Cпецпроекты

Что не так со временем в комиксах


0 1224 0
Наш человек с философским образованием Андрей Онищенко продолжает исследовать комиксы с философской, культурной и исторической точек зрения. В третьем материале речь идет об особенностях времени в графических романах.

Комикс родился только во второй половине XIX века, но уже успел поработить лавки магазинов и заполнить кинопространство. Из маленьких вставок в газетах комиксы превратились в полноценный жанр.  Теперь уже никто не диктует им правила объема, развития и окончания сюжета. Сами персонажи комиксов выглядят в глазах читателей  богами, спустившимися на землю. Почему это так? Давайте разберемся.

Да, в образах супергероев скрыто немало мифов. К примеру, в Супермене заложены как архетипные, так и романные и мифологические черты (эпичность героя, бессмертие бога и т. д.).  Точно так же и в других персонажах мы можем заметить немало интересного – героического, божественного. Но дело даже не столько в самих супергероях, сколько в комиксе как в жанре. Мифологизация заложена в самой его структуре.

gallerychar_1900x900_supun4_3_52ab8fd51b5a34-80060929

Один из главных её инструментов – это время. Что мы подразумеваем под понятием времени? Еще Аристотель говорил о времени как о последовательности каких-то действий (здесь все понятно). Затем был долгий перерыв, и в дело вступил Кант. Он добавил к последовательности еще и понятие причинности. То есть для него время понимается как порядок причинно-следственных сцепле­ний между действиями: каждое действие дает толчок другому.

В комиксах время приобретает несколько иной облик: каждый сюжет развивается в одном и том же времени, что и остальные, но почти не связан с ними. Когда одна история заканчивается, то следующая не продолжает ее. Все истории как бы соединены между собой одним временем, на фоне которого они происходят, но каждая история имеет свое, отдельное по смыслу и времени место. Этот разрыв позволяет авторам сохранять возможность для неисчерпаемости сюжета.

В комиксах время приобретает несколько иной облик: каждый сюжет развивается в одном и том же времени, что и остальные, но почти не связан с ними.

Такие особенности комиксовой хронологии создают возможность для скольжения во временном пространстве. Так, свободно можно перенести действие во времена детства супергероя, или же наоборот — в будущее, тем самым раскрывая тайны его происхождения или строить новые интриги. С тем же успехом авторы могут сделать подобные путешествия лишь плодом фантазии персонажа. Как видим, в комиксах связь между следствием и последствием значительно нарушена. Фактически в комиксах нет прошлого и будущего. Мы имеем дело с непрекращающимся настоящим.

spy_featured_01

Сегодня мы наблюдаем новую тенденцию: авторы стремятся придать времени в своих комиксах полноценную «трёхмерность». Но это от разбалованной прихоти современных читателей. В самом же начале, когда персонажи комиксов представляли собой модерный типаж героя (идеальный, без изъянов как физических, так и психологических), потребности в причинно-следственных связях в сюжете особо не было.

Время в классических комиксах – это не трёхмерная модель, как мы уже заметили. Это даже не линия, это – точка. Вечное настоящее. Благодаря такому подходу мы получаем возможность бесконечно писать сюжеты о нестареющем, в полном расцвете сил герое, и тем самым, не наскучить читателю шаблонными историями.

Время в классических комиксах – это не трёхмерная модель, как мы уже заметили. Это даже не линия, это – точка.

К чему же это все приводит? К тому, что у нас появляется модерный мифический персонаж. Он безупречен, у него нет никаких недостатков, и вообще он сам-из-себя-потрясающий. И, поскольку он не живет в цельной временной категории, – он бессмертен. Отсутствие у него страха смерти позволяет ему вступать в любую схватку с врагом. Точно также,  у него нет возможности смотреть в будущее, а, значит, и строить какие-то планы. Он просто не развивается, его опыт не связан с его мировосприятием, а несет в себе лишь практический смысл. Все его черты характера и ценности, которыми он руководствуется, остаются такими, какими их задумал автор с самого начала.

644dd90c927c0d62df338ec3a8229892

И еще один экскурс в философию. В XX веке рождается новое философское движение – экзистенциализм. Для его последователей, особенно для Сартра, необходимой чертой свободы есть возможность выбора. Так, каждый человек в своем настоящем представляет всю сумму его предыдущих выборов. Но, как было сказано выше, супергерои не способны к планированию своего будущего, а их прошлое не связано с их настоящим. Становится очевидным, что супергерой избавлен от возможности выбора. Он вынужден оставаться самим собой  в бесконечности. Это позволяет авторам сохранять оригинальный педагогический характер своего персонажа. Но сам герой становится заложником своего характера.

Супергерои не способны к планированию своего будущего, а их прошлое не связано с их настоящим. Они избавлены от возможности выбора.

Такая черта подачи сохранялась на протяжении всего Золотого и частично Серебряного периодов в комиксах.  Лишь потом авторам пришлось задуматься над внутренними переживаниями своих персонажей и изменить временную структуру комиксов. Истории начали объединяться, что повлекло изменения самого образа супергероя.

Конечно же, особая временная подача – это не единственное, что мифологизирует персонажей комикса. Это всего лишь один из многих нарративов, которые влияют как и на способ подачи, так и на восприятие персонажа. Но очень часто они остаются незамеченными внимательным читателем, который больше увлечен сюжетной линией комикса. Вместе с тем, именно они строят наше понимание, пусть даже бессознательно. И, как видите, в нарративах можно заметить еще много интересных фактов о наших любимых героях, которые остаются за повествованием, но скрываются в основах комикса как жанра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тэги:

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: