Советском союзе театр воспринимался как завод, куда направляли выпускников театральных вузов. Уволить человека из театра – очень непростое дело. Уволить можно было только за невыполнение служебных обязанностей, а вот за отсутствие таланта или неправильное отношение к работе – никак. Сейчас уже в театры никто никого не направляет, поступить  должен сам: сыграть монолог, спеть, станцевать, сделать этюд, — но до сих пор есть много актеров, которые, играя роли «кушать подано», получают такую же зарплату, как и актеры, исполняющие главные роли. Из-за того, что многие такие актеры числятся в труппе, нет мест, на которые можно взять новых молодых артистов.

slide_294111_2382003_free

Как бы режиссер не взывал к творчеству и искусству «актеров ремесленников», их уже ничего не сдвинет с места. Они уже давно не напрягаются. А зачем? Все вокруг говорит о том, что все хорошо: зритель в зале есть, цветы дарят, аплодируют стоя, коллеги поздравляют. Говорить плохо сразу после спектакля – это дурной тон. К сожалению, те, кому не понравился спектакль, не подходят и не говорят об этом актерам, не ловят их на улице,  не идут в кассу с требованием вернуть деньги, потому что спектакль «просроченный», — зритель, которому не нравится, просто уходит, и уже неизвестно, вернется ли. А если кто-то и скажет все-таки что-то дурное про спектакль — глупец, не понимающий искусства.

Нельзя также не затронуть одну из самых главных привычек в актерской жизни – злоупотребление алкоголем.

Многие известные актеры, как в России, так и в Украине, имели большие проблемы с алкоголем (о неизвестных актерах можно вообще молчать). Пьют большинство, пьют много: после каждой премьеры, перед спектаклем, после хорошего спектакля, после плохого; для вдохновения и освобождения от зажимов, для уверенности, ну и просто так. Иногда уходят в запои, особенно во время гастролей. Зрители и фанаты приходят поздравлять любимых сериальных актеров с бутылками, – ну не выбрасывать же! – поэтому в гримерках почти в каждой тумбочке можно найти, как минимум, бутылочку коньяка. Употребление алкоголя для многих актеров вещь сама собой разумеющаяся: «Все великие творческие личности имели с этим проблемы, чем же мы хуже?»

Таким образом театр перестает быть тем самым театром, о котором грезили Станиславский, Мейерхольд, Гротовский и Чехов. Создать нового человека на сцене – это невероятно сложное искусство и поэтому оно требует огромных внутренних затрат. Без этого не может быть театра. В противном случае он превращается в завод по производству спектаклей. А на завод ходить не интересно.

slide_294111_2382002_free

Украинскому театру на сегодняшний день стоит кардинально изменить вектор развития. Причем, вектор с направленностью не на подражание (как сейчас модно все европеизировать), а на развитие собственного стиля.  Разве возник бы литовский или немецкий театр, какими мы знаем их сейчас, если бы они подражали бы какой-то другой стране? Вот и украинскому театру нужно думать про свои способы выражения, построенные на специфике украинской культуры. Огромный уклон на форму в европейском театре совсем не свойственен нам. Может, нам стоит все-таки вернуться к глубокому наполнению, как каждого персонажа, так и всего спектакля в целом?

Многие актеры и режиссеры сваливают все проблемы на публику, забывая, что театр также выполняет образовательную функцию. А если театра нет, то нет и культурного зрителя, а не наоборот. Бесспорно, зритель, может быть, не читал Ницше или Чехова, может ему будет непонятен текст, культурные коды, режиссерские находки или выстроенные декорации, но если на сцене возникают настоящие искренние чувства, то он не сможет оторвать глаз и потом уже захочет узнать и про Шекспира, и про Достоевского. Но только для этого нужно делать все по-настоящему, никакого «псевдо», никакой халтуры и сериальной игры. 

slide_294111_2382008_free

«Но разве это финал, без лучика света, без лучика надежды?», — спрашивал когда-то у Феллини его продюсер. Вот и эту статью не хочется заканчивать на пессимистичной ноте. Хочется верить, что не все так плохо. 

Первый луч надежды – это новая театральная реформа, которая недавно пришла в действие и благодаря которой все работники теперь должны заключить контракт от одного до трех лет с театром, в котором работают. По истечению срока кандидаты будут пересматриваться. Будем надеяться, что это реформа расшевелит актеров наших театров и также освободит место для молодых, чтобы и они смогли взять участие в развитии украинской сцены.

Второй луч надежды — небольшое количество действительно искренне преданных делу актеров и режиссеров. Именно благодаря им понимаешь, что украинский театр может иметь свой собственный стиль и веришь в то, что у него может быть интересное будущее. Именно они создают атмосферу, в которой не хочется замечать недостатки и технические проблемы. И вопрос только в том, как увеличить количество подобных людей? 

Тэги:

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

4 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Фу,даже написано не вкусно.
Молодёжь не ходит в театр?-Серьёзно? Чушь полная.
Знаете ли,я менеджер среднего звена и тоже иногда опаздываю. А ещё алкоголем празднуем выгодные сделки,о,Боги,нам тоже нужна реформа.
Все,что могу сказать автору- Вам к психиатру,потом поговорим.
Всегда лучше молчать,если не знаешь,чем говорить что попало.

2

Я знаю цього хлопчину, був кращої про нього думки!… думаю ніхто не має права розповідати подібного роду речі, тому треба бути дрібномозковим створінням, щоб дозволяти собі подібного роду статті!… треба, хоча б щось зробити в проіесії, для початку, а потім робити подібний аналіз та виносити на розсуд інших своє бачення!… бажаю хлопчині втілити свої мрії, але думаю наврядчи це вийде з такою поведінкою і вчинками, зрадників та подібного роду "агентів справедливості", жоден колектив не стерпить, а цьому хлопчині раджу не кружляти навколо театру до якого його не взяли, дуже нисько виглядають подібного роду статті та, як правило їх пишуть ображені та дрібні люди, нехай щастить Володя!…

3
Полина

Обалденно.
Спасибо, что можно почитать что-то про театр. О нем пишут сейчас так мало.

4

Лучше не читайте этот бред сумасшедшего. Это вообще какая-то антиутопия, ничего из написанного выше реально не происходит в жизни) можно разобрать по абзацам, но, извините, лень. Это как бабушку-шизофреничку, которая вещает о конце света не стоит разубеждать - бессмысленно!

Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: